Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

E-BUSINESS: НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО РЕОРГАНИЗОВАННОЕ СТАРОЕ

Стремительное развитие интернет-технологий за последнее десятилетие привело к существенному пересмотру руководителями собственных взглядов на роль глобальной сети

в жизни компаний. Топ-менеджеры во всех странах мира осознали, что современные IT-технологии можно и нужно использовать для совершенствования реальных бизнес-процессов, для получения конкурентных преимуществ, для повышения эффективности работы с клиентами

и партнерами, для выхода на мировой рынок, наконец.

В эпоху динамичного развития так называемой новой экономики уже не ведутся споры о том, оправдан ли переход на новые формы и модели ведения бизнеса. Речь идет о скорости реагирования компаний на технологические изменения, происходящие в IT-сфере, дальновидности, быстром и оптимальном внедрении лучших идей в собственные бизнес-процессы. Однако здесь можно отметить два взгляда на переход к электронным формам ведения бизнеса. Первый – это представление о них как о самостоятельно существующем сегменте рынка с собственными законами и технологиями (некое противопоставление электронных форм традиционным). В соответствии со вторым электронный бизнес рассматривается как органичное продолжение ведения компаниями любого отраслевого бизнеса с учетом новых технологий и требований рынка. Специалисты отмечают, что такой подход предпочтителен: он позволяет компаниям не выстраивать новых радикальных схем работы, а предполагает продуманную постепенную реорганизацию всех бизнес-процессов. Основу модернизации составляют современные представления о стратегии и инфраструктуре электронного бизнеса. Аналитики выделяют пять основных фаз, которые должна пройти компания при построении подобной инфраструктуры.

Первая фаза: выработка стратегии

К сожалению, большинство отечественных компаний до сих пор норовят проскочить мимо основной фазы становления электронного бизнеса на предприятии к следующим, имеющим более практическую направленность. Первая фаза, или этап, подразумевает комплексную оценку предприятия и определение дальнейшей пошаговой стратегии перехода к электронному бизнесу. На этой стадии формируется типичный набор стратегических задач, которые придется решать компании:

• построение гибкой, масштабируемой модели электронного бизнеса для данного предприятия

(организационная стадия, привлечение необходимого персонала, консультантов);

• поиск и оценка сходных примеров построения электронного бизнеса конкурирующими компаниями: обобщение опыта, продумывание конкурентных преимуществ;

• создание технологической инфраструктуры (построение аппаратно-программной схемы работы, рассмотрение вариантов включения при необходимости ASP-сервисов в общую инфраструктуру);

• создание концепции e-бренда компании (трансформация торговой марки с учетом новых возможностей бизнеса);

• выявление бизнес-процессов, подлежащих реинжинирингу;

• определение необходимых капиталовложений на развитие влияет на дальнейшую судьбу перехода компании на электронные бизнес-модели. После определения конкретных задач по

построению инфраструктуры и реализации всех сопутствующих процессов необходимо реализовать несколько важных для всего проекта аспектов. Какими бы рутинными и спорными ни казались обозначенные на этом этапе задачи, их решение требует самого ответственного подхода. В противном случае компания рискует прерваться на фазе внедрения и построения инфраструктуры, например, из-за банальной нехватки квалифицированного персонала, который не был обучен или подготовлен заранее, или из-за того, что внедряемые технологии по построению web-сайта окажутся устаревшими и потребуют немедленной модернизации уже в процессе работы.

Переход к новой форме ведения бизнеса можно считать неизбежным: бизнес-процессы на базе современных электронных средств значительно повышают эффективность деятельности, обеспечивают использование всего потенциала компании.

Системы электронной коммерции, особенно с учетом их нарастающей популярности и всеобщей информатизации, рассчитаны на мультипортальность. Включение в бизнес-процессы множества участников требует дополнительных средств обеспечения безопасности решения. Особую важность в связи с этим приобретают начальные этапы: определение функциональных требований к системе, варианты реализации утвержденных возможностей, технологические требования к поддержке разработанного решения, его расширяемости и надежности.

