Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Рынок сотовой связи Краснодарского края

Рынок сотовой связи Краснодарского края находится на пике своего развития. Уровень проникновения достиг 120% , а общее количество абонентов всех сотовых операторов превысило 6,7 млн. При этом в последнем квартале 2006 г. и первом квартале 2007 г. наблюдался отток абонентов в краевом масштабе, за полгода он составил 300 тыс. пользователей. Тем не менее, Кубань по-прежнему характеризуется самым высоким показателем уровня проникновения сотовой связи в Южном макрорегионе. Из других регионов ЮФО только Астраханская область может похвастаться более чем 100-процентным уровнем проникновения сотовой связи (106%), в то время как остальные регионы по состоянию на конец первого квартала 2007 г. этот рубеж еще не перешли (хотя многие к нему вплотную приблизились). В среднем по макрорегиону уровень проникновения сотовой связи составляет 91%. На территории Краснодарского края проживает 22% населения Юга, 32% всех мобильных абонентов макрорегиона обслуживаются именно сотовыми операторами Краснодарского края.

Расстановка сил мобильных операторов в Краснодарском крае выглядит следующим образом: бесспорным лидером рынка с долей 66% является компания МТС, на втором месте находится «ВымпелКом» (22% рынка), на третьем – «МегаФон» (11%), СМАРТС занимает почетное четвертое место (1% рынка). Компания «Краснодарская Сотовая Связь», как, впрочем, и большинство компаний, входящих в холдинг «Скай Линк», вынуждена довольствоваться формулировкой «доля рынка менее 1%».

Первым оператором GSM в Краснодарском крае была компания «Кубань-GSM», ныне работающая под маркой МТС и являющаяся частью этого всероссийского оператора. Запуск сети был осуществлен в 1998 г. Под контроль МТС «Кубань-GSM» перешла в марте 2002 г., когда МТС приобрела контрольный пакет оператора. А 100-процентным владельцем «Кубань-GSM» МТС стала только осенью 2003 г., уже после изменения названия кубанского оператора. В то время (летом 2003 г.) слово «ребрендинг» было не столь популярным, как сейчас, и многие считали, что изменение названия с патриотичного «Кубань GSM» на непонятное «МТС» вряд ли принесет пользу оператору, и абоненты могут уйти к другим операторам, поскольку потеряют эмоциональную связь с брендом. Процесс ребрендинга был довольно длительным. Если в Москве спустя год после глобального ребрендинга МТС еще встречаются дилерские точки, в которых логотип МТС не украшен яйцом, то название «Кубань-GSM» на территории Краснодарского края можно было встретить и спустя два года после смены ее названия. Однако, несмотря на все опасения скептиков, переход на новую торговую марку прошел успешно, и оператор по-прежнему остается бесспорным лидером в регионе, сохранив лидерские позиции даже после выхода на рынок края «МегаФона» и «ВымпелКома». Сегодня МТС на Кубани имеет троекратное преимущество по размеру абонентской базы перед своим ближайшим конкурентом – компанией «ВымпелКом». Одной из причин такой ситуации послужили так называемые заградительные тарифы, которые «ветеран рынка» установил для своих абонентов на звонки на сети новых игроков – они были в несколько раз выше, нежели внутрисетевые звонки, – минута соединения стоила почти 0,5 долл. Вследствие этого на Кубани получило широкое распространение такое явление, как двойные SIM-карты, ибо пользователям было экономически выгоднее пользоваться услугами двух операторов, чем звонить из сети МТС на телефоны друзей/родных, подключенные к другим сотовым сетям. Только после обращения «ВымпелКома» и «МегаФона» в Антимонопольное ведомство МТС обязали устранить нарушения и снизить тарифы на звонки на сети других операторов.

Тем не менее, период конца 2006 – начала 2007 г. выявил тревожную тенденцию для МТС – доля рынка, занимаемая оператором, стала постепенно уменьшаться. Вполне возможно, это связано с тем, что раньше политика оператора заключалась в наборе максимального количества абонентов, чтобы темпы прироста абонентской базы опережали темпы оттока. В условиях насыщения рынка подобный принцип работать не может, и компании, скорее всего, придется пересмотреть стратегию своей работы, чтобы ее рыночная доля стабилизировалась. Справедливости ради следует отметить, что ситуацию, которая могла бы пошатнуть лидерство МТС в регионе, представить себе практически невозможно – слишком велик отрыв от ближайшего конкурента.

