Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ...

Российский рынок систем комплексной автоматизации уже вполне сформировался (хотя он еще развивается, причем темпы роста заставляют западные компании присматриваться к этому сегменту все внимательнее).

Однако существуют два мнения, отражающих определенный конфликт между поставщиками готовых решений, предлагающих уже интегрированные

(т. е. «все включено») продукты и, разумеется, считающих их будущим автоматизации, и потенциальными потребителями IT-услуг, которые утверждают,

что самостоятельность никогда не вредит компании. Например, одно из крупнейших станкостроительных предприятий на основе СУБД Oracle создало собственную систему автоматизации, успешно ее развивает и не намерено переходить на готовые технологии внешних фирм. Мы решили обсудить столь полярные точки зрения

с Андреем Шабановым, главой российского представительства компании Scala Business Solutions.

– Андрей, ваша компания давно ведет проекты по внедрению систем класса ERP. Как часто вам приходится заменять самописные системы на готовые решения?

В настоящий момент конфигурация на рынке уже сложилась: те, кто хотел перейти на промышленные системы, – перешли, те, кто хотел остаться, – остались. Здесь ключевое значение имеют желание руководства компании и тот факт, удовлетворяет ли их самописная система. Продукт собственной разработки может быть на 100% настроен под бизнес-процессы предприятия, и все может идти гладко. Но если требуется дальнейший рост бизнеса, то эта система требует огромных вложений (притом не только материальных, но и технологических). С другой стороны, специалисты, разрабатывающие сами систему и работающие постоянно в одной и той же бизнес-среде, так или иначе постепенно теряют «связь» с технологиями. Им кажется, что они сделали все отлично, что у них работающая система и в ней ничего не нужно менять, поскольку она полностью их удовлетворяет. Также существует опасность, что предприятие с самописной системой «замрет» на достигнутом уровне развития технологий.

Сейчас уже наметилась следующая тенденция: у растущего предприятия возникает желание не зависеть от того, насколько знания его программистов позволяют реализовать те задачи, которые ставит руководство.

– Если попытаться быть объективными, то насколько приведенная выше точка зрения самостоятельного предприятия правильна?

Эта точка зрения имеет право на жизнь. Но нужно осознавать, что предприятие в данном случае теряет возможность (или ограничивает себя) получения технологий и нового опыта извне. Ведь что такое ERP-система? Это опыт сотен, тысяч предприятий, на которых она установлена, под которые она настраивалась. Любая компания, устанавливающая систему, автоматически приобретает возможность получить в свое распоряжение опыт, бизнес-логику, настроить свои бизнес-процессы таким образом, чтобы стать конкурентоспособной на рынке. Когда же все сводится к самописной системе, то подобного роь, конечно, предприятия будет «чувствовать» себя неплохо. Но такой подход достаточно консервативен. Сейчас уже можно говорить о том, что логическим следствием использования самописной системы являются замедление и даже стагнация развития бизнеса. Объясняется это тем, что специалисты предприятия, как правило, бессильны предусмотреть все нюансы «роста» и заложить идеологию масштабирования в свою систему.

– Какие перспективы развития рынка «готовых» продуктов для автоматизации управления предприятием можно обозначить?

Этот рынок растет очень быстро. Любое предприятие может найти себе ту систему, которая ему требуется. Однако 100%-ного соответствия бизнес-процессам добиться, скорее всего, не удастся. Но учитывая, каким образом используются крупные системы, большим успехом можно считать, если компании удается хотя бы на 60% задействовать возможности системы. Нередко компании используют не все возможности функционала системы, и со временем у них возникает желание познакомиться с опытом других клиентов.

– Как известно, ни одно готовое решение не бывает готово на 100%: так или иначе требуется настройка и последующая поддержка системы (в лучшем случае процесс «доведения до ума» вписывается в 30%). Насколько это может «утяжелить» стоимость владения системой?

