Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

СКАЗКА С БЫЛЬЮ НЕ СРАВНИТСЯ...

Если вы уже приобрели ERP-систему в «личную» собственность, то этот материал не для вас. Мы собираемся рассказать о сегодняшнем дне такого явления, как аутсорсинг корпоративных информационных систем, в чем его суть и каким образом он реализуется в России и за рубежом.

О многочисленных разновидностях ИТ-аутсорсинга и некоторых подводных камнях, которые встречаются на пути его применения, мы уже писали (см. ). Мы лишь напомним, что практически любой программный продукт или ИТ-услуга может предоставляться путем аренды. Вообще понятие аутсорсинга подразумевает передачу внешним фирмам непрофильных направлений деятельности компании. В данном случае – пуска, наладки и обслуживания КИС.

Еще в конце 90-х годов у нас заговорили о возможностях, которые предоставляет услуга внешних организаций по аренде приложений масштаба предприятия. По всему выходило, что возможности равны сказочным волшебным помощникам: герой занимается профильным делом (ищет принцессу или производит, скажем, цемент), а скатерть-самобранка, или в нашем случае ASP-компания (Application Service Provider), обслуживает это дело без особых затруднений для героя.

Это присказка. Сказка, как водится, впереди...

Contra

Принято считать, что на Западе услуга аренды вообще и ИТ-аутсорсинг в частности пользуются огромным успехом и вполне удачно потребляются. Однако при подготовке этой статьи нам встретилось любопытное исследование, опубликованное на www.outsourcing.com, где приводится статистика успешности проектов по аренде приложений. По данным американской аналитической компании Dun & Bradstreet, 25% контрактов по аутсорсингу терпит крах через 2 года после их заключения, 50% – в течение первого года работы!

Причина, думается, не только в стагнации экономики западных стран и уж тем более не в услуге как таковой, а в «личности», ее предоставляющей, т. е. сервис-провайдере.

Во избежание неприятностей (если вы выбираете этот путь) рекомендуются вполне очевидные действия: тщательно проверить компанию ASP, ее технологические возможности и гарантии, качество доступа к приложениям и наличие квалифицированного персонала.

Однако сравнивать западный подход к аутсорсингу и российский пока не представляется возможным.

И не потому, что мы разные – суть операций найма и сдачи в аренду везде одинакова, а по причине недоработанности российской юридической базы в области аутсорсинга бизнес-приложений. Клиент оказывается практически незащищенным от недобросовестных действий поставщика, что, разумеется, отрицательно влияет на распространение сервиса. Складывается впечатление, что такой услуги в РФ нет вообще. А между тем ASP-фирмы у нас существуют, ведут проекты, в основном фирм с участием западного капитала, и уповают на лучшее будущее.

Хотим заранее уверить читателя, что не собираемся его пугать, рассказывая о негатд ли мы стали бы освещать его на страницах нашего издания. Даже аналитики, которые опубликовали столь неутешительную статистику, уверены в будущем аутсорсинга.

У такой уверенности есть веские основания. Прежде всего очевидная выгода для клиента.

...et pro

Что предлагает заказчику провайдер? В стандартный набор поставщиков услуг входит предоставление собственной технологической площадки с уже созданной инфраструктурой (как правило, декларируется использование новейших технологий при ее строительстве), обслуживание приложений сотрудниками провайдера (разумеется, высококвалифицированными), а также организация для персонала заказчика рабочих мест, если таковые потребуются, на площадке провайдера.

Помимо приведенных выше цифр есть и другая статистика, в которой говорится о том, что около 60% зарубежных компаний предпочитают не иметь собственных ИТ-специалистов, отдавая эту часть на откуп внешним компаниям. Причина кроется во всевозрастающей стоимости квалифицированных специалистов. Кроме того, компаниям, чьей профильной деятельностью не является создание, внедрение и поддержка корпоративных информационных систем, такие специалисты, в общем-то, и не нужны. Вспоминается яркий образ, приведенный в одной из статей по производственному аутсорсингу: странная получается картина – все хотят иметь трактор, который используется десять дней в году.

