Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Править? Управлять!

или чтобы выжить - одной головы мало

Эпоха централизованных систем управления уходит в прошлое. Сегодняшние реалии это распределенные системы и соответствующие им новые информационные технологии, в частности, intranet. Понимание их сути, возможностей и влияния на организацию бизнеса, может дать возможность построить корпоративную систему, адаптирующуюся к внешним условиям.


В первые десятилетия истории вычислительной техники наблюдалось разительное несоответствие между скромными возможностями компьютеров тех лет и букетом самых разных научных направлений, которые бурно расцвели на этой почве: математическая лингвистика, теория автоматов, общая теория систем, искусственный интеллект и множество других, причем ряд направлений оказался молорезультативным. Затем на многие годы центром внимания овладели и продолжают владеть практические и технологические аспекты информатики. Теоретические работы незаслуженно перешли в разряд периферийных с точки зрения общественного внимания.

Эта метаморфоза печальна, но по-своему объективна. Дело в специфике информатики как науки. Если естественные науки исследуют объективно существующие природные закономерности, поэтому их можно условно назвать аналитическими, то информатика отличается тем, что сама порождает предмет исследования, т.е. она в какой-то степени синтезирующая наука. До тех пор пока не синтезирована необходимая среда исследования, пока она не достигает определенной массы в общем, то нет собственно предмета исследования. Нужен большой опыт созидательной практической работы, чтобы создать нечто и затем это нечто исследовать. Стохастический характер практической деятельности приводит к тому, что рождаются и умирают целые отрасли, еще недавно казавшиеся перспективными, но тем не менее пласт за пластом накапливаются знания, становящиеся основой для последующей исследовательской работы. Рассуждение отнюдь не претендует на всеобщность, оно может быть оспорено, однако в ряде направлений ситуация выглядит именно так.

В частности, эту закономерность можно обнаружить в корпоративных информационных системах.

"Любой цвет, если он - черный"

Отдельные программные и аппаратные компоненты информационных систем достигли высочайшего уровня совершенства, но собственно системы в комплексе строятся до сих пор, по сути, на интуитивных принципах. Между разработчиками технических средств и пользователями нет промежуточного звена в лице дизайнеров и специалистов по эргономике. Отчасти эту функцию выполняют системные интеграторы, но и они все же в большей степени ориентированы на техническую сторону вопроса, чем на потребительские качества. В итоге - чаще всего готовые системы недоста-точно эргономичны, в них слабо учитывается человеческий фактор. Именно этим обстоятельством объясняется отсутствие технико-экономического обоснования и оценки экономической эффективности.

Доминирование технологии над прикладными требованиями приводит к тому, чтьные, но, по собственному мнению разработчиков, средства, которые они должны принять, такими как они есть. Невольно приходит на ум высказывание Генри Форда, первые серийные автомобили которого были исключительно черными: "Вы можете купить автомобиль любого цвета, если этот цвет черный". Сказанное не следует воспринимать как критику, это объективное свойство определенного этапа в развитии любой технологии. Например, как только автомобилестроение достигло известного уровня совершенства, вопросы дизайна и экономики стали в некоторых случаях важнее собственно технических. Примерно то же происходит сейчас в области корпоративных информационных систем.

Пятнадцатилетний опыт создания систем по архитектуре клиент-сервер позволил накопить достаточный объем знаний для того, чтобы, переходя к созданию систем на принципах интранет, базироваться на "научных" принципах. Тем не менее, сила инерции велика, и сотни и сотни компаний бросились в эту новую неосвоенную область, не обременяя себя серьезными исследовательскими задачами. И это абсолютно верно, необходимо накопить практический опыт. Однако среди тех, кто водрузил на своем флаге эмблему интранет, все же есть и отдельные люди или компании, которые предпочли начать с методологии, с исследования. Таких немного, но они есть.

Теллин заполняет пробел

Из моря опубликованного на тему "интранет" только несколько авторов всерьез задумались над тем, что означает внедрение интранет на предприятии. По-видимому, это объясняется, прежде всего, нехваткой гуманитарной культуры у "технарей". Первым, или одним из первых, кто подошел к созданию корпоративных систем на принципах интранет, поставив на первое место методологию, стал Стивен Теллин, в прошлом ведущий разработчик компании Amdahl, а ныне один из основателей консалтинговой компании Intranet Partners. К стати, он и первым, еще в 1994 году, употребил и собственно термин интранет в написании IntraNet.

