Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

СТАРЫЙ БИЗНЕС «ПО-НОВОМУ»

Перспективы развития любого предприятия напрямую связаны с применением современных информационных технологий. Отдельным технологическим направлением развития мировой экономики стал электронный бизнес, который сегодня является фундаментом целого сегмента мирового рынка – так называемой новой экономики. Развитие сети Интернет создает удобную и эффективную информационно-транспортную среду, что позволяет вывести на новый уровень автоматизации различные бизнес-процессы. В России в последние годы развитию электронных форм ведения бизнеса уделяется все больше внимания. Ярким примером переориентации отечественной государственной политики в этой области можно считать принятие Федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая призвана максимально ускорить интеграцию всех секторов бизнеса и общества в новую инфокоммуникационную среду. В этих условиях большинство отечественных компаний активно берут курс на объединение электронных и традиционных форм ведения бизнеса – эффективное и перспективное направление развития. Это означает, что электронный бизнес в России может получить мощный импульс уже в самое ближайшее время.

Есть ли перспективы?

В отчете консалтинговой компании McConnell International LLC сформулированы основные факторы, которые должны способствовать плавному вхождению различных стран в мировую ИТ- и бизнес-инфраструктуру:

• распространенность и доступность сетей передачи данных;

• выделение e-business в качестве приоритетного направления в развитии национальной экономики;

• решение проблем обеспечения информационной безопасности;

• вложение государством средств в образование с целью создания трудовых ресурсов, способных к ведению e-business и вступлению в мировое ИТ-сообщество;

• благоприятная обстановка в обществе и государстве для развития e-business.

Оценки перспектив развития электронного бизнеса в мире стали более осторожными, но надежды на благотворное его влияние на мировую экономику по-прежнему сильны. Эйфория от фантастических прибылей, получаемых при капитализации высокотехнологичных онлайновых компаний, исчезла. Пришло осознание того, что деятельность любой компании (онлайновой или оффлайновой) должна прежде всего приносить прибыль своим владельцам, а не быть направленной только на захват перспективных рынков. Компании, которые грамотно вели свой бизнес и придерживались продуманной бизнес-модели, остались на рынке. Другие покинули его или близки к разорению.

Аналогичным образом необходимо рассматривать и российский e-business. Практически все организации (от предприятий до банков) считают его очень многообещающим и стремятся «застолбить» себе место на российском рынке. Однако значительная часть российских компаний, инвестирующих немалые средства в e-business, рассчитывают больше на перспективу, чем на реальную прибыль. За последние несколько лет целый ряд компьютерных компаний, предприятийющих проектах в области российского электронного бизнеса, из которых, однако, далеко не все достигли стадии реального внедрения. Тем не менее уже можно говорить о том, что российский e-business существует. Компании охотно признают, что заниматься им (с обязательным учетом своих бизнес-целей) следует, чтобы не упустить благоприятных бизнес-возможностей, которые возникнут при прогнозируемом оздоровлении российской экономики и улучшении жизненного уровня россиян.

Общие проблемы развития электронного бизнеса

в России

Большинство аналитиков и обозревателей полагают, что в ближайшие годы бурного развития электронного бизнеса в России ожидать не стоит. Этому препятствует ряд серьезных проблем, основными из которых являются:

• нестабильность российской экономики и относительно небольшое количество пользователей Интернет (по мнению ряда экспертов, только при преодолении 10%-ного порога распространения Интернета у электронного бизнеса существуют хорошие перспективы развития). Кроме того, в настоящее время стоимость доступа в Интернет для большинства россиян еще чрезмерно велика;

• неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры и относительно низкий уровень телефонизации. В США на 100 жителей приходится около 64 телефонов, в России – всего 19. К тому же низкое качество телефонной связи отнюдь не способствует популяризации Интернета среди россиян;

• традиционная закрытость среднего и крупного российского бизнеса, препятствующая развитию В2В сегмента рынка; наличие в российских компаниях неисчерпанных внутренних резервов оптимизации деятельности (в частности, корпоративных ПО), лишающее смысла заниматься сейчас развитием внешних связей через В2В приложения;

• надежность средств связи при передаче конфиденциальной финансовой информации (ряд владельцев российских Web-сайтов рассматривают возможности онлайновых платежей и отчислений, но пока относительно немногие решаются воспользоваться ими).

