Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

МНЕНИЯ "ДОКУМЕНТАЛЬЩИКОВ"

Отношение к цифровой документальной фотосъемке неоднозначное. Кто-то до сих пор опасается, выживет ли это новое поветрие на рынке, продолжая «по-мокрому» возиться в темных комнатах с реактивами. Кто-то по ночам после работы изучает Photoshop, а кто-то вовсю уже работает с технологиями XXI века, с каждым днем набираясь все больше опыта и заодно подумывая о профессиональной фотосъемке – павильонной художественной съемке на «цифре».

«Вся моя жизнь зависит от негатива!»

Александра Серганова, 30 лет, фотографический стаж 14 лет, работает в фотоателье, специализация – съемка на документы.

– После школы я пошла учиться на повара, а летом стала подрабатывать у знакомых в фотоателье, года три печатала черно-белые пленки клиентов на фотоувеличителе. Потом устроилась постоянно на должность лаборанта. Освоила разные виды печати, в том числе печать контактным способом. Постепенно из лаборатории начала выходить в зал и училась снимать художественные портреты. А однажды меня «бросили» на документы, когда кто-то не вышел по болезни. Помню, первый раз было страшно – такая ответственность! А потом привыкла и с тех пор этим только и занимаюсь.

В моей работе если и бывает брак, то в основном из-за пленки. С ней в последние годы творится что-то ужасное. Я ведь снимаю на отечественной «Свеме». Правда, теперь и «наша» «Свема» уже не наша, и «Тасма» казанская – с производственным браком. Владелец нашего ателье на хорошие материалы скупится. Как работать, когда в пачке из 50 листов, каждый второй – некондиция. Или вся партия придет отсыревшая, со слипшимися листами. Ты ведь зарядишь ее в темноте, а потом идешь и фотографируешъ клиентов. Начнешь пленку проявлять – эмульсия сползает под пальцами. Или прямо посредине лица – пятно. Однажды клиент заказал фото на паспорт, а сам уехал за границу. Его сын приходит получать готовые отпечатки, а у меня брак на пленке, и переснять – невозможно. А сын должен отцу этот паспорт оформить и доставить в готовом виде, иначе – проблемы! Пришлось обращаться к «цифровикам», если бы не они, не знаю, что бы со мной было. Такого бы не случилось, если бы материалы были как раньше! Вот недавно работала с небольшой партией венгерской пленки «Форте». Так у них каждый листочек в пачке переложен отдельной черной бумажкой, не деформируется. А наши – так электризуются, что их протереть невозможно, от них в темноте даже искры сыплются! Разумеется, существуют и материалы фирмы Kodak. Только если мы на них перейдем, кто же у нас будет фотографироваться? Да фотографии золотыми будут! У нас клиент особый, демократичный, для него фото на документы не может стоить дороже 60 рублей.

Главная особенность съемки на документы павильонной камерой – это длинная выдержка при экспозиции. На целых 2 секунды ты открываешь объектив, произносишь «двадцать один» – закрываешь его. За это время с клиентом может произойти что угодно: он может посмотреть вниз, пару раз моргнуть, почесаший привыкнуть к малоформатным мыльницам с их скоростными затворами, реагирует на малейший звук, как на конец съемки и тут же порывается уйти. Все, кадр испорчен! Поэтому в нашем процессе самое важное – это подготовка клиента к съемке. Понятно, что перед тем как вставить фоторамку с пленкой, нужно настроить объектив на резкость, ориентируясь по перевернутому вверх ногами изображению на матовом стекле. Я говорю: «Не шевелитесь!». Клиент замирает, выпучивает глаза и, не моргая, смотрит в объектив. Я, не торопясь, навожу фокус, перезаряжаюсь и говорю: «А теперь – не моргайте!» А он мне чуть не плача: «Как не моргать? Я уже две минуты сижу не моргаю! Сейчас слезы брызнут!» Тогда объясняешь, что моргать и шевелиться – это разные слова в русском языке. Хорошо, когда клиенты это понимают.

Или другая дама, страшно волнуясь: «Ой, я так давно не снималась! Я совершенно не могу не моргать. А давайте, я глаза закрою, а когда вы будете готовы, вы скажите, я резко их открою, и вы меня тогда снимите!». Она ведь даже и не догадывается, что за физиономия будет у нее на снимке с вытаращенными от перепада света глазами.