Еще работая в Amdahl, он опубликовал три фундаментальные статьи: "Методология интранет", "Интранет и адаптивные инновации" и "Архитектура интранет", переведенные и опубликованные в журнале JetInfo (N. 21/22, 1996) с разрешения автора и с его предисловием. Сейчас Теллин работает над книгой, которая станет логическим продолжением и развитием его взглядов. С ней можно ознакомиться в http://www.ip.com/intranetorg. Работы Стивена Теллина позволяют выйти за круг чисто технических проблем и могут быть полезны не столько техническим специалистам, сколько руководителям, принимающим стратегические решения.

Теллин оставляет за скобками собственно технические вопросы, его, прежде всего, интересует то, как должна измениться организационная структура предприятия при внедрении новой технологии. Он рассматривает проблемы изменения организационной структуры предприятия в контексте максимизации эффекта от внедрения новой технологии. В этих статьях Теллин анализирует то, как интранет-подход соотносится с философией менеджмента, с огической архитектуре предприятия.

Приведем слова Теллина: "Эта технология (интранет) приводит всех в восхищение. Но без понимания влияния технологии на менеджмент и структуру организации есть опасность превращения технологии всего лишь в дорогу, а не в движение по этой дороге. Хорошая новость заключается в том, что, занимаясь вопросами управления, вы уже знаете 80% того, что нужно знать. Моя задача - заполнить пробел".

Теллин видит свою задачу в исследовании баланса между формами управления предприятиями и техническими средствами, реализующими это управление. Эти идеи изложены довольно пространно, поэтому сделаем попытку не пересказывать их, а предложить собственное понимание.

Командовать или координировать?

Практически все существовавшие до сих пор системы административного управления в основном были централизованными. Одна из причин долгожительства централизованных подходов в административном управлении заключается в том, что единственной технологией, доступной для реализации управления, оставалась "бумажная". Более современные компьютеризированные системы управления на самом деле копировали ту же бумажную технологию. Бумажная технология ограничена распространением управляющего воздействия по иерархии, приказ успешно распространяется сверху вниз, но в ней совершенно невозможно наладить обратную связь. Бумажные отчеты, выполняющие функцию обратной связи, во много раз по объему превосходят приказы. В итоге организация захлебывается в море бумаг. В отсутствии действенной обратной связи управление приобретает характер программного, где предполагается абсолютно беспрекословное и точное выполнение приказа. А если это невозможно, если приказ не может учесть всей специфики конкретных условий? Техническая система с программным управлением перестает функционировать, а в административной вырабатываются спасительные локальные механизмы подтасовок и дезинформации.

Напомним, что слабости программного управления и в технике, и в обществе были показаны еще в 40-е годы в работе Норберта Винера "Кибернетика". Опасность пропагандируемого им управления по обратной связи для административной системы была должным образом оценена в СССР и выразилась в гонении на кибернетику. К сожалению, преимущества управления по обратной связи до определенного уровня развития технических средств могли быть реализованы только в технических системах и только сегодня с развитием сетевых решений их можно распространить и на административные системы управления.

Антиподом централизованному управлению служат системы с распределенным принятием решений, допускающие локальные реакции на внешние возмущающие воздействия. В таких системах иерархия необязательна, они могут иметь и почти плоскую структуру, но с обязательным центром управления. Каждое звено имеет определенную свободу в принятии собственных локальных решений. Такие системы обладают большей устойчивостью, лучшими возможностями для адаптации к изменениям в окр потому что любая организация существует во имя определенных целей. Естественно, что из центра управления цель видна яснее, центр в состоянии принимать глобальные решения. Для этого он должен быть хорошо информирован о деятельности низовых звеньев. Эти рассуждения оставались бы рассуждениями, если бы не те радикально новые качества, которые сообщает корпоративным системам интранет. Интранет в состоянии обеспечить обратную связь от низовых звеньев к центру управления и это то принципиально новое, что отличает этот подход от других. Посредством обратной связи центр получает информацию о реальном положении дел и может вырабатывать необходимые управляющие воздействия. Корпоративная информационная система в таких условиях выполняет функцию централизованной системы коммуникаций между отдельными компонентами системы.

Для примера можно сравнить два диаметрально противоположных типа армейских структур. На одном полюсе жесткая прусская модель, где задача каждого состоит в беспрекословном подчинении командиру верхнего уровня иерархии, на другом современная группа "командос", великолепно экипированная средствами вооружения и связи. Каждая из моделей имеет право на существование на определенном уровне развития технических средств и личной зрелости солдата. Только инициативный и самостоятельно думающий солдат сможет эффективно действовать в десантной операции. К тому же ему нужны средства связи для координации в решении общей задачи.

Совершенная корпоративная система должна быть построена на основе принципов распределенного управления, но при этом обязательна централизованная система коммуникаций для двустороннего взаимодействия между центром и исполнителями. Задача не в слепом подчинении центру, а в координации центром действий отдельных компонентов системы

Кто в доме хозяин?

