Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

СЛОЖИТЬ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ КОРЗИНУ?

Системы поддержки бизнеса для операторов связи: история, современность, перспективы

Рассуждениями о том, что деятельность большинства предприятий и организаций подлежит автоматизации, сейчас никого не удивишь, как, впрочем, и критическими замечаниями по этому поводу. Что может занимать сейчас

IТ-специалистов, руководителей предприятий связи или менеджеров, занимающихся автоматизацией бизнес-операций, кроме практических советов, как внедрить ту или иную систему? Не менее интересно, думается, понаблюдать за динамикой развития рынка систем поддержки бизнес-операций и тенденциями внедрения автоматизированных систем. Может, станет ясен божий промысел: куда же нам плыть?

Рожденные конкуренцией

Демонополизация и либерализация телекоммуникационной индустрии во всем мире привели к возрастанию конкуренции. Появились альтернативные провайдеры корпоративной и местной телефонной связи, кабельного телевидения и других телекоммуникационных услуг. Новые игроки – представительства иностранных телекоммуникационных гигантов и отечественные компании – стали теснить местных монополистов связи, что составило основу для конкуренции. Чтобы противостоять усилиям конкурентов, крупные операторы связи осуществляют значительные инвестиции в развитие инфраструктуры и улучшение обслуживания, в то время как молодые компании концентрируются на построении новых сетей и развитии новых товарных знаков.

И хотя в настоящий момент конкурентный рынок телекоммуникаций находится в стадии формирования и пока далек от совершенства в сфере управления бизнес-операциями, некоторые тенденции его развития уже определились: в пользу автоматизации высказались абсолютно все операторы.

Данная тенденция подтверждается подготовленным компанией «Dataquest» (рис. 1) анализом увеличения затрат на приобретение систем поддержки бизнес-операций (системы поддержки бизнеса, далее по тексту СПБО). Компания дает прогноз их повышения с 30 млрд. долларов в 2000 году до 70 млрд. в 2005. Основные затраты приходятся на сектор проводной связи, хотя наибольший рост наблюдается в секторе беспроводной связи. Данный прогноз показывает, что, несмотря на сложные экономические условия, телекоммуникационные операторы испытывают потребность в СПБО и готовы вкладывать в них средства.

В прошлом операторы связи использовали главным образом индивидуальные разработки и отдельные программные решения, которые помогали управлять определенной бизнес-операцией. В результате

деятельность компании характеризовалась наличием отдельных

«островков автоматизации», что усложняло процессы управления, увеличивало операционные расходы и в целом снижало эффективность производства.

Позднее развитие СПБО от «самодеятельных» разработок пришло к продуктам «лучшие в классе» (best of breed), появившимся либо как результат эволюции первых, либо как профессионально разработанный

«с нуля» продукт на продажу. Такие системы реша процедурами обслуживания клиентов, предоставления услуг, эксплуатации сети и управления элементами, являются разрозненными и не обеспечивают «сквозного» управленческого процесса. В конечном итоге страдает качество услуг и обслуживания клиентов, увеличиваются операционные расходы и, как следствие, снижается рентабельность производства.

Использование системных интеграторов и сведение воедино модулей АСУ от разных производителей позволят предприятию автоматизировать большую часть своих бизнес-процессов. Пример подхода «лучший в классе» иллюстрирует следующая блок-схема (рис. 2).

Отдельные функциональные блоки – биллинг, управление устранением сбоев в сети, управление заказами, управление сетевыми активами – предоставляются различными компаниями-поставщиками лучших решений в своей области. Интеграция производится на основе интеграционной шины. Установка и эксплуатация таких решений требуют вовлечения системных интеграторов и приобретения дополнительной инфраструктуры, что влечет за собой большие затраты времени и средств, особенно на стадии внедрения (полная стоимость каждого пакета, расходы на системного интегратора, высокие цены на оборудование). Кроме того, эти решения, как правило, не масштабируются, функционально избыточны и не обеспечивают оперативного обновления.

По мнению аналитиков, для достижения операторами преимущества перед конкурентами используемые ими СПБО должны обладать следующими качествами:

• высокая производительность;

• новые модели биллинга для мира, в котором все «вращается» вокруг данных;

• «открытая инфраструктура» для коммерции;

• выбор услуг абонентом в режиме реального времени;

• интеграция, ликвидация «островков автоматизации».

Таким образом, неспособность вышеописанных решений стать эффективным орудием в конкурентной борьбе очевидна.

Для обеспечения преимуществ операторам связи требуются современные интегрированные СПБО. Их внедрение необходимо не только и не столько для обеспечения эффективности работы программных продуктов, сколько для получения измеримых в денежном эквиваленте преимуществ для бизнеса в целом. Поэтому в настоящее время все чаще возникает потребность в решениях, обеспечивающих «сквозную» автоматизацию бизнес-операций с целью экономии средств,

повышения качества предоставляемых услуг и быстрого выведения новых услуг на рынок. Разновидности СПБО проиллюстрированы на рис. 3, а порождаемые ими проблемы сведены в таблицу.

