Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ERP ДЛЯ "МАЛЕНЬКИХ"

«Зачем такие сложности? – спросите вы. – Есть персональный компьютер, пакет Microsoft Office...

Что еще нужно для успешного ведения

малого бизнеса?»

Тогда ответьте нам,

как выжить малому предприятию в условиях ожесточенной конкурентной борьбы, когда даже час просрочки по исполнению заказа приводит к большим потерям, когда постоянно меняется и усложняется законодательство, когда без информации прожить невозможно, а ее потоки «накрывают» с головой

и более крупные компании? А что делать, если предприятие не желает навсегда оставаться в нише малого бизнеса? Об этом и о многом другом рассказывает

Армен Кочаров, коммерческий директор Columbus IT Partner.

– Определимся с терминами, поскольку, пришедшие с Запада, они не совсем соответствуют российским реалиям. Что такое, в Вашем понимании, «малый бизнес» и «средний бизнес»?

Согласно российскому законодательству к малым предприятиям относятся те, оборот которых не превышает 12 тыс. долларов в месяц. В других странах иные показатели, определяющие вид бизнеса: малый – до 2,5 млн, средний – до 500 млн, свыше 500 млн долларов – крупный. На мой взгляд, в терминах автоматизации бизнес нельзя квалифицировать только оборотами. Необходимо учитывать и количество бизнес-процессов. Если процессов два – продажа-покупка, это малый бизнес. Если расчет заработной платы строится на простом вычислении процента от оборота или продаж – это малый бизнес. Если возникает сложная система оборота, соответственно сложные схемы расчета затрат, поставок товара, работы с клиентами, механизм ценообразования и скидок – это уже средний и крупный бизнес.

– Очень интересно... Но это взгляд системного интегратора, которому приходится иметь дело с бизнес-процессами...

Да, но на самом деле здесь есть некоторая закономерность: компании с большими оборотами («большой» бизнес) имеют и сложную структуру в отличие от простой схемы бизнес-процессов, характерной для малого бизнеса. Хотя, в общем-то, связь нелинейная. Но таково мое понимание. Поясню на примере: нет прямой связи между количеством колес у машины и ее грузоподъемностью. Но существует зависимость: если у машины 8 колес, то это большой грузовик; если 16 – грузовик с прицепом. Конечно, можно и на маленькой машине поставить 16 колес, но обычно 4 колеса – легковая машина и легкий грузовик, 8 – средний грузовик, 16 – грузовик с прицепом. Есть исключения, но общее правило таково.

– Нас интересуют именно те предприятия, которые являются «малыми» в нашем представлении, в том числе и для российского законодательства (по оборотам). Какова степень их заинтересованности в

IT-решениях?

Давайте попытаемся понять, чем, собственно, они занимаются. Если операции фирмы просты и все их можно вести в Excel, то, даже если и существует заинтересованность в более сложных IT-решениях, это ошибочная позиция. Подобное решение будеогут нуждаться в подобных решениях?

Скажем, там, где, несмотря на малый оборот, больших затрат требуют аналитическая работа, сведение информации из разных мест воедино. Иными словами, где есть много информационных потоков, которые должны быть автоматизированы. Например, маленькая компания, персонал – человек пять, оборот не очень большой. Торгуют сигаретами. Бизнес-процессы простые. Им не нужна сложная система учета, отслеживания поставок товара и т. д. Они хотели бы автоматизировать закупки, заказы и частично склад. Почему именно это? Потому что именно здесь у них проблемы: с контролем исполнения заказов, отслеживанием закупок, учетом на складе. Им нужна была интегрированная система, которая ведет не только складской или только финансовый учет, а сочетающая оба вида. То есть клиенту недостаточно сказать, что двести пачек сигарет будут стоить Х денег, надо сообщить, что они будут стоить Х денег, что, предположим, половина партии товара есть на складе, а другая – тут менеджер открывает программу, которая связана с поставками, просматривает график – будет через месяц.

По количеству бизнес-процессов этот бизнес все-таки небольшой, между средним и малым. Им уже не подходит только бухгалтерская система или только складская, а необходимо простое интегрированное решение.

– Как компания с небольшими оборотами может «вытянуть» внедрение интегрированного решения?