• отсутствие «карточной программы» – основного платежного средства населения при работе с услугами электронной коммерции, необходимого элемента электронного бизнеса;

• низкая покупательная способность подавляющего большинства населения России;

• неравномерность развития российского рынка электронного бизнеса. В России о наличии какого-либо B2C рынка (с большими допущениями) можно говорить лишь в Москве и частично в Санкт-Петербурге. В остальных регионах России электронные магазины воспринимаются как экзотика;

• относительная неразвитость электронных платежных систем и логистики (неэффективные системы доставки товаров покупателям).



Аспекты безопасности

e-business

Обеспечение безопасности является не только необходимым условием успешного ведения электронного бизнеса, но и фундаментом для деловых отношений между контрагентами. Электронный бизнес по сути предполагает активный информаций между субъектами бизнеса.

Обидно, что ограничения касаются именно асимметричной криптографии и цифровых сертификатов, то есть механизмов информационной безопасности, которые наиболее активно развиваются сейчас в цивилизованном мире. К счастью, Закон выделяет такой вид информационных систем, как «корпоративные информационные системы», владельцы которых имеют право регламентировать внутренние отношения. На наш взгляд, в настоящее время это наиболее приемлемый путь развития российского электронного бизнеса. Правда, если раньше для участия в электронном бизнесе достаточно было заключить один договор, теперь необходимо подписать несколько документов. Заметим, что электронная цифровая подпись представляет собой не единственный (хотя и наиболее удобный) способ контроля авторства и целостности электронных документов. Существуют альтернативные механизмы, и интерес к ним со стороны разработчиков в последнее время возрос.

Российское государство

и электронный бизнес

На данном этапе в России реального государственного регулирования электронного бизнеса не существует, что, естественно, во многом препятствует его развитию. В то же время многие представители российской власти согласны с тем, что внедрение технологий e-business позволит сократить расходы российских предприятий на транспорт, доставку товаров и т. д. Кроме того, новый вид бизнеса может принести немалые налоги в казну государства и неразумно упускать новый источник финансовых поступлений. За последние полгода государство неоднократно демонстрировало желание заниматься проблемами регулирования российского электронного бизнеса. Например, еще в 2000 году Министерство связи и информатизации РФ представило «Федеральную целевую программу развития электронной торговли в России на 2001–2006 годы». В качестве одной из основных задач в ней определено формирование правовой базы национальной системы электронной торговли. Для ее решения предполагается внести изменения в некоторые из действующих федеральных законов, а также начать разработку новых законов и нормативных актов.

Кроме того, рабочая группа по электронной коммерции Комитета по экономической политике и предпринимательству ГД РФ одобрила проект «Рекомендаций по организации деятельности лиц в сфере интернет-коммерции в Российской Федерации». Данные Рекомендации будут реализованы в рамках открытой программы саморегулирования «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции», которую также разрабатывает рабочая группа Комитета по экономической политике и предпринимательству. В Госдуме официально вынесены на рассмотрение пять законопроектов, касающихся регулирования российского электронного бизнеса. Некоторые из них уже одобрены. Активно обсуждается вопрос о полноценном электронном правительстве и дальнейшем развитии направления электронного бизнеса по модели G2B – «правительство для бизнеса». Определенная законотворческая работа по регулированию электронного бизнеса в России уже ует ожидать не ранее чем через несколько лет.

Еще одним важным шагом по развитию e-business стало принятие ФЦП «Электронная Россия». В рамках этой программы предполагается масштабная деятельность по общему развитию инфокоммуникационной инфраструктуры, основы электронного бизнеса. Поддержка государством этой сферы – несомненно, положительный факт.

Главная страница / Архитектура отрасли