Функциональность системы и опциональная полнота отдельных модулей находятся в прямой зависимости от точности и полноты определения особенностей бизнес-процессов компании.

Правильные результаты позволяют всесторонне подготовить интегрируемую систему к условиям, в которых ей предстоит функционировать.

Серьезной проблемой при разработке систем является обеспечение целостности всей ресурсной базы компании. Несогласованное взаимодействие двух современных IT-решений – значительный недостаток. Это означает одно из двух: либо одно из решений требует доработки, либо интеграция проведена некачественно. Малейшие, на первый взгляд, несущественные неточности могут перерасти в одну из самых масштабных проблем предприятия.

Сегодня решения по электронной коммерции востребованы преимущественно в сфере торговли. Интернет-порталы значительно расширяют покупательскую аудиторию компании и открывают неограниченный доступ к ее сервис-ресурсам. Возможно, именно эта область проложит путь к активному применению IT-новшеств и другим отраслям.

Антон Арих, руководитель службы PR-компании «РОБИС Консалтинг»:

Подготовительная фаза охватывает следующие направления деятельности:

• коммуникации (определение современных коммуникационных средств, которые будут в дальнейшем использоваться как стандарт при ведении бизнеса: e-mail, IP-телефония и др.). Многие со скепсисом рассматривают использование слко, если это дает экономию и повышает эффективность процессов, особенно в небольших компаниях, почему бы и нет?

• партнерские и клиентские соглашения – необходимы тщательная работа по подготовке партнеров, клиентов и поставщиков к безболезненной интеграции в новые формы бизнеса компании, учет их интересов с целью повышения эффективности взаимодействия;

• обучение и подготовка персонала к работе над конкретными проектами;

• составление маркетингового плана (предполагаемые новые направления для получения прибыли);

• создание инфраструктуры сервиса и поддержки электронного бизнеса на предприятии;

• создание маркетингового плана по продвижению в Интернет;

• создание системы безопасности электронного бизнеса.

Третья фаза: переход на новую модель

Внедрение новой технологической и маркетинговой платформы ведения бизнеса – дело длительное и серьезное, если подходить к этому как к реальному инструменту для оптимизации бизнеса.

IBM декларирует, что критериями успешности электронного бизнеса являются гибкость, масштабируемость и надежность инфраструктуры, созданной компанией. На сегодняшний день платформа для электронного бизнеса технологически представляет собой набор серверов (это может быть и один сервер, выполняющий все функции), отвечающих за выполнение следующих задач:

• реализация бизнес-логики приложений, взаимодействие с пользователями (серверы web-приложений);

• управление маршрутизацией, базовая аутентификация, защита данных (службы каталогов и безопасности);

• реализация политики безопасности, администрирование и контроль авторизации пользователей (граничные серверы);

• обработка транзакций (серверы баз данных);

• управление хранением данных

(средства управления хранением данных).

Специалисты IBM рекомендуют также при внедрении сразу разрабатывать IT-структуру нового типа, состоящую из открытых интерфейсов, позволяющих соединять новые приложения и сервисы.

Специфика развертывания платформы зависит от специфики бизнеса компании, но в целом базовая платформа должна иметь описанную структуру.

Четвертая фаза: интеграция с существующими бизнес-процессами

Описываемый путь перехода к электронному бизнесу предполагает интеграцию уже существующих бизнес-процессов с новыми моделями. В некоторых случаях, правда, имеет смысл создавать новые бизнес-процессы с учетом требований строящейся современной системы, если уже существующие не допускают модернизации и тормозят при этом развитие предприятия. Четвертая фаза предполагает проведение серьезной реорганизации в

управлении компанией и предусматривает работу по нескольким направлениям:

• внедрение новых механизмов внутрикорпоративной работы сотрудников, службы маркетинга и поддержки клиентов (переход к электронной почте, web-формам, работе через портал компании и др.);<еской web-платформы);

• интеграция web-сегмента с реально работающими базами данных компании, системами и приложениями;

• интеграция с базами данных компании, прохождение транзакций в реальном времени;

• создание web-приложений для отдельных направлений работы;

• создание workflow-приложений;

• создание e-commerce-приложений.