В детальных комментариях данная схема не нуждается: СПБО могут представлять собой как отдельный продукт, так и комплексное решение. Это может быть ПО, установленное у оператора связи или услуга, поставляемая внешней организацией (аутсорсинг).

Рассмотрим последнюю строку таблицы – полное интегрированное модульное решение.

Волшебная палочка

Интегрированное решение - хорошо...

Упомянутое расширение инфраструктуры и соблюдение собственных интересов поставили перед операторами связи задачи по усти клиентов и предотвращению их «текучести», оптимизации управления услугами, снижению эксплуатационных расходов, мотивации персонала, управлению и удержанию кадров.

По мнению компаний, поставляющих интегрированные решения, именно единая система управления, обеспечивающая все бизнес-операции оператора связи, дает возможность реализовать означенные преимущества: от улучшения соотношения цена/качество (за счет автоматизированных генерации и эскалации сообщений о сбоях, анализа неисправностей, устранения сбоев), совершенствования управления производительностью и уровнем обслуживания, достижения реальной экономии времени и средств до решения чисто технических задач – сокращение среднего времени устранения сбоев, более эффективное управление конфигурацией, грамотная организация центра управления сетью, увеличение скорости предоставления услуг за счет автоматизации, более точный учет ресурсов при предоставлении услуг, что приводит к снижению стоимости и, как следствие, к повышению лояльности абонентов.

По словам Сета Уайетса, директора Gartner’s OSS Consulting, «поставщики OSS (СПБО) должны обеспечить операторов связи интегрированными продуктами, которые позволят либо снизить затраты, либо увеличить доходы».

Такие решения являются существенным усовершенствованием по сравнению с «лучшими в классе» продуктами, которые чрезмерно перегружены возможностями, слишком дороги и требуют длительной интеграции».

Быстро меняющийся телекоммуникационный рынок оказывает постоянное влияние на требования к СПБО: внедряются новые услуги, подвергаются модификации операционные процессы – самообслуживание клиентов, поддержка договоров об уровне обслуживания (SLA, т. е. закрепление в контракте гарантированного уровня качества услуг и тарификация согласно фактически предоставленному уровню); подключение, предоставление и тарификация конвергентных услуг в режиме реального времени.

В связи с этим на настоящий момент операторы связи имеют следующие потребности в сфере поддержки бизнеса и операций:

• широкий диапазон возможностей (от регистрации заказчиков до управления маршрутизатором);

• большая глубина решения (управление сложной технологией на многих уровнях);

• быстрота внедрения (быстрая установка заранее подготовленного решения);

• независимость от аппаратной платформы (поддержка любых типов оборудования);

• масштабируемость (доказанная способность работать с заданной производительностью при изменении – росте или сокращении – размеров сети и масштаба операций);

• надежность (способность обеспечивать поддержку даже ранее не предполагавшихся услуг);

• интегрируемость (с системами нового поколения и с использующимися старыми системами).

...а пре-интегрированное решение лучше

Все транзакции, используемые операторами связи в процессе операционной деятельности, описаны международной организацией Телекоммуникационный форум в модели ТОМ (Telecoms Operations Map). Данная модель может быть предстаостоит из множества функциональных модулей (на рис. 4 они представлены овалами с указанием названия каждого модуля), покрывающих все операционные процессы модели ТОМ. Благодаря открытой архитектуре и общей информационной модели СПБО все модули пре-интегрированы (т. е. предварительно соединены, так сказать, сшиты «на живую») друг с другом, что значительно сокращает время и затраты на внедрение и позволяет потенциальным заказчикам собирать только те модули, которые им требуются на данный момент. Таким образом, у операторов связи есть возможность приобрести только тот функционал, который необходим им сегодня, и докупать другие модули по мере развития бизнеса.

***

Будущее покажет, за кем оно. В настоящем же в IT-структуре предприятий присутствуют как индивидуальные разработки, так и ПО «лучший в классе». Следовательно, IT-специалисты предприятий используют свои таланты «на полную катушку» и системные интеграторы тоже честно трудятся на ниве внедрения СПБО. К тому же некоторые «несознательные» пользователи ратуют за разнообразие подходов и индивидуальные решения по каждому вопросу (или бизнес-процессу, как угодно), так что грядет много интересных событий. А пока предлагаем подумать – стоит ли складывать все яйца в одну корзину, по крайней мере сейчас?!

По материалам доклада

Барбары Калиновска, Protek

Главная страница / Архитектура отрасли