Основа координации в рамках предприятия - полноценное обеспечение информацией всех исполнителей, причем, чем динамичнее процесс изменения информации, тем жестче требования к системе коммуникаций. Совершенно очевидно, что бумажная технология не может обеспечить адекватной скорости обновления информации. Только распределение информационных ресурсов между отдельными исполнителями гарантирует полноту и актуальность информации.

И вот тут заметно слабое место большинства существующих автоматизированных административных систем управления. В процессе распределения и потребления информации участвуют две категории специалистов. Первые - собственно прикладные специалисты - менеджеры, инженеры, которые являются создателями и потребителями информации, в конечном итоге носителями знаний. Вторые - технологические специалисты, точнее специалисты по информационным системам, хотя роль специалистов этого типа, по сути, вторична, но именно они обеспечивают всю работу информационной системы. Первые с помощью электронных средств коммуникации получают те же виды документов, что и в бумажной системе. Фактически эти системы повторяют бумажную модгическом уровне - то же отсутствие обратной связи.

С внедрением интранет между этими двумя категориями специалистов должно произойти перераспределение ролей. И это один из самых важных моментов. Он обеспечивается возможностями Web-технологии, лежащей в основе интранет, где характерно то, что информация не распространяется принудительным образом, как бумаги или электронные письма, а публикуется. Образуется огромное и легко обозримое информационное поле. Каждый сотрудник компании имеет возможность доступа к каким-то подмножествам этого поля для публикации собственной информации и потребления корпоративной информации в соответствии с регламентом его деятельности. Это своего рода весьма эффективная гипертекстовая стенная газета. Доступ к ней имеют все, но, разумеется, накладываются определенные ограничения, связанные с должностными полномочиями. Как следствие работы в этой новой информационной среде должна произойти смена ментальности прикладных специалистов. К ним, и только к ним, переходят все функции подготовки и публикации корпоративных документов. Функции специалистов по информационным технологиям смещаются в сторону различного рода сервисов, в том числе обеспечения собственно функционирования и развития системы, информационной безопасности и других.

Прикладной специалист или отдельное бизнес-подразделение в системе управления, построенной на принципах интранет, перестают быть винтиками в системе, построенной на жестких иерархических принципах.

Технология интранет позволяет перераспределить по-новому обязанности между сотрудниками. На прикладных специалистов возлагается работа по созданию и поддержанию содержательной части корпоративного Web-сервера (гипертекстовой стенгазеты), а специалистам по информатике остаются служебные функции

Что такое "адаптивные инновации"?

Это довольно труднопереводимый термин, скорее, это просто калька с английского Adaptive innovation. Под ним понимается такая модель системы, элементам которой обеспечена возможность саморегулирования в непрерывно изменяющихся условиях, т. е. они автономно адаптируются к инновациям, но при этом отдельные компоненты объединены средствами коммуникации в единую систему. Адаптивная инновация - это свойство системы, начинающееся с первичного элемента и распространяющееся на всю систему в целом. Элементы системы соучаствуют в процессе эволюционного развития, сохраняя системные связи. Такая система устойчива и в то же время гибка по отношению к внешним воздействиям, поскольку любая внешняя атака может повлиять только на отдельные компоненты, но не на всю систему. Если число атакованных элементов не превосходит определенную критическую массу, то система может выжить и продолжить развитие.

Пример систем такого типа можно найти в живой природе. Вероятно, в бизнесе такими системами могут считаться небольшие "семейные" компании, которые существуют без мощного административного аппарата.

В современной ко или группа специалистов должны активно соучаствовать в общем процессе, адаптироваться к инновациям. Интранет-подход обеспечивает им эту возможность

Как только размер компании переваливает определенный барьер, начинают бурно расти административные структуры. За короткий период свободного предпринимательства мы стали свидетелями взлетов и падений многих едва родившихся компаний, во многих случаях причинами падений были несовершенные административные структуры.

Любая общественная формация, любая организационная форма по сути своей объективны - они соответствуют уровню развитости производственных сил. Однако, как учили классики (в чем-то они иногда были правы), развитие средств производства приводит к изменению производственных отношений. Интранет - это новое средство производства, которое позволяет качественно иначе, чем прежде, построить производственные отношения. Квинтэссенция нового заключается в сочетании коммуникационных средств, предоставляемых интранетом, и активизации роли прикладных специалистов.

Возвратимся к армейским аналогиям. Сегодня мы можем вооружить и снабдить средствами связи наших сотрудников. Их образовательный уровень достаточно высок для самостоятельной деятельности. Стоит ли строить их в колонны и командовать?

Главная страница / Архитектура отрасли