Российские предприятия активно переходят к новым формам ведения бизнеса. Поэтому я бы сказал, что сегодня актуальны решения по интеграции систем в принципе, так как локальные задачи во многих случаях решены и встает проблема увеличения эффективности в целом за счет автоматизации сквозных процессов, затрагивающих различные системы.

В этом аспекте системы электронного бизнеса – одна из частей информационной системы предприятия. Данные проекты практически ничем не отличаются от проектов по разработке/внедрению информационных систем, поэтому этапы их ведения стандартны.

При работе над проектами по электронному бизнесу важны все стадии, и выделять какую-то одну стадию в качестве главной я бы не стал.

Самое важное:

заказчик хочет, чтобы все работало в комплексе, значит, в данных проектах обязательны и консалтинг, и разработка/интеграция, и внедрение (обучение, а где-то и реорганизация).

При интеграции систем электронного бизнеса (электронной коммерции) с корпоративными информационными системами заказчика можно выделить несколько проблем. Это отсутствие стандартов по передаче информации и «зоопарк» в информационных системах. Систем много, и они имеют различные шлюзы для приема-передачи информации (а в некоторых, более старых штатные средства интеграции вообще не предусмотрены), поэтому основная проблема – строить и управлять не только самими системами, но и всей системой интеграции.

На наш взгляд, сегодня наиболее востребованны те системы, которые приносят наибольшую отдачу в бизнесе. Я бы выделил три группы:

• системы работы с партнерами (прежде всего покупателями) для оптовых компаний/дистрибьюторов позволяют напрямую влиять на продажи компании и снижать издержки при продажах путем перекладывания части работы на покупателя;

• системы управления закупками (для крупных промышленных компаний и групп) дают возможность централизовать закупки и снизить цены за счет обьемов и организации тендеров;

• системы B2B для компаний, наладивших постоянные бизнес-цепочки со своими партнерами (транспортные и логистические кампании) прежде всего благодаря ускорению процессов передачи информации и снижению издержек за счет исключения повторного ввода информации и ошибок.

Юрий Шлыков, руководитель департамента разработок и бизнес-консалтинга компании ОБИНКО/«Verysell Проекты»:

Пятая фаза: переход к глобальному ведению бизнеса

Переход компании к пятой фазе означает выход на совершенно новый уровень и успешнуем мире благодаря e-business границы государств уже не являются препятствием для работы компаний с клиентами и партнерами вне собственной страны. Но выход на мировой рынок означает переход к глобальному мышлению и выработку масштабной и гибкой стратегии дальнейшего развития. При этом специалисты рекомендуют использовать следующие средства:

• реализация информационного портала предприятия на нескольких языках (прайсы, информационное наполнение с учетом традиций и обычаев потенциальных клиентов в других странах и др.);

• реализация сервиса поддержки клиентов на нескольких языках с учетом норм и правил, существующих в разных странах ( почтовых zip-кодов в адресах для обратной связи и пр.) ;

• определение маркетингового сегмента рынка для интеграции (B2B, B2C и др.);

• учет новейших технологий (мобильных порталов и др.);

• расширение таргетинг-групп: клиентов, поставщиков, партнеров в других странах.

***

Естественно, описанные пять фаз перехода к инфраструктуре электронного бизнеса условны и могут дополняться в зависимости от масштаба предприятия и стоящих перед ним задач. Однако общие закономерности развития они отражают достаточно полно. Кроме того, использование информационных технологий предполагает постоянное движение, чуткое отслеживание новых тенденций, умение предугадать завтрашний спрос и опередить конкурентов на один шаг со своевременными финансовыми вложениями и миграцией на новое выгодное решение. Только такой путь можно считать правильным и прогрессивным. Со временем каждое решение по электронному бизнесу превращается в развивающуюся систему, над совершенствованием которой трудятся как сами сотрудники компании, так и их партнеры, клиенты, поставщики решений, оборудования, маркетологи и т. д. Начав реализовывать такой всесторонний подход уже сегодня, предприятие имеет большие шансы на рыночный успех.

Подготовила Наталия Ермолаева.

Главная страница / Архитектура отрасли