Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Intranet - не панацея

Любая технология, улучшающая управление, безусловно, хороша, но никакая технология не заменит самого управления. Распределение управления, безусловно, повышает адаптивность организации, важно чтобы при этом не происходило распределения цели.

Я с большим удовольствием читаю любую статью, касающуюся организационных, социальных, психологических и других "человеческих" аспектов использования информационных технологий. В последнее время появилось множество публикаций, авторы которых пытаются убедить неискушенного читателя в том, что intranet - это панацея. Достаточно развернуть в организации WWW-сервер, раздать пользователям браузеры, и все проблемы бизнеса будут решены. Здесь на память приходят различные исторические эпизоды: и эйфория первых лет после появления персональных компьютеров, и восторги от архитектуры клиент-сервер, и фанатичное преклонение перед объектно-ориентированным подходом. При желании этот список можно продолжать до бесконечности. В этом плане весьма своевременной оказалась публикация в 4-м номере журнала статьи Леонида Черняка "Править или управлять". Автор охлаждает горячие головы, цитируя слова Теллина: "...без понимания влияния технологии на менеджмент и структуру организации есть опасность превращения технологии лишь в дорогу, а не в движение по этой дороге". Ценность статьи усиливается еще и тем, что она затрагивает методологические вопросы внедрения intranet.

Наряду с очень благоприятным впечатлением от статьи в целом в ней нельзя не отметить ряд спорных мест.

"Между разработчиками технических средств и пользователями нет промежуточного звена... Отчасти эту функцию выполняют системные интеграторы, но и они все же в большей степени ориентированы на техническую сторону вопроса, чем на потребительские качества". - Если это так, то, скорее всего, вы имеете дело не с системным интегратором, который оценивает успех своего проекта по степени влияния на все основные показатели деятельности своего клиента, не ограничиваясь технико-экономическим параметром (время, бюджет, техническое качество).

"Современная корпоративная система должна быть построена на основе принципов распределенного управления...". - Это не вызывает сомнения в тех случаях, когда распределенное управление действительно оправдано. В работе Теллина приводится схема, без которой данное высказывание нельзя признать корректным.

Отсюда можно сделать вывод, что существует широкий класс применений: массовое производство, органы гос. управления, многие банковские применения, в которых невозможно обойтись без централизованного управления.

"Технология intranet позволяет перераспределить по-новому обязанности между сотрудниками. На прикладных специалистов возлагается работа по созданию и поддержанию содержательной части Web-сервера, а специалистам по информатике остаются служебные функции". - В этом месте автор не вполне корректно проинтерпретировал первоисточник. Теллин в своей работе вплотную подх той области деятельности, в которой intranet особенно сильна. Это то, что на Западе называется Knowledge management (управление знаниями). Он даже использует термин "knowledge worker" (специалист, участвующий в организации фиксации, накопления и управления корпоративными знаниями). Управление знаниями рассматривается в качестве наиболее ценного актива организации и переносит акценты в информационных технологиях с управления данными на этот вид нематериальных активов (да простят меня бухгалтеры за этот термин). Отражая эту тенденцию, Теллин пишет, что основной ролью информационщиков становится создание соответствующей инфраструктуры и обеспечение "knowledge workers" необходимой информацией.

Адаптивные инновации - термин, используемый в эволюционной биологии для обозначения появления новых функций организмов, принадлежащих к определенному виду, в ответ на изменение внешних условий. В интерпретации Теллина этот термин относится к способности каждой подсистемы реагировать на локальные внешние условия. Результат - не только множество ответных реакций, гораздо большее, чем может быть порождено из центра, но и способность каждой подсистемы приспосабливаться к специфической для нее среде. В подобного рода системах миссия организации становится ключевым информационным компонентом (геномом, если продолжать биологическую аналогию), с учетом которого осуществляется адаптация. С моей точки зрения, понятие адаптивной инновации является только удачной аналогией и не привносит ничего нового в методологические построения Теллина. Тем более что в Hoshin Kanri (целевое управление и управление целями), empowerment (делегирование полномочий и ответственности) и многих других современных технологиях управления проблема адаптивности рассматривается гораздо полнее и серьезнее.

Какие бы выводы, касающиеся intranet, я предложил бы со своей стороны:

• Intranet не является преходящим увлечением специалистов в области информационных технологий. Сегодня она быстро развивается, и в ближайшем будущем стоит ожидать появления многочисленных приложений, базирующихся на этой технологии.

• Не стоит впадать в эйфорию. Intranet не способна по мановению волшебной палочки решить все проблемы в корпоративных системах, но может с успехом использоваться для приложений, не требующих серьезной клиент-серверной инфраструктуры.

• При внедрении необходимо быть готовым к сопротивлению как со стороны информационщиков, так и со стороны предметников. Чтобы достичь успеха, необходимо вовлекать в проект высшее руководство организации и применять самые изощренные способы агитации и пропаганды.

• "Бесплатным сыр бывает только в мышеловке". Бесплатный инструментарий intranet хорош только для демонстрации возможностей. Когда вы возьметесь за решение серьезных задач, вам потребуется профессиональный инструмент, а его цена уже будет достаточно далека от нулевой.

• Недостатки intranet - суть продолжение его достоинств. Он оставляет ощущение простоты, а про относительно простые задачи.

• "Открытая книга". Сегодня intranet особенно хороша в приложениях, связанных с отчуждением персональных знаний и консолидацией их в корпоративные знания. Внедрение таких приложений требует изменений в корпоративной культуре. Если внедрение технологии требует нескольких месяцев, то изменения в культуре требуют нескольких лет. Будьте терпеливы.

• Intranet может создать ощущение вседозволенности, которое может привести к хаосу. Еще до начала проекта необходимо задуматься об инструкциях, процедурах, правилах. Адаптивные инновации не должны быть самоцелью. Сам Теллин говорит об "управляемых адаптивных инновациях".

• Тщательно оценивайте затраты. Не забывайте об услугах, связанных с внедрением intranet (или о собственных трудозатратах, если вы ведете проект самостоятельно). Отношение цены программного обеспечения к цене услуг оценивается как 1:1 на начальных этапах и 1:3,5 при внедрении на последующих этапах более сложных приложений.

• Рассматривая целесообразность внедрения intranet, взвесьте свои возможности. Если уж вы приступили к внедрению, соберите волю в кулак и будьте настойчивы. И дай вам Бог удачи...



Главная страница / Архитектура отрасли