Вообще, передо мной ежедневно проходит целая галерея таких типажей, что наблюдать за этим нескучно. Вот, например, фотографируясь на паспорт, молодые кокетливые девушки, насмотревшись фотомоделей из «Cosmopolitan», любят «чувственно» выпятить губки, придвинувшись к моей «деревяшке», как к телекамере, при этом они старательно прячут подбородок и выглядывают исподлобья как устрицы, вместо глаз видны только щелки. Усадить их ровно бывает очень трудно: «Вы ничего не понимаете! Я уже снималась у фотографа и лучше знаю, как мне правильно сесть!».

Бедная девочка, видела бы она себя так, как видит ее в объектив фотограф! Может, она, конечно, и снималась для какого-нибудь издания, но в паспортном столе ее фотографию точно не примут! Тогда ты начинаешь хитрить: «Да-да, так уже почти хорошо, только еще чуть-чуть назад!» И так терпеливо, пока не добьешься нужной посадки. Молодые люди, наоборот, плюхаются на стул, развалясь, как поп-звезды. Но с этими проще. Обычно им достаточно одного веселого замечания.

Вот приходит сниматься женщина лет семидесяти, я навожу резкость, что-то не наводится, я – второй раз, опять не получается. Выглядываю из-за аппарата, присматриваюсь, а моя пожилая клиентка, через каждые пять секунд просто-напросто начинает непроизвольно заваливаться вперед. Говорят, на заре фотографии, когда выдержки были до трех-пяти минут, в фотопавильонах были в ходу специальные тиски, в которые зажимали клиенту голову, чтобы он не шевельнулся. Мне бы сейчас такие!

Похожая ситуация с маленькими детьми. Родитель решил во что бы то ни стало заснять свое чадо на загранпаспорт. Яркие осветительные лампы в студии очень настораживают и пугают ребенка. У них вообще реакция на фотографов, как на врачей: Не хочу! Не буду! Мне больно! Начинаешь объяснять, что, скорее всего, ничего не получится, не лучше ли обратиться в другую фотографиговаривать: «Ну, давайте, попробуем!». А чего пробовать-то, при нашей 2-секундной выдержке?! Ну, доведем до слез ребенка, измучается фотограф вместе с родителем и испортится несколько листов пленки, за которые, заметьте, родитель платить отнюдь не намерен! А иной раз топают ногами: «Дайте жалобную книгу! Вы отказываетесь выполнить мой заказ!». Однако в последнее время я уже приспособилась: прошу у родителей принести подходящую любительскую фотографию, переснимаю дитя крупным планом, затем ретуширую фон и печатаю в нужном формате.

Иногда и взрослые перед фотокамерой ведут себя как дети: «Мужчина, пожалуйста, вытяните подбородок слегка вперед!» – говорю я клиенту и показываю, как это нужно сделать, взявшись за свой подбородок. Что же вы думаете, он берется за свой подбородок и на полном серьезе начинает его вертеть. Тогда ты ему говоришь: «Ну, хорошо, вы просто голову наклоните вправо, а лицо поверните влево». Отвечает: «Как это я лицо отдельно от головы поверну?!».

А, между прочим, некоторые клиенты ходят только к нам, причем именно из-за нашей старой камеры! Например, актриса Ирина Муравьева приходит каждый год. Она всегда говорит: «Знаете, я так давно не фотографировалась, как мне лучше сесть?». Я заметила, люди, которые часто снимаются, расслаблены и получаются лучше всего. Работать с ними – одно удовольствие.

Что в моей работе плохого? Например, руки все время то в реактивах, то в воде. О маникюре вспоминаю только на время отпуска, все равно – ногти ломаются. То я ими за рамку зацеплюсь, то еще чего-нибудь. Мозоль вот на пальце от штатива – подвигай его целый день! Приходили мысли, думала, а не сменить ли мне работу? А потом пришла к выводу, что нет ничего такого, ради чего бы я бросила фотографию.

Если честно, то вся моя жизнь в фотографии зависит лишь от качества негатива. Если с пленками беда, то мне и к клиентам выходить не хочется. И если, не дай бог, негатив оказался испорчен, то вся моя работа – насмарку. И в этом – самая главная проблема современной «мокрой документалки». Зато когда все хорошо, прямо-таки летаешь по студии и поешь.