Я бы сказал так: готовое решение представляет собой некий «скелет», на который необходимо «нанизать» специфику каждого отдельного предприятия. Действительно, в лучшем случае это 30%. Любая система настраивается под предприятие заново. Существуют стандартные бизнес-процессы, которые при установке системы уже могут быть настроены. Но я бы рассматривал процесс внедрения системы не только как настройку продукта, а как комплексный процесс, включающий обучение людей, настройку системы и направленный на то, чтобы дальнейшая работа уже могла идти без компании-поставщика или интегратора. Следовательно, первоначальные затраты на систему можно разделить на закупку самой системы (лицензии на программное обеспечение) и услуги по ее внедрению. Если полную стоимость проекта брать за 100%, то затраты делятся в среднем 50/50 (когда речь идет о несложной функциональности). В дальнейшем требуется, чтобы заказчик смог работать с системой и достраивать ее под изменяющиеся бизнес-процессы.

Фиксированная стоимость внедрения в данном случае – палка о двух концах: вполне понятно, что компании-заказчику необходимо определиться, сколько денег она потратит на внедрение. Но даже при четко обозначенном бюджете случается, что по вине самого заказчика не выполняются (либо задерживаются) запланированные работы. Причины могут быть следующие: у заказчика нет соответствующих ресурсов или с целью экономии времени работы переадресованы внедренцу. В данном случае речь идет о дополнительной оплате. Поэтому, даже если стороны договариваются о фиксированной стоимости внедрения, это не означает, что не будет дополнительных затрат. Планировать их можно сразу, и что затраты могут возрасти.

Далее нужно закладывать материальные и людские ресурсы на последующую поддержку и развитие системы. По сравнению с эффектом от внедрения затраты на ее обслуживание невелики.

– Кто берет на себя риски по реализации проекта?

Обычно они делятся пополам. Наши потенциальные клиенты, как правило, хотят застраховаться от рисков по внедрению системы. Но на нашу долю тоже выпадает огромное количество рисков. Например, предложив фиксированную стоимость внедрения и предполагая выполнение определенных работ заказчиком, мы идем на риск, ведь со стороны заказчика могут быть и задержки, и невыполнение обязательств. Поэтому мы всегда оговариваем, что собственником проекта является заказчик. Но мы предоставляем средства для автоматизации (лицензия ПО) и помогаем заказчику в осуществлении проекта. Не случайно наша методология внедрения предусматривает, что на определенном этапе проекта роль заказчика возрастает, объем работ, выполняемых его сотрудниками, увеличивается. В некоторых случаях даже функция управления проектом может быть передана руководителю проекта со стороны заказчика.

– Изменился ли контингент заказчиков за последнее время?

Да, причем значительно. Появилось много российских компаний, в основном крупных предприятий, руководство которых приходит к необходимости установки системы управления предприятием. Но это понимание идет «сверху вниз» (от руководства к исполнителям), и успех возможен только в том случае, когда хотя бы средний менеджмент компании так же осознанно идет на внедрение. Следует сказать, что при ведении таких проектов существует сопротивление внутри компании, переломить которое можно путем разъяснений и в крайнем случае замены людей. Это, кстати, относится и к рискам, которые желательно «просчитывать» до начала проекта внедрения и правильно оценивать ситуацию на предприятии.

– Можно ли дать рекомендации заказчикам по выбору фирмы-интегратора?

Прежде всего следует выбирать такого интегратора и такого поставщика, которые смогут представить новому заказчику уже успешно завершенные проекты и организовать встречу потенциальных и существующих клиентов. Это является самой лучшей рекомендацией. Если компания-интегратор имеет в своем активе всего два-три проекта, то, доверяя ей проект, заказчик, по сути, ставит над собой эксперимент. Внедрение ERP-систем требует специальных знаний не только продукта, но и бизнеса. Если за внедрение берется компания-интегратор, которая занимается также поставками компьютеров и оборудования и предлагает услуги в других областях, значит ERP-бизнес не является для нее ключевым. В таком случае необходимо проверить, имеет ли она соответствующие опыт и знания. ERP-система – это узкая специализация, которая требует большого внимания, серьезных вложений в ресурсы и обучение людей.

Материал подготовила

Ольга Белова


Главная страница / Архитектура отрасли