Как правило, в малом бизнесе, во-первых, нет денег на инвестиции в полноценный проект, во-вторых, отсутствует возможность провести полную экспертизу своего бизнеса. Им подойдет шаблонированное решение: оно более дешевое, внедряется в короткие сроки и, что очень важно, несет в себе ценность в виде дополнительных бизнес-процессов. Ведь маленькая компания «варится в собственном соку» и полагает, что уже использует все возможные технологии. Но когда она приобретает интегрированное решение, то обнаруживает, как много еще можно сделать для повышения эффективности работы. Таким образом, интегрированное решение становится своеобразным импульсом к развитию компании.

Кстати, это характерно не только для маленьких фирм. Недавно мы показывали представителям крупной торговой сети OLAP-решение, в котором были преднастроенные отчеты для клиентов таких сетей. Само решение клиентам пока не требуется, а вот отчеты их очень заинтересовали.

Таким образом, даже в крупных компаниях, которые могут позволить себе полноценный консалтинговый проект, внедрение интегрированного решения – стимул к дальнейшему развитию управленческой инфраструктуры.

На Западе многие люди имеют малый бизнес, доставшийся владельцу по наследству.

Выверенный годами, такой бизнес построен на традициях. Люди общаются в своем кругу, получают информацию от знакомых и т. д. У нас в России этого нет, потому что бизнес-сообщество находится в стадии роста (довольно быстрого и, что называется, «в разные стороны»). Предприниматели пока не могут обмениваться информацие Ну какие традиции могли быть в Советском Союзе? Цеховые да кооперативные... Это традиции работы на неконкурентном рынке, а сейчас во всех сферах бизнеса достаточно жесткая конкуренция. Опыта работы с консультантами у малого бизнеса тоже нет. Все, что есть, это переводные книги, большей частью с английского языка. Поэтому предприниматели просто делают то, что им кажется правильным.

– Насколько мы понимаем, стандартное решение сокращает временные затраты, имеет фиксированную стоимость (следовательно, можно рассчитать бюджет) и т. д.?

Что очень важно, маленькие компании не могут позволить себе отсроченных инвестиций. У них нет возможности сначала купить систему, платить деньги за ее внедрение, обучать своих людей пользованию и т. д., а эффект получить только через год. Поэтому для предприятия малого бизнеса принципиально, взяв средства в кредит или из оборотных средств (а маленькие компании, как правило, торговые, для них оборотные средства – основной вид активов), получить ощутимый эффект через короткий срок после внедрения. Если процесс внедрения растягивается на год, то это неприемлемо, если на полгода – нежелательно, на 2 месяца – отлично. Индустриальный шаблон как раз и дает возможность небольшим компаниям использовать небольшую часть оборотных денег.

Первый пункт инвестиций – ПО. У нас есть решение для малого бизнеса, в котором существует ограничение по количеству пользователей, но при этом клиенту предоставляются большие скидки. Судите сами, 1 тыс. долларов за рабочее место в интегрированном полнофункциональном решении.

Второй пункт инвестиций – внедрение. В стандартном плане внедрения может быть несколько сотен пунктов, в него входят и обучение, и дизайн, и создание новых функциональностей. Поскольку работу должен выполнять высококвалифицированный персонал, компания, дорожащая своей репутацией, не может позволить себе за меньшие деньги взять менее профессиональных работников. Но можно сократить инвестиции за счет внедрения уже готового решения, шаблона.

Оно имеет преднастроенные бизнес-процессы, адаптировано к малому бизнесу. Его можно просто взять и установить. Будет ли оно на 100% удовлетворять запросам предприятия? Наверное, нет. Но оно покроет основные бизнес-направления.

Стандартный подход подразумевает следующие стадии: анализ, дизайн, построение версии, внедрение и фаза эксплуатации (см. рис.). Сами по себе фаза анализа и построения имеют только косвенную ценность.

– А если эти фазы приведут к формализации бизнес-процессов?

Правильно: если! Как правило, в маленьких компаниях требуется только «приложить» автоматизирующее IT-решение к их операциям. По сути, проектная документация будет иметь ценность, когда сам проект пройдет фазу внедрения. Что предлагается в индустриальном шаблоне? Фаза обучения. На этой фазе клиент понимает, подходят ли ему шаблонированное решение и бизнес-процессы. Фаза внедрения состоит из переноса историческио простой, поскольку решение рабочее, оттестировано миллион раз. На этом так называемая «первая волна» пройдена. Месяц-два – и вы получаете готовое решение. На этой стадии инвестиции уже приносят пользу. Но в шаблонированном решении отсутствуют элементы специфики вашей компании, поэтому необходимо сделать некий tuning, настройку под конкретное предприятие. Это «вторая волна».

– То есть определенная доля творчества все же присутствует в процессе интеграции шаблонированного решения?

