Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Не бросайте в корзину!

"Работайте без шуму, и, если ваша работа будет кому нужна, ее заметят, ею воспользуются, и в этом будет ваше нравственное удовлетворение", - советовал в 1910 году конкурентам журнал "Коммерческий деятель"

Деловая печать царской России - увлекательный мир рекламных прейскурантов, проспектов и плакатов, биржевых, банковских и торгово-промышленных календарей, практических руководств, справочников, путеводителей и словарей, специализированных газет и журналов.

Задуманные как издания, подчиненные практическим интересам промышленников, торговцев и сельских хозяев разного масштаба, банкиров и рядовых служащих кредитных учреждений, биржевых деятелей и "играющей публики", в конце ХХ века деловые журналы царской России перешли в новое качество, став ценным историческим источником.

Совершенно не похожие друг на друга деловые периодические издания начала века хранят информацию не только об отдельных фактах предпринимательской деятельности иностранцев в России и интересных случаях из практики судебных департаментов Сената, о злоупотреблениях в Сибирском Торговом банке и проведении первого всероссийского конкурса счетоводов. Из этого источника можно узнать об открытии в Петербурге коммерческого училища на основах экспериментальной психологии, об организации заграничной экскурсии для учеников Самарского коммерческого училица по маршруту Самара-Варшава-Калиш-Дрезден-Мюнхен-Нюренберг-Александрово-Самара и т. д. Знакомство с деловой печатью царской России особенно интересно и поучительно с точки зрения выявления методов и способов завоевания читателя.

Начало предвоенного промышленного подъема в России 1909-1913 гг. Правительственной "Торгово-промышленной газете" - "прабабушке" российской деловой печати идет 16-й год, когда в типографии Редакции периодических изданий Министерства Финансов начинают печатать новый ежемесячный журнал "Вестник русско-английской торговой палаты". На страницах этого издания публиковались статьи и исследования по вопросам русско-английских экономических сношений (в первую очередь, по вопросам "недостаточно выясненным" и вызывавшим недоразумения), статистика, хроника, обзоры торгово-промышленной жизни двух стран, таблицы рыночных цен на главнейшие товары. В специальной рубрике "Труд" незадолго до начала первой мировой войны можно было увидеть объявления типа:

"Англичанин (математик), знающий

французский и русский языки,

желает получить место корреспондента,

бухгалтера или секретаря"


Редакция "Вестника" информировала читателей не только о предстоящих выставках. Она взяла за правило сообщать о любых русско-английских начинаниях, достойных, с ее точки зрения, внимания деловых людей. С разрешения редакции деловые запросы и предложения, публиковавшиеся на страницах "Вестника", перепечатывались многими русскими и английскими изданиями.

В 1913 году о себе заявили сразу два еженедельника. Журнал "Русская промышленность" предлагал обзленности, торговли, биржи и банков и заверял читателей в том, что через него они могут получить информацию о "всякой бумаге из обращающихся на бирже". В первый год существования журнала его редакция ответила на 194 письма по отделу "Биржа". Собрат этого издания - журнал "Биржевая спекуляция и акционерное дело" выступал в защиту "играющей публики". На его страницах разрабатывалась одна из самых злободневных тем того времени - покупка и продажа бумаг публикой "через банкиров, маклеров, действительных членов и вообще посредников". Оба еженедельника уделяли внимание скандалам в финансовых сферах.

На звание "самого яркого и талантливо составленного в информационном деле" издания претендовал столичный журнал "Меркур" (до 1908 года он печатался в Лейпциге). Его самореклама была краткой и ненавязчивой: "Меркур" все знает, все печатает". Читателям предлагалась хроника акционерного и биржевого дела, а также новых изобретений и патентов. Регулярно публиковались деловые запросы, поступавшие от иностранных фирм.

"Не бросайте в корзину!

Для собственного интереса

читайте и абонируйтесь!"

Журнал "Меркур". Спб., 1908


Годовые подписчики журнала "Меркур" могли рассчитывать на получение бесплатных советов и указаний по покупке и сбыту всевозможных товаров. Кроме того, в их распоряжение регулярно поступала "Таблица банкротств и судебных взысканий" (так называемая "Черная доска"), которую "Меркур" рекомендовал "вывешивать на видном месте". К декабрьским номерам прилагалась "практически-полезная премия" (определенное издание). Лица, подавшие письменную заявку заблаговременно, получали бесплатно еще несколько экземпляров этой "премии". Наконец, редакция настоятельно рекомендовала читателям предварительно справляться именно в "Меркуре" относительно серьезности той или иной заграничной выставки, дабы не попасть впросак.

Интересам розничной и оптовой торговли был посвящен одесский журнал "Торговое дело", ведущий свою историю с 1907 года. Здесь публиковались подборки практических советов для начинающих коммерсантов и краткие сведения о происхождении, производстве, качестве, свойствах и применении наиболее "употребительных" товаров. В журнале помещались перепечатки интересных статей из некоторых отечественных периодических изданий и в первую очередь из "Торгово-промышленной газеты", а также пересказы/переводы из зарубежных журналов. В структуре этого издания были отделы с привлекательными названиями: "О карьере", "Предостережения", "Злоупотребления", "Случаи из торговой практики". Обращаясь к своему читателю, журнал "Торговое дело" призывал его быть энергичным, предприимчивым и настойчивым в достижении намеченной цели.

