Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Связь третьего поколения: UMTS и не только

Каковы перспективы и коммерческие возможности технологии UMTS? По словам представителя оператора Telenor, который внедрил 3G в ряде стран, первоначально сети 3G разочаровали пользователей, поскольку сервисы GPRS/EDGE были более привлекательными. Тем не менее, по прогнозам компании, к 2010 г. доли GPRS и UMTS на рынке составят 38 и 61% соответственно, и лишь 1% будет приходиться на долю GSM. Первыми, по данным Telenor, к новым сервисам стали подключаться мужчины в возрасте от 35 до 50 лет. А в общем целевой аудиторией услуг UMTS являются все абоненты, привыкшие пользоваться MP3- и медиаплеерами, камерой и Интернетом.

По оценкам аналитиков компании Informa Telecoms & Media, Россия, наряду с Украиной, обещает стать одним из самых емких рынков услуг третьего поколения, тем более что российские операторы имеют возможность сразу совершить скачок к технологиям 3,5G.

Между тем, как было отмечено в докладе компании Alcatel-Lucent, технологии сами по себе не привлекают пользователей. Абонентам нужны услуги, цикл их потребления постоянно сокращается, и ключевыми факторами успеха оператора на рынке станут скорость внедрения новых услуг и адаптация их к запросам пользователей. В дальнейшем рентабельности услуг следующего поколения будут способствовать переход от соединения к сессии на базе IMS и предоставление интегрированных сервисов. Интегрированные услуги UMTS и IMS уже предоставляет, например, оператор Cingular. Перспективам IMS был также посвящен доклад Detecon International GmbH. Будущее – за конвергенцией различных видов связи, когда пользователи смогут получать единые сервисы через сети разных операторов, а платформа IMS реализует возможность этими сервисами управлять. Внедрение IMS позволит реализовать концепцию SDP (Service Delivery Platform), которая обеспечит удобство пользования услугами, защищенность, сквозной биллинг и рациональное использование имеющихся ресурсов.

Важность быстрого выхода услуг на рынок отмечалась и в одном из докладов компании Huawei. Кроме того, обязательными чертами новых услуг должны стать: простота использования, что предполагает наличие дружественного интерфейса и/или использования преднастроек в мобильных терминалах; привлекательность (здесь свою роль должны сыграть маркетинговые мероприятия); индивидуальность, персонализация услуг, чему может способствовать ориентация на целевые сегменты абонентов (комьюнити). С этой точки зрения, потенциал сетей 3G весьма велик, его использование позволит оператору связи стать уникальным.

Конвергенция (FMC) стала одним из лейтмотивов конференции. Сегодня операторы различных видов связи начинают все активнее вторгаться на «чужую территорию». В свете этой тенденции на Западе все больше операторов меняют свои организационные структуры, начинают предлагать интегрированные услуги или пакеты услуг в смежных областях (как, например, BT или Vodafone). Активизировались и процессы ребрендинга с целью продвижения новых услуг, а также слияний и поглощений в целях завоевания смежных рынков. Заместитель генерального директора по стратегии компании «Система Телеком» Сергей Байда рассказал о конвергентных проектах «Системы» в России. АФК «Система», обладающая активами в области как мобильной, так и фиксированной связи, имеет хорошую стартовую базу для конвергенции. Однако этому процессу препятствуют структура акционерной собственности с наличием миноритарных акционеров, а также технологическое и организационное разнообразие в компаниях холдинга. Потенциал создания стоимости в условиях FMC пока невелик. На данный момент наиболее эффективной с этой точки зрения является конвергенция каналов продаж (front office). В рамках «Системы» оптимальной была сочтена модель выборочной кооперации.

В Москве создается сеть NGN на базе сетей МГТС и «КОМСТАР-Директ», уже существующая NGN-сеть компании «КОМСТАР-Директ» будет в нее интегрирована. На ее базе в перспективе будет построена общая сеть для всех компаний холдинга. Следующими шагами должно стать создание единых точек продаж, единого механизма управления услугами, общего биллинга, единых каталога услуг, платежных средств, интернет-портала и call-центра. Создание единого call-центра (ЕКЦ) уже ведется, к концу 2007 г. он будет насчитывать 400 – 500 рабочих мест. Начата также интеграция офисов продаж.

Об опыте создания сети NGN компании «ВымпелКом» рассказала директор по развитию технологий этой компании Наталья Руденко. «ВымпелКом» ведет работы по созданию сети NGN с 2005 г. Использование решений SoftSwitch, где реализуется принцип разделения уровней управления и коммутации, позволит компании сократить расходы, связанные с эксплуатацией сети GSM/GPRS, и оптимизировать расходы на внедрение технологии 3G/UMTS. В Таджикистане «ВымпелКом» уже развернул сеть 3G (сеть Tacom) с применением объединенного ядра 2G/3G.

В фокусе обсуждения оказались не только технология UMTS, практическая реализация которой в России уже не за горами, но и другие технологии мобильного широкополосного доступа (cdma2000 1x EV-DO, WiMAX). «Мобильному» WiMAX как потенциальному конкуренту 3G было уделено особенно много внимания. И здесь мнения участников конференции разошлись. Хорошей «затравкой» для дискуссии стало выступление директора по стратегическому планированию компании «Инфосети» Ивана Шмелева, который утверждал, что WiMAX – технология 4G, которая уже завоевывает признание в нашей стране, в то время как сети UMTS/HSPA существуют только в проекте. В отличие от операторов 3G, которые смогут предложить разве что дополнительный контент, операторы WiMAX готовы предоставить целевые сервисы, востребованные различными сегментами потребителей: услуги мониторинга оборудования для предприятий, унифицированные коммуникации для бизнеса, IPTV для населения и т. д.

Это выступление вызвало категорическое возражение Жан-Пьера Бьенамие, председателя UMTS Forum, по мнению которого потенциал UMTS/HSPA гораздо выше. А как следовало из доклада компании Arthur D. Little, проводившей исследование по заказу GSM Association, именно технологии HSPA станут преобладающими в мобильных сетях широкополосного доступа в течение последующих пяти лет, в то время как «мобильный» WiMAX будет применяться в достаточно ограниченном сегменте. Пропускная способность первого поколения мобильных WiMAX-систем существенно превосходит таковую у систем HSPA (в теории, пиковая скорость для WiMAX – около 16,8 Мбит/с в городских условиях против примерно 10 Mбит/с для HSPA в том же 5-мегагерцовом канале), однако радиус соты сети WiMAX значительно меньше. Поэтому с точки зрения капитальных затрат развертывание сети WiMAX окажется менее выгодным, особенно в пределах города. В долгосрочной перспективе технологическое развитие обеих систем мобильного широкополосного доступа пойдет по пути применения технологий OFDMA и MIMO.

По замыслу организаторов конференции GSM>3G Russia CIS, в последующие годы тематика этого мероприятия будет расширяться в соответствии с тенденцией сближения разных направлений телекоммуникационных услуг, что должно сделать участие в конференции интересным для любых провайдеров широкополосных услуг. Подготовила Людмила Леснова

Главная страница / Архитектура отрасли