На «первой волне» практически нет. Это не «коробочное решение», но его можно просто взять и установить. Однако может оставаться часть операций, которые не присутствуют в шаблоне, но их тоже необходимо автоматизировать – обстоятельства вынуждают. Поэтому, начав использовать 90% решения, 10% вы оставляете на «вторую волну». И уже, используя решение, получая пользу от этого, сообщая клиентам конкретные сроки поставки товара, отслеживая их платежи с точностью до копейки и т. д., дорабатываете необходимые отчеты, формы, бизнес-процессы.

– Как Вы полагаете, малый бизнес способен «осилить» заказное ПО?

Первоначальные инвестиции в заказное ПО обычно меньше, чем в тиражируемую систему. Малый бизнес способен их осилить, потому что подобные решения автоматизируют уже существующие на предприятии бизнес-процессы. Зачастую при таком подходе операции формализовать невозможно, потому что 10 человек могут вносить совершенно разную информацию об одном и том же виде товара. А в дальнейшем компания обязательно столкнется с тем, что это ПО начнет дорабатываться, возникнут проблемы с поддержкой и т. д. Представьте себе: сначала нарисовали человека только с ногами – надо, чтобы он ходил. Потом дорисовали руку, чтобы он что-то брал. А может он держать что-то? Нарисовали специально для этого вторую руку. Надо еще чтобы очки поправлял? Без проблем, сделаем третью руку. В результате получается человек с пятнадцатью руками, вместо того чтобы обходиться только двумя «руками» тиражируемой системы, которая может и брать, и держать, и очки поправлять, и многое другое.

Многорукого монстра а) невозможно поддерживать, б) со временем новую руку просто некуда пристроить – начинаете пристраивать руку, отваливается нога и т. д. Подобная ситуация встречается довольно часто. У такого ПО нет стратегии развития, нет будущего. Оно решает текущую задачу, а завтра появляется новая задача, послезавтра – еще и т. д., пока не произойдет крах самописной системы.

– Можете ли Вы дать прогноз развития IT-рынка, ориентированного на малый и средний бизнес?

IT-рынок, ориентированный на малый и средний бизнес, будет строго соответствовать развитию самого малого и среднего бизнеса. Растет ли малый и средний бизнес? Где-то я слышал фразу, что в России есть только маленькие и большие компании, средних нет. Средняя компания находится в очень неудобной позиции: у нее большие административные затраты и маленькое полкак это делает маленькая компания, и не может получать какую-то прибыль от своего политического

лоббизма или от своих возможностей вне бизнеса, как большая компания. Она получает минусы маленькой и большой компаний, но не получает особых плюсов, поэтому либо регрессирует до уровня маленькой, либо пытается дорасти до большой. Я с этим мнением не совсем согласен. Сейчас наметилась определенная тенденция в сторону формирования компаний именно среднего бизнеса. Это отрадно. Те компании-клиенты, которые лет пять назад были маленькими и не задумывались об управленческих системах, сейчас выросли, стали заниматься проблемами управления затратами, транслогистики, работы с клиентами. Они уже почувствовали конкуренцию со стороны других компаний. Эти компании будут развиваться. Вместе с ними будет развиваться и IT-рынок, ориентированный на их потребности.

– Миссия вашей компании – помогать клиентам в достижении стратегических целей и построении надежного бизнеса с помощью

IT-решений. Что имеется в виду?

Наша основная задача – дать предпринимателям эффективный инструмент развития бизнеса и показать оптимальные способы его использования. Мы регулярно проводим обучающие семинары, причем не только по пользованию программным продуктом. Недавно был семинар, посвященный IT-решениям – какие они дают преимущества, в том числе конкурентные. Миссия нашей компании состоит не только в том, чтобы реализовывать эти решения, но и помочь их сформулировать. Помимо автоматизации рутинных затрат это хороший стимул для развития компании.

– Есть мнение, что российский

IT-рынок находится в зачаточном состоянии, его следует развивать, нести информацию в регионы.

И здесь необходима поддержка государства.

В бизнесе важны две составляющие – рост и оборот. Первая позволяет смотреть в будущее с оптимизмом, вторая – финансировать это будущее и жить сейчас. В настоящее время рост идет за счет регионов, а по обороту доминирующее положение занимают столица и центральный регион. Здесь, действительно, сложно обойтись без поддержки государства. Без поддержки тех, кому мы платим налоги. Развивать рынок – это в том числе и их задача.

Беседу провела

Ольга Белова.

Главная страница / Архитектура отрасли