Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ГЛАВНАЯ ЧЕРТА ЛИДЕРОВ

Нынешнему менеджеру кажется, что все ресурсы, способные обеспечить компании вертикальный взлет, уже распределены и поделены. На самом деле, в России остается еще один, гигантский и весьма плохо освоенный ресурсный сегмент. По потенциалу он сопоставим с нефтью, газом и радиочастотами. Это возможность переориентации традиционно российского процессного мышления на результативное – хотя бы в том, что касается бизнеса. Для эффективного решения этой задачи существует определенное количество прикладных технологий. Например, Management By Objection («Управление по целям»), основные принципы которой были разработаны Питером Друкером еще в

50-е годы прошлого века. Герой нашего интервью, Александр Литягин (www.hrc.ru) занимается внедрением этой технологии на российском рынке.

– Каково, на Ваш взгляд, соотношение российских компаний, управляемых по принципам проактивного менеджмента, и компаний, которые управляются посредством реактивного?

Конечно, в России у проактивного, нацеленного на результат менеджмента пока слабые позиции. До 98-го года, когда деньги «сами в руки шли», этот вопрос вообще никого особенно не волновал. После кризиса, когда возникла реальная конкуренция, кое-кто уже озаботился

данной проблемой. В настоящий момент можно говорить о том, что управление по целям реально внедрено примерно в 10% компаний.

– Это результат осознания руководством компаний острой необходимости в таком внедрении или в какой-то степени дань моде? Результат промоушна самой услуги?

Необходимость есть всегда. В конкретной отрасли всегда формируется пятерка–десятка лидеров, причем с точки зрения не капитализации, а правильно выстроенной системы управления. Хотя, конечно, лидером можно стать пассивным путем, что называется, «на всплеске», но оставаться таковым можно только в том случае, если активно совершенствовать свое корпоративное управление. Главная черта любых лидеров – они планируют не от достигнутого, а от возможного. Как только они видят интересный рынок, отрасль, так тут же благодаря такому управлению могут увеличить объем продаж не на 10–20%, а на тысячу, на две тысячи.

Настоящие лидеры не ограничены в своих возможностях именно потому, что у них правильно отработаны системы целеполагания и целедостижения.

– Насколько способствует увеличению количества компаний с проактивным менеджментом наличие на рынке услуг, подобной вашей? Насколько вам самим в бизнесе помогает система планирования «от возможного»?

Мы уже семь лет внедряем эту технологию, причем последние три передаем навыки целевого управления в компьютерном варианте, что создает своеобразный «турбонаддув» и улучшает наши показатели. В компьютерном варианте целевое направление – очень удобная штука, его легко применять, масштабировать...

– Как Вы оцениваете рост рынка в этом году? Не могли бы Вы дать прогноз для своего бизнесастами с удивлением, то за последний год примерно десять клиентов в близком контакте и столько же в удаленном. Но в основном это небольшие компании с численностью персонала от 50 до 500 человек. Их менеджеры являются одновременно их владельцами. Основное свойство, которое объединяет компании, – прозрачная структура, амбициозность и корпоративное здоровье. Технологии результативного менеджмента для них – хороший инструмент для ускорения темпов роста.

– Расскажите, пожалуйста, более подробно о компьютерной методике. О базовых принципах, на которых она основана.

Перед внедрением мы ее унифицировали в виде пилотного проекта: сначала ставим ее на одно подразделение, клиент смотрит, как она работает, затем масштабируем ее на всю организацию. Программа называется MBO2002, сейчас уже готовится версия 2003. Прежде всего она позволяет четко сформулировать критерии целевого управления по ряду конкретных признаков (KPI). Удовлетворенность клиента, объем продаж, доля рынка и многие другие прикладные параметры предметно настраиваются. Главное, чтобы цель была сбалансирована (это перекликается со столь модным сейчас форматом balanced scorecard) и измерима. Формулируются KPI для каждого конкретного сотрудника. Коэффициентов этих очень много, но все они сведены в единую матрицу, так что всегда можно сформировать единый интегральный показатель. Таким образом, всегда можно увидеть, насколько компания успешна не по одному из критериев, а по их комплексу.

– Может ли ваша система быть внедрена в компании, работающей в том числе и с помощью административного ресурса, на каких-то неявных, но по сути системообразующих связях? Эти реалии учитываются при внедрении?

Как я уже говорил, программу можно ставить не на всю компанию сразу, а блоками. Целесообразно сначала поставить ее на отдел продаж, потому что там есть изначально четко сформулированные производственные критерии. В результате становится видна текущая эффективность каждого конкретного сотрудника. А уже потом достаточно просто распространить ее действие на все остальные отделы компании. Применение этой системы несложно, сейчас мы готовим даже ASP-решение, так что пользоваться ею можно будет непосредственно через наш сайт. Да и стоимость внедрения невелика, от тысячи долларов.

– А можно ли изменить мышление конкретных сотрудников компании посредством внедрения подобных систем менеджмента?

Эта система очень хорошо «прочищает мозги». Конечно, бесцельных процессов не бывает – просто чаще всего люди делают какие-то дела неосознанно, не согласовывают свои действия друг с другом и с руководством. А здесь дается формат, позволяющий просуммировать все, что происходит в компании. Своеобразный единый язык программирования рабочих процессов, так что, даже когда человек из одной MBO переходит к другой, он понимает, что к чему на новом рабочем месте. Все выглядит следующим образом: чем человек выше в иерархии, тем он более необходимость выполнения результативных действий. Мы проводим внедренческие семинары, стараемся подобрать изначально работающие критерии. Сейчас планируем «повесить» на сайте поддержку.

– А насколько ваша программа может конкурировать с «живым» консультантом, который занимается тем же самым?

О конкуренции здесь даже речи не идет – мы сами оказываем консультационные услуги, и я лично периодически консультирую некоторые компании. Мы собираемся запустить программу по сертификации консультантов, которые могли бы использовать нашу программу. Наша программа – это всего лишь инструмент, своеобразная «каша из топора». Консультант все равно необходим, именно он поможет понять, как пользоваться этой программой.

Беседу провел Павел Рябиков

Главная страница / Архитектура отрасли