«Перейдем на голограмму и «цифра» сама отомрет!»

Евгений Марыгин, 25 лет, компьютерщик, стаж в фотографии – 1,5 года.

– Признаться, к фотографии я раньше вообще никакого отношения не имел. Просто неплохо освоил компьютер, учась в МИЭТе. Когда знакомые пригласили на работу, мне только и осталось – освоить фотокамеру и пакет графических программ. На это у меня ушло недели две. Сейчас, через полтора года работы, могу сказать, что цифровая фотография стала моим призванием.

Основной вопрос в работе с «цифрой» – сделать так, чтобы цветопередача изображения с монитора на принтер составляла 100%. С принтером Epson Stylos Photo пришлось изрядно повозиться, зато теперь, когда освоил алгоритм настройки, за полчаса отлажу любой! Что касается «цифры» вообще, я особых иллюзий не строю, для меня это всего лишь этап развития компьютерных но отличается, от того, чем я занимаюсь. Если «мокрая» фотография и вымрет, то только в «документалке». Она здесь неконкурентоспособна. Сейчас очень много людей хотят выглядеть на своих документах красиво. Особенно пожилые люди. В «мокрой», ретушер этим будет полдня заниматься, а мне достаточно трех минут и клиент – как огурчик!

Клиенты пенсионного возраста очень любят нашу «цифру». Когда случаются выездные мероприятия под эгидой соцработников, они все так готовятся к съемке, наряжаются и приводят с собой всех знакомых, которые тоже желают сфотографироваться за 5 минут. Недавно вместо 110 человек, положенных по заказу, отсняли 184. И как тут откажешь? Мой личный рекорд времени от момента, когда я нажал на спусковую кнопку камеры до выдачи готовых 6 снимков – 1 мин. 40 сек. Засекал по секундомеру!

В основном наши клиенты даже и не догадываются, что мы снимаем на «цифру». Для них главное – результат. Но есть и «продвинутые», их 8–10%, приезжают издалека, по рекомендации. Знают, что сделать можно быстро и подретушировать, если нужно. Конечно, сейчас у нас основная загрузка – это паспорта и пенсионеры.

Камера у нас Olympus с матрицей в 2,1 мегапикселя. Для черно-белых документов вполне достаточно, а вот цвет на «цифре» все-таки не очень мне нравится – натуральности не хватает. Вообще, я считаю, что многие «навороты» в цифровой камере лишние как для съемки на документы, так и для художественной съемки. Они лишь увеличивают стоимость аппарата. Все, что нужно, делается только при помощи «софта» на «компе», а из опций полезен, пожалуй, только зума. Отпечатки мы делаем на плотной 167-граммовой бумаге фирмы Epson. Чернила – отличные, через 10 минут можно опускать под воду – будут держаться. Сам проверял!

Что думаю о перспективах? Очень может быть, скоро в паспорт будут вклеивать голографические портреты, тогда «цифра» сама отомрет.

«Какой смысл в компьютере, если на нем нельзя печатать фотографии?!»

Ольга Мальцева, 31 год, фотограф, стаж в «документальной» фотографии – 15 лет, год назад «порвала всякие отношения с «мокрой документалкой» и полностью перешла на цифровую.

– Начала я снимать в детстве на «Смену-8М». Потом в 16 лет устроилась в фотоателье на лето подработать, так и осталась в фотографии. Сначала я фотографам лишь пленки проявляла, потом научилась работать со светом, с композицией, пробовала снимать в павильоне, и мне доверили камеру. Камера деревянная павильонная ФКП. Пленка листовая, формата 13х18 см. Печать – контактная. Иногда приходилось и проекционной печатью заниматься, когда заказчик просил репродукцию сделать. Ретушировала, конечно, тоже, когда было время. Но в основном я работала с фотографиями на документы.

Можно сказать, я почти полжизни провела в темноте у ванночек с растворами, а нормальный вид человека для меня – это когда он сидит на стуле вверх ногами (смеется).