Программа журнала "Американское сельское хозяйство, машины и орудия" (орган Русско-Американского Сельскохозяйственного Агентства), выходившего в Петербурге с 1909 года, охватывала все отрасли земледельческого труда, "особенно тяжело поставленного в отношении напряжения ситво, молочное хозяйство, огородничество, пчеловодство. Журнал распространял полезные сведения, публиковал много рисунков, планов, чертежей с целью "дать хозяевам новые идеи" и в надежде побудить соотечественников работать по методу американских фермеров, то есть "больше мозгами". Кроме того, он рассказывал о деятельности правительственных и общественных сельскохозяйственных учреждений Северо-Американских Соединенных Штатов, о специальных американских изданиях. В сентябре 1911 года журнал "Американское сельское хозяйство, машины и орудия" слился с "Русско-американским вестником" - изданием акционерного общества THE INTERNATIONAL LIBRARY PUBLISHING, выходившим в Нью-Йорке на русском языке. Это был первый в Америке русский ежемесячный общественный, торгово-промышленный и технический журнал. Подписка на него принималась в Петербурге и Париже. При конторе "Вестника" действовало Торгово-промышленное бюро, с тем чтобы фабриканты могли "входить в непосредственные сношения".

По-своему заботилась о читателях банковская печать. Журнал "Банки и биржа", например, публиковал шаржи на наиболее видных представителей российского делового мира, в том числе на члена Государственного совета и председателя Московского биржевого комитета Г. А. Крестовникова, "сахарного короля"

Л. И. Бродского, директора Сибирского Торгового банка В. С. Субботника. "Говорить дело о деле на пользу дела" обещал своим подписчикам журнал "Банковое дело". Запрашивая их мнение относительно формы и содержания подготавливаемого "Банкового календаря на 1914 год", редакция подчеркивала, что "дело это общее для всех работающих в банковом деле".

В предвоенные годы в Петербурге выходило несколько журналов, посвященных исключительно вопросам коммерческого образования. Свои издания имели Высшие коммерческие курсы М. В. Побединского (журнал "Коммерческая школа и жизнь") и Общество счетоводов (журнал "Практическая жизнь"). Лицам, лишенным возможности "по тем или иным причинам воспользоваться устным преподаванием", был адресован журнал "Коммерческая энциклопедия", который, впрочем, можно было считать таковым с натяжкой. Дело в том, что он представлял собой популярный курс счетоводства. По заверению редакции, этим курсом можно было овладеть за 5 - 6 месяцев. Журнал "Коммерческое образование" выгодно отличался от родственных ему изданий благодаря хорошо поставленному отделу "Хроника". Он информировал читателей о постановке дела коммерческого образования не только в России и других европейских странах, но также в Канаде, Чили, Мексике. Изданием для широкого круга лиц, интересовавшихся вопросами коммерческого образования, являлся библиографический журнал "Новости коммерческой литературы".

Большинство российских деловых журналов имело специальные "Приложения" - средство для привлечения новых подписчиков и удержания старых. Это "Указатель торгово-промышленных фирм" ("Меркур"), "Искусство продавать" и "Практические советы для расширения и улучшения всякого део"), "Акционерные общества и торговые дома России" и "Финансовые обзоры больших городов" ("Русская промышленность"), "Баланс с точки зрения права" ("Коммерческий деятель") и многие другие.

Свое "Приложение" имела и официальная "Торгово-промышленная газета" (1893-1918). Правда, было оно совсем иного рода и, к большому сожалению, не прижилось. Определяя его значение, Редакция отмечала: "...Кроме запросов своей хозяйственно-рабочей жизни, у каждого из наших читателей есть и другие, духовные запросы, ответы на которые он может желать найти в том же своем настольном органе, несущем ему нужные сведения. Ответить и этой потребности Редакция считала себя тем более обязанной, что мы, русские, более, чем кто-нибудь, не привыкли выписывать много изданий и, по недостатку ли свободных средств или слабой еще привычке к печатному слову, предпочитаем довольствоваться одним изданием". "Литературное приложение" к "Торгово-промышленной газете" начало выходить с марта 1899 года. Оно имело следующие разделы: "Стихотворения и проза", "Из записной книжки русского писателя", "Критика", "Выставки". Причина, по которой было прекращено это, по сути, самостоятельное воскресное издание, неизвестна.

Фрагмент из готовящейся к печати книги историка

И. Архангельской

"Мой собеседник - деловая печать царской России" Сегодня все мы являемся свидетелями процесса возрождения отечественной деловой печати. Однако далеко не все знают, что первый президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский фактически принял историческую эстафету от своего однофамильца - первого управляющего делами совета съездов представителей промышленности и торговли, первого редактора журнала "Промышленность и торговля" (1908-1917), одного из лидеров и идеологов крупной российской буржуазии Адольфа Вольского. И теперь уже ему предстоит ответить на вопрос, поставленный в свое время журналом: выгодно ли быть русским промышленником? Ну а нам, современникам А. И. Вольского, предстоит "приучиться читать и понимать не только веселые рассказы, но статьи с колоннами цифр, с техническими словами...", - как писал в незапамятные времена журнал "Биржевая спекуляция и акционерное дело".

Главная страница / Архитектура отрасли