Об аутсорсинге КИС говорят, но как-то мало и невнятно. Потребитель зачастую не понимает, в чем суть аренды КИС и как это вообще возможно «нанять» бизнес-приложение масштаба предприятия? Непонимание ведет к неприятию, малая востребованность услуги естественным образом тормозит развитие законодательства в этой области: клиенту мало знать, что в случае невыполнения поставщиком услуг своих обязательств он может расторгнуть контракт, надо ведь и дальше работать. Как быть в такой ситуации? Особенно если собственным рассудком и из подсказок теории понимаешь, что содержать собственный ИТ-отдел накладно, что неплохо бы доверить администрирование надежному партнеру и сосредоточиться на основном бизнесе. Так, может, стоит изучить вопрос более тщательно?

Занявшись вплотную этой темой, мы вскоре

обнаружили, что подход к внедрению КИС с последующим использованием услуги аренды абсолютно воспроизводит действия, которые сопровождают обычное внедрение.

Методика основана на следующих принципах:

1. Обязательное участие руководства компании-заказчика в подготовке плана и создании проектной группы, которая будет заниматься внедрением

системы.

2. Для проекта, подразумевающего определенные гарантии отказоустойчивости и резервирования данных, – оценивание рисков, которые закладываются в дальнейшую стратегию внедрения.

3. Подготовка документации по проекту и инструкций для персонала.

4. Тестирование и запуск системы.

Отличие ASP-модели от обычной только в том, что заказчик не выкупаетренду на весь срок действия контракта. Надо ли говорить, что уже на этом этапе экономия получается существенной.

Можно использовать не всю систему в целом, а отдельные функциональные модули.

CRM (Customer Relationship Management) – управление взаимоотношениями с клиентами. Это не просто «складирование» данных, а комплексная услуга, содержащая высокий процент аналитических работ.

SRM (Supplier Relationship Management) – управление взаимоотношениями с поставщиками, также использующее аналитику.

Кстати, в рамках этого направления можно выделить такую модель, как Outsoursing Relationship Management (ORM). В данном случае подразумевается отслеживание деятельности сторонних организаций, выполняющих работы по договорам субконтрактации, в том числе и ИТ-аутсорсинг. Западные компании вовсю используют подобную услугу, так как, по выражению одного из руководителей российской компании, предоставляющей сервис ASP, «никто ничем не хочет владеть», следовательно, имеет много субподрядчиков.

Таким образом, наметилась тенденция не просто аутсорсинга систем, а передачи третьей стороне в целом бизнес-процессов, которые, будучи сосредоточены в самой компании, перемещают фокус внимания от основной деятельности. Правда, и здесь велика вероятность столкнуться с недобросовестными поставщиками услуг, о чем предупреждают аналитики компании Gartner Group: в связи с бурным ростом этого сегмента рынка, например в Западной Европе, возможен наплыв неквалифицированных поставщиков, которые могут использовать термин BPO (Business Process Outsourcing) исключительно в маркетинговых целях. Впрочем, ВРО – это уже несколько более широкая область, нежели аутсорсинг ERP-систем и их модулей.

Кроме того, можно арендовать и другие сервисы, как это сделано, например, в проекте Объединенных машиностроительных заводов, взявших в аренду корпоративный почтовый сервер.

Что получает заказчик в случае применения ASP-модели помимо экономии на лицензии и зарплатах ИТ-сотрудников? Воспользуемся данными Ежегодного отчета Института аутсорсинга по исследованию аудитории конечных пользователей услуг (The Outsourcing Institute’s Annual Survey of Outsourcing End Users).

Применение ASP-модели дает следующий эффект:

• сокращение и контроль издержек производства;

• «фокусирование» компании на основной деятельности;

• доступ к лучшим мировым технологиям (в данном случае информационным);

• освобождение внутренних ресурсов для других целей;

• восполнение отсутствующих в структуре компании знаний и технологий;

• использование преимуществ реинжиниринга;

• повышение управляемости трудноконтролируемых факторов;

• разделение рисков.

Вместо дополнительного доступа к финансам на фондовом рынке и основным фондам предприятия мы бы поставили позиции из другого среза, позволяющего определить факторы успешного аутсорсинга: использование внешней экспертизы и высокобходимый максимум услуг, поскольку запрос на дополнительные сервисы в дальнейшем обойдется в дополнительные деньги.

Главная страница / Архитектура отрасли