Сеть «МегаФона» начала работать в Краснодарском крае летом 2001 г. Однако составить серьезную конкуренцию МТС, а позже и «ВымпелКому», оператору не удалось. Вероятными причинами были отсутствие поддержки в виде федеральной рекламы и отсутствие узнаваемого бренда, а также тот факт, что при экспансии на юг основной акцент делался оператором на Ростове-на-Дону. На первых порах рекламная кампания оператора разительно отличалась от той, которую могли наблюдать, например, жители Москвы. Связано это было с тем, что бренд проходил процесс становления в общенациональном масштабе, что не могло не сказываться на региональных сетях. Как бы то ни было, успеха ростовского филиала кубанскому филиалу «МегаФона» повторить не удалось. Тем не менее, по итогам 2006 г. «МегаФон» продемонстрировал неплохой прирост абонентской базы на Кубани и несколько увеличившуюся долю рынка. Это позволяет сделать вывод, что оператору удалось выбрать правильную стратегию развития.

«ВымпелКом» запустил на Кубани свою сеть стандарта GSM осенью 2002 г. Как и его предшественник «МегаФон», при выходе на региональный рынок компания столкнулась с большими сложностями в плане присоединения к сети местного монополиста рынка фиксированной связи. Впрочем, проблема эта традиционная и встречается практически во всех регионах.

Несмотря на то, что «ВымпелКом» вышел на краснодарский рынок на год позже, он довольно быстро, уже к осени 2004 г., сумел догнать и перегнать «МегаФон» по количеству абонентов. Возможно, не последнюю роль в этом сыграла узнаваемость торговой марки.

За давностью лет история начинает забываться, но ее полезно вспомнить. По сути, «Билайн» был первым всероссийским виртуальным оператором, региональные сети которого не имели никакого отношения к московскому оператору (кроме покупки франшизы). Это был так называемый виртуальный оператор низшего уровня, т. е. когда ничего кроме единой торговой марки не существует, а услуги предоставляются обособленными операторами, никакого отношения друг к другу не имеющими. Под брендом «Билайн» работали операторы AMPS-сетей от Москвы до Хабаровска. Возможно, во многом благодаря этому бренд «Билайн» был одним из самых узнаваемых в России. Однако такое положение имело и отрицательные стороны. Например, региональных пользователей не устраивал тот факт, что интересные тарифные предложения «Билайн» существовали только в Москве. Когда «ВымпелКом» начал осуществлять региональную экспансию, местные операторы лишились права на дальнейшее использование торговой марки «Билайн», а сам «ВымпелКом» еще долго акцентировал внимание потребителей на том, что в регионах запускаются GSM-сети, внеся название стандарта в бренд. Вероятно, крупномасштабный ребрендинг «ВымпелКома», прошедший в 2005 г., должен был помочь оператору полностью распрощаться со своим AMPS-прошлым.

За последний год оператор демонстрировал небольшой, но стабильный рост абонентской базы в Краснодарском крае, и только в первом квартале 2007 г. наблюдалось небольшое уменьшение числа пользователей сети «Билайн». Но оно было весьма незначительным и не приняло характер тенденции.

Самой незначительной долей рынка среди GSM-операторов Кубани обладает компания «Телеком Евразия», оказывающая услуги сотовой связи под торговой маркой СМАРТС. Оператору так и не удалось существенно сократить дистанцию, отделяющую его от тройки лидеров, и занять сколько-нибудь существенную долю рынка. Дело в том, что оператор запустил GSM-сеть очень поздно, в момент, когда на рынке шла битва за абонентов между операторами «большой тройки». Однако история компании довольно любопытна, поэтому стоит рассмотреть ее более подробно.

