Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

СФЕРА ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В России за последние три года сложился цивилизованный рынок электронного бизнеса.

E-business как сферу собственной деятельности обозначают сегодня десятки крупных и сравнительно небольших отечественных компаний. Стало совершенно ясно, что решения в сфере B2B требуют серьезного, всестороннего подхода. Электронный бизнес – это область уникальных решений. Не существует и не может существовать двух одинаковых бизнес-схем, закладываемых в процесс электронного взаимодействия. И потому не бывает двух одинаковых решений. Такой взгляд на развитие отрасли позволил российским разработчикам выработать собственный подход к построению

B2B-систем, который дает видимые результаты.

По данным РОЦИТ (www.rocit.ru), за последние четыре года оборот бизнеса в Интернете вырос более чем в 20 раз. Ни одна другая отрасль экономики не может похвастаться такими темпами роста. Наиболее впечатляюще (более чем в 100 раз за четыре года) увеличился оборот в области межкорпоративной торговли (business-to-business trade, или В2В). Специалисты прогнозируют, что к 2004 году оборот российского рынка В2В достигнет 5–20 млрд долл. Менее чем за год количество торгово-информационных ресурсов В2В в Рунете удвоилось, сегодня их 110. Уже десятки российских и зарубежных компаний предлагают широкий спектр решений для создания систем В2В.

Такая статистика позволяет говорить о том, что электронный бизнес в России, как и большинство новых технологий, нашел свою нишу и активно развивается. Концепция В2В оказалась здесь более перспективной, чем близкий конечному потребителю сектор В2С. Возможно, дело в самой идее В2В.

B2B (Business to Business) – «бизнес для бизнеса», межкорпоративный сегмент электронной коммерции подразумевает электронное взаимодействие двух компаний. В современном понимании это организация комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством электронных коммуникационных сетей (Интернета, Интранета, мобильных и других сетей связи). Компания может проводить тендеры, торги, заключать контракты, получать, оплачивать счета, опубликовывать документы и проводить множество других операций в электронном виде.

Сегодня основой построения межкорпоративного бизнеса в Интернете нередко является электронная торговая площадка (B2B-площадка) – место, где заключаются сделки купли-продажи между предприятиями – покупателями и продавцами. Кроме непосредственной возможности опубликовать заявки на покупку/продажу товаров и услуг участники площадок платно или бесплатно получают множество дополнительных услуг: новости и аналитику, мини-сайт, импорт каталога товаров непосредственно из учетной системы предприятия, маркетинговые услуги (реклама, рассылка по электронной почте и т. д.), финансовые услуги – онлайновые платежные системы, заявки на финансовые продукты (страхование, кредитование, лизинг и т. п.) и др.

Некоторое время назад торговые В2В-площадки по функциональным возможностям атели находят продавца товарных позиций с фиксированной ценой;

• электронные биржи – используются для торговли такой продукцией, как зерно, бумага, металл и т. д.;

• аукционы – сайты, функционально схожие с реальными аукционами;

• электронные сообщества – идеальный вариант для объединения усилий и интересов.

Сегодня В2В-площадки принято классифицировать несколько иначе: корпоративные закупочные и сбытовые площадки, отраслевые, вертикальные, горизонтальные и множество других разновидностей. Соответственно возросла сложность и, следовательно, стоимость разработки таких систем. По оценкам компании I.B. Partners, в России она составляет от 100 тыс. до 1 млн долл., на Западе – от 500 тыс. до 150 млн долл.

Усложнение разработки В2В-систем привело к возникновению новых технологических терминов. К примеру, появились разработчики, оказывающие услуги по В2В-интеграции, направленной на решение задач взаимодействия бизнес-процессов различных организаций. Эти процессы кроме «товарообмена» включают такие виды взаимодействия, как сложные модели поставок и снабжения, кооперация при разработках и проектировании, сотрудничество при планировании, производстве и тестировании продукции. В2В-интеграция обеспечивает внутренние и внешние коммуникации, координацию бизнес-процессов

между компаниями-участниками, а также систему управления информацией и транзакциями.

Среди поставщиков решений на В2В-рынке наблюдается тенденция по интеграции модели аренды приложений (ASP – Application Service Provider) в свои услуги и приложения. С учетом высокой стоимости площадок аренда является привлекательным видом бизнеса. К 2004 году рынок услуг по аренде приложений (ASP) возрастет в 4 раза и достигнет примерно 4,5 млрд долл. В России же он может увеличиться до 120 млн долл.

Специалисты единогласно утверждают, что еще 2001 год стал для России переломным в развитии межкорпоративного взаимодействия через Интернет, а 2002-й позволил сделать В2В более устойчивой моделью бизнеса. По наблюдениям тех же IB Partners, сегодня на российском рынке действует 101 торгово-информационная площадка. Учитывая, что примерно 30% из них начинает активно развиваться, с большой долей вероятности можно ожидать, что 2003 год станет

периодом активного продвижения B2B-коммерции. Происходящие перемены на рынке электронных торговых площадок подтверждают позитивные прогнозы экспертов.

Следует отметить, что, по данным исследователей, кроме упомянутых трех десятков площадок, которые начали активное развитие, к концу этого года ожидается выход на рынок семи новых торговых площадок, полностью соответствующих термину «B2B-коммерция».

Несмотря на все многообразие, общим недостатком всех типов площадок в России, по мнению экспертов, является отсутствие на них адекватных расчетных сервисов: после того как покупатель и продавец предварительно договариваются об условиях сделки через Интернет, продолжение заклюа – посредством бумаги, телефона, факса и командировок, в результате чего теряется весь смысл электронной торговли, а издержки на взаимодействие с контрагентом остаются на прежнем уровне.

По прогнозам аналитиков, мировому B2B-рынку не удастся достичь высоких плановых показателей, объявленных ведущими исследовательскими компаниями, до тех пор, пока приоритетом среди поставщиков B2B-сервисов не станет разработка надежных электронных технологий платежей. В России расчетный сервис для участников B2B-рынка предоставляют мультибанковская система Фактура.ру с одноименной многоотраслевой площадкой Faktura.ru, корпорация «НИКойл» с системой «НИК-Пэй Расчеты», банки Менатеп СПб, Импексбанк и др.

Кроме того, рост оборотов электронной коммерции в целом тормозится свойственными именно России специфическими факторами:

• малой степенью развития единой банковской системы и механизмов оплаты по чекам и банковским картам;

• неустойчивостью финансовых и кредитных организаций;

• низким уровнем информационной культуры населения страны и малым количеством пользователей Рунета;

• общим отставанием нашей экономики и, как следствие, низким уровнем капитализации компаний;

• несовершенством нормативно-правового обеспечения;

• недостаточной телекоммуникационной инфраструктурой;

• нарушением взаимных обязательств участниками торговых отношений;

• отсутствием единой отлаженной системы доставки.

Тем не менее большинство экспертов настроены оптимистично. Самый смелый прогноз выдвинули специалисты Boston Consulting Group: по их мнению, общий объем электронных сделок в России будет увеличиваться более чем на 100% в год и достигнет 22,3 млрд евро к 2004 году, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями. Для сравнения – в 2004 году в Европе, по оценкам Boston Consulting Group, объем сделок в сфере электронной коммерции достигнет 3,1 трлн евро, что составит 21% всего объема транзакций. Насколько эти предположения окажутся верными, покажет время.

Подготовила

Наталия Ермолаева.

По материалам http://www.cnews.ru

Главная страница / Архитектура отрасли