Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ЛОКАЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ

Проблемы и пути их решения

Спрос на работы и услуги по автоматизации всех уровней информационного обеспечения в последнее время возрастает. Руководство компаний и предприятий, стремясь получить максимальные прибыли от собственной деятельности, хорошо осознает необходимость повышения эффективности управления за счет использования мощных вычислительных систем управления ресурсами предприятия по всей географии размещения объектов и поддержки управленческих решений.

Между тем внедрение корпоративных информационных систем нередко не приносит ожидаемого эффекта. Причины этого кроются зачастую в недостаточно квалифицированном управлении проектом со стороны

как компании-заказчика, так и фирмы-исполнителя.

Заказчики отмечают недостаточное знание исполнителями специфики информационных потоков на предприятии и отсутствие опыта успешного внедрения в родственных организациях, сосредоточенность исполнителя на конкретных технических решениях без оценки их рациональных потребностей, навязывание чужих «типовых» решений, нежелание фирмы-исполнителя определить критерии успешного внедрения и свою ответственность, а также непредвиденное увеличение затрат во время выполнения проектов.

Интеграторы среди основных препятствий на пути внедрения инфокоммуникационных систем называют неготовность предприятий к эффективному использованию вычислительных сетей и коммуникаций (ВСК), недостаточный уровень управленческих знаний у руководящих специалистов заказчика, отсутствие реальной потребности в вычислительных сетях и коммуникациях вследствие несоответствия существующих информационных потоков разработке и неопределенности в развитии информационных и других систем со стороны заказчика.

По мнениям экспертов, к слабым сторонам фирм-исполнителей, реализующих проекты, относится низкий уровень управления проектами. Особенно явно это проявляется при выполнении крупных проектов с привлечением большого количества подрядчиков. Кроме того, у российских фирм-исполнителей, как правило, нет какой-либо методологии ведения проектов — начиная от организации деятельности по проектам до определения принципов выполнения. Такая методология должна отражать особенности использования в проекте специалистов фирмы-исполнителя как при сдаче работ «под ключ», так и совместно с проектными группами предприятия-заказчика, организацию взаимодействия с заказчиками и подрядчиками с учетом международных и российских стандартов.

Проблемно-ориентированный

подход к формированию ВСК

Проблемно-ориентированный подход к формированию инфраструктуры ВСК является важной составной частью информационного обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия. ВСК выполняет функции обеспечения информационного обмена между информационно-аналитическими системами и программно-аппаратными комплексами АСУ технологическими процессами.

С экономической точки зрения формирование инфраструктуры ВСК предприятия следкосрочных перспектив развития информационно-вычислительной среды предприятия.

Основу долгосрочных перспектив развития автоматизации на предприятии должен составлять план развития автоматизации на период более года. В процессе его формирования целесообразно разработать концепцию построения архитектуры системы, в соответствии с финансовыми возможностями отвечающей перспективным требованиям к информационному обеспечению процессов производственно-хозяйственной деятельности. Ключевая роль отводится созданию ВСК как базы обеспечения информационных потоков и документооборота предприятия.

Краткосрочное планирование должно предполагать возможности поэтапной реализации перспективного плана развития автоматизации на предприятии. В текущем планировании важно учитывать первоочередные и насущные задачи создания, внедрения и модификации ВСК с учетом развития научно-технического прогресса, в частности информационных технологий.

Для систематизации широкого спектра проблем, возникающих при выполнении проектов создания и внедрения ВСК, целесообразно разделить их на организационные и проблемы выполнения проектов.

Методологически процессы построения информационно-вычислительных систем можно подразделить на следующие фазы:

подготовка проекта;

проектирование, выработка проектных решений;

реализация проектных решений на предприятии;

подготовка ВСК к промышленной эксплуатации;

поддержка промышленной эксплуатации.

Первые три фазы в общепринятом понимании относятся к процессу создания информационно-вычислительной системы. Две последние непосредственно относятся к внедрению. По времени фазы практически не пересекаются. Не допускаются ни нарушение логики выполнения проектов со стороны исполнителей, ни навязывание со стороны заказчика. Предполагается по каждой последующей фазе проведения работ использование результатов предыдущих.