Фотография – это моя жизнь. Я люблю свою работу и особеннжественной съемки клиент заранее ждет чего-то сверхъестественного, и когда не получает, то уходит разочарованным. А от «документалки» обычно ничего особенного и не ожидают – подумаешь, «фотка» на пропуск, 3х4 см, или там, на загранпаспорт 4,5х6,5 см! А я-то к ней отношусь именно как к «художке», стараюсь по максимуму вытянуть, сделать хорошо, где нужно – подретушировать. И когда клиент ее получает, то радуется так, будто я его на большой портрет сняла. А иной раз бывало и действительно портрет заказывает. Тогда уж я особенно волнуюсь.

Что касается «цифры», то после «мокрой» съемки мне все кажется, что резкости вообще нет, все не в фокусе, реснички – по отдельности и каждую – не видно, я же привыкла работать с хорошим разрешением на фотопластинках. А все эти «пиксели» – я их терпеть не могу! И все же, будущее – за ней.

Два года назад я это поняла и купила себе домой компьютер, сканер, принтер, в общем, получилась почти «цифровая станция», только без цифровой камеры. Начала потихоньку после работы осваивать графические программы: Photoshop, Photo-Express, Corel Draw. А какой смысл в компьютере, если на нем нельзя печатать фотографии?! Год просидела, пока не освоила. Потом решила, все, хватит, пора к свету выбираться, к цветному экрану. Теперь на работе только на «цифру» и снимаю. А для себя, для души у меня «зеркалка» Canon есть, с хорошей оптикой, правда, старенькая уже, но я – довольна.

«Полароид»? Да это и не фотография, в общем-то. Поначалу, конечно, интересно было, как это так, четыре глаза наведешь, и – четыре фотокарточки тут же готовы! – а потом из-за качества он мне нравиться перестал. Хотя представители фирмы частенько заходят, навязывают свои фотокамеры, даже в лизинг предлагают, уверяют, что у них договоренность с паспортными столами. На самом деле «полароидные» фотографии нигде не принимают. Ее и ламинировать нельзя, поскольку пластиковая основа деформируется. Так, кое-кто по привычке снимает на разовые документы: «бейджи», визы разные. Впрочем, недавно приходил клиент с украинским паспортом, так у них «Полароид» разрешен, и, говорят, еще в Грузии.

А в целом для «документалки» лучше камеры, чем наша «деревяшка» ФКП не найти! Ну, разве что цифровая. Нашей камере уже лет тридцать было, и – ничего! Правда, там и ломаться нечему. До перестройки у нас было много хорошей фотобумаги: «Бромпортрет», «Унибром», даже «Березка» (вздыхает), и с реактивами тоже все было в порядке. А потом как пошло! Бумага тонкая, и, когда мокрая, рвется как промокашка, неконтрастная, пленка – брак в каждой партии. Ну, и у нас брак пошел, естественно. Клиенты недовольны, мы все на нервах! Химия почти вся была просроченная! Иногда приходилось долбить ее молотком, чтобы отколоть. Заходят знакомые: «Ты что тут делаешь?» – «Да, вот, фиксаж составляю!». Так мы последние 7 лет и «трудились».

Между прочим, в супер-проявителе тоже можно было быстро отпечатать: минут за 10, если не сушить и, если, конечно, со съемкой все было нормально.иент вдруг в последний момент пошевелился или моргнул. Потом поднялся и ушел. Начнешь печатать, а он «спит» в кадре! На следующий день приходит за фото, а ты его снова усаживаешь переснимать. Он, конечно, нервничает – всем ведь нужно быстрее. Что там говорить, конечно, «мокрая» фотография – медленная, а в XXI веке главное – скорость. Пришел – получил – ушел. Клиентам нравится. Поэтому «мокрая документалка» скоро канет в Лету.

***

Деревянная фотокамера с самодельным «мультипликатором» с жестяной табличкой «ФКП», прибитой крошечными гвоздиками и – светящийся экран монитора, олицетворяющий электронные мозги XXI века с надписью «Intel inside!». Вчерашнее, сегодняшнее… На самом деле и фотокамера «ФПК», и «цифра» с одинаковым успехом используются при съемке на паспорта и военные билеты, различные пропуска и удостоверения. Похоже, это направление фотобизнеса в России всегда останется рентабельным. Ведь наша демократически-бюрократическая система по-прежнему требует от нас пропусков практически во все сферы жизнедеятельности.

А. Найк Улкенас

Главная страница / Архитектура отрасли