В свое время «Телеком Евразия» сменила в Краснодарском крае другого AMPS-оператора – ЗАО «Техинфо Комьюникэйшнз» (в связи с его банкротством). С ноября 2000 г. по октябрь 2001 г. «Телеком Евразия» работала под маркой «Билайн» (о чем уже упоминалось), а с октября 2001 г. перешла под марку «Индиго». С 2003 г. по настоящее время оператор оказывает услуги под торговой маркой СМАРТС – именно в 2003 г. году СМАРТС выкупил контрольный пакет «Телеком Евразии». На момент продажи компания помимо AMPS-сети обладала лицензией на GSM-1800, но полноценной сети в данном стандарте не имела. Покупку этого оператора, наряду с региональной экспансией, руководство СМАРТС объясняло еще и тем, что Краснодарский край является традиционным местом отдыха большого количества россиян, и СМАРТС должен обеспечивать своим абонентам возможность льготного роуминга на популярных курортах.

Компания «Краснодарская сотовая связь» начала оказывать услуги сотовой связи стандарта NMT в мае 1998 г. и в течение двух-трех лет даже демонстрировала темпы роста абонентской базы, сопоставимые с МТС. Однако сеть морально устаревшего стандарта не могла долго находиться «на гребне», и постепенно оператор начал сдавать свои позиции. Не помог даже переход на новый цифровой стандарт, с которым связывались большие надежды. Сегодня можно с уверенностью сказать, что лучшие времена оператора навсегда остались позади. Сейчас компания предоставляет услуги сотовой связи стандарта CDMA-450 под брендом «Скай Линк», и для нее характерны те же проблемы, что и для большинства операторов, оказывающих услуги сотовой связи этого стандарта, – малый выбор телефонов, невозможность сменить оператора без замены телефона, исчезновение дешевых безлимитных предложений после введения новых правил взаиморасчетов операторов.

Краснодарский край обладает целым рядом особенностей. Во-первых, население региона довольно равномерно распределено по всей его территории, и операторам сотовой связи приходится обеспечивать практически сплошное покрытие региона своими сетями, поскольку мест, где «не ступала нога человеческая», в регионе практически нет.

Во-вторых, работающие здесь операторы имеют возможность зарабатывать не только на местных абонентах, но и на находящихся в роуминге. Особенно это относится к периоду отпусков, который хоть и длится всего четыре месяца в году, но обеспечивает на это время существенный рост «популяции» абонентов сотовой связи на территории края. Таким образом, сети строятся операторами не только исходя из количества имеющихся и ожидаемых абонентов, но и с учетом значительно увеличивающейся сезонной нагрузки.

Есть еще одно «местное обстоятельство», которое относится скорее к категории курьезов. Развитие сотовой связи разрушило «бизнес» многих местных жителей, которые, пользуясь тем, что курортнику, чтобы позвонить домой, нужно было проделать довольно долгий путь до переговорного пункта, да еще выстоять там длинную очередь, предлагали услугу – звонок с домашнего телефона. Черноморское побережье застроено в основном частным сектором, и импровизированные телефонные пункты нередко устраивались во дворах под навесом. «Биллинг» процедуры осуществлялся следующим образом: владелец стационарного телефона с помощью часов с секундной стрелкой замерял время разговора, а по его окончании курортник рассчитывался «по тарифу». Например, минута разговора с Москвой стоила 15 руб.

Никаких особенных технологий и услуг кубанские операторы своим абонентам не предлагают. Все GSM-операторы предоставляют стандартный набор, включающий в себя помимо передачи голоса передачу данных по протоколу GPRS, «МегаФон» и МТС добавили еще и EDGE. Приоритет голоса в сетях второго поколения остается нерушимым.

«Скай Линк», претендующий на звание оператора «почти третьего поколения», также не радует внедрением высокоскоростных технологий передачи данных, предусмотренных стандартом CDMA-450. Несмотря на обещания запустить EV-DO в коммерческую эксплуатацию еще в 2006 г., этого пока не произошло.

Рынок сотовой связи Кубани уже пережил этап бурного роста, и в настоящее время основные силы операторов направлены не столько на расширение абонентских баз, сколько на удержание уже существующих абонентов. Вполне вероятно, что основной задачей операторов в ближайшем будущем станет создание и запуск программ, направленных на повышение лояльности и доходности своих клиентов.

Главная страница / Архитектура отрасли