Цель подготовки проекта — определить потребности предприятия в сетевых технологиях и готовность к их применению. На этом этапе фактически начинается («запускается») проект. В ходе его реализации предстоит определить организационную структуру проекта, оценить необходимые ресурсы, разработать регламент проекта. Кроме того, решаются задачи по созданию стандартов выполнения проекта: определение стандартов и процедур управления проектом и внедрения, согласование требований к технической поддержке; формирование рабочей среды для участников проекта; информационное обследование (аудит состояния информационно-вычислительной среды) в рамках поставленных задач, анализ и уточнение стратегии внедрения; уточнение объемов внедрения; определение стратегии построения технического (аппаратно-программного) ландшафта.

Для начала работы по проекту на предприятии должны быть сформированы организационные структуры проекта.

На фазе проектирования и выработки проектных решений принимаются решения об использовании технических методов и технологических приемов, в максимальной степени способстывается на результатах подготовительного этапа.

При техническом проектировании определяются два основных аспекта: порядок внедрения компонентов ВСК и порядок выполнения монтажных, инсталляционных работ, настроек по внедряемым функциям.

На этапе реализации проектных решений определяют и анализируют процессы реализации и управления информационными потоками на предприятии, детализируют и утверждают окончательный объем проекта. Здесь же проводят анализ и уточнение стратегии обучения специалистов проектной группы от предприятия, определяют порядок системного администрирования и сопровождения функционирования будущей ВСК, проводят первоначальное тестирование предлагаемых решений и организуют семинары в службе IT предприятия.

Цели фазы подготовки ВСК к промышленной эксплуатации — тестирование созданной ВСК по разработанной программе в реальном масштабе времени, регистрация результатов с формированием паспортов ВСК, определение гарантийных обязательств фирмы-исполнителя. По результатам тестирования принимается решение о запуске ВСК в промышленную эксплуатацию.

На этом этапе разрабатывают инструкции и обучающие материалы, уточняют процесс управления ВСК, а также планы подготовки ВСК к промышленному старту и поддержки ее эксплуатации. Здесь же готовят систему к промышленному старту, проверяют качество работ, проводят опытную эксплуатацию ВСК и сдают ее в промышленную эксплуатацию.

Поддержка промышленной эксплуатации в основном нацелена на удовлетворение потребностей конечных пользователей в эффективном информационном обмене с помощью ВСК. При этом осуществляется собственно поддержка промышленной эксплуатации, проводится обучение специалистов IT-службы, определяются планы дальнейшего развития ВСК.

Пути решения

организационных проблем

Проект создания ВСК должен основываться на серьезном методологическом обеспечении. Для его успешного внедрения необходимо соблюдать ряд условий. Так, стандарты, касающиеся процессов и данных, должны по возможности соответствовать регулятивным и корпоративным стандартам. В рамках проекта целесообразно разработать корпоративные стандарты на ВСК предприятия либо внести все необходимые изменения в существующие.

Принимаемые решения должны как можно более точно отражать существующие процессы IT-службы. Желательно, чтобы они максимально соответствовали стандартным решениям исполнителей проекта. Предложения фирмы-исполнителя по любым проектным изменениям рассматриваются в IT-службе предприятия и адаптируются к стандартным функциям в активном и пассивном сетевом и коммуникационном оборудовании и программном обеспечении.

Предприятие должно способствовать успешному завершению проекта, обеспечивая оперативное решение возникших при его внедрении проблем, при необходимости внесения изменений в согласованные решения использовать процедуру управления изменениями проекта.

Немаловажен аспект квалификации и полномочий проектной группы. Она должна иметь право приредств активного сетевого оборудования и систем управления ВСК, а также определять порядок использования на предприятии той или иной настройки.

Для эффективного решения организационных проблем предстоит разработать и соблюдать стандарты и процедуры управления проектом, управления объемом и другими изменениями в системе, обеспечения качества.

Таким образом, для успешной подготовки проекта по созданию и внедрению ВСК принципиально важны понимание руководством предприятия и IT-службой необходимости поддержки проекта на всех фазах его реализации, централизованное управление работами, высокий профессиональный уровень специалистов IT-службы, наличие опыта выполнения аналогичных работ по созданию и внедрению ВСК с реализацией в планируемые сроки без превышения бюджета.

Полностью статья опубликована в журнале «ВКСС. Connect!» № 4,

Главная страница / Архитектура отрасли