Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Сети третьего поколения. Европейский опыт и российские ожидания

В этой статье мы не будем обсуждать возможные политические моменты, связанные с получением лицензий на 3G в России, и гадать, какие компании станут их счастливыми обладателями. Рассмотрим наиболее общие вопросы, связанные с сетями связи третьего поколения, а также сделаем попытку понять, насколько они могут быть успешны, в том числе с учетом российских реалий.

Сети третьего поколения воспринимались в Европе на рубеже веков как некое универсальное решение, которое само по себе может гарантировать высокие показатели прибыльности для сотовых компаний. Операторы, работавшие на рынках развитых стран, столкнулись с проблемой постепенного насыщения рынка связи второго поколения. Ожидалось, что появление сетей 3G станет стимулом для стагнирующего рынка. В то время в сознании телекоммуникационной общественности жила вера в существование некоего killer application, которое будет реализовано в сетях 3G и которое сможет заставить абонентов мобильных операторов активнее пользоваться услугами и, как следствие, увеличивать как доходы операторов в целом, так и ARPU. Однако шло время, компании, заплатившие миллиарды долларов за покупку лицензий на право создания сетей связи следующего поколения, постепенно начали осознавать, что 3G – вовсе не панацея, а всего лишь технология, которая отнюдь не гарантирует успех.

Начиналось все очень радужно. В 2000 г. на волне эйфории и веры во всемогущую силу стандартов третьего поколения только европейские операторы потратили около 100 млрд долл. на приобретение лицензий. Однако уже к концу того же года энтузиазм участников рынка начал улетучиваться. В 2001 г. одно за другим посыпались сообщения о том, что запуск сетей третьего поколения откладывается. В 2002 г. упоминать о killer application стало дурным тоном. Именно тогда стало понятно, что технология 3G сама по себе не способна приносить прибыль. В сознании потребителя она не несла никакой дополнительной потребительной стоимости. Возможность на ходу заходить в Интернет? В любой момент воспользоваться услугой передачи данных по служебной необходимости? Но Европа – это не Япония, там нет культа работы, и уж точно никто не станет совершать самоубийство по причине того, что в нужный момент под рукой не оказалось Интернета.

По подсчетам Deutsche Bank, на конец 2006 г. в мире действовало более 80 сетей третьего поколения в 40 странах, причем 60 сетей были расположены в Европе и три четверти из них находились в коммерческой эксплуатации. Количество пользователей UMTS составляло 96 млн, абонентов CDMA2000 – 270 млн. Первый показатель за 2006 год увеличился всего в 2 раза, тогда как в период 2002 – 2005 гг. среднегодовой прирост превышал 500%.

Результаты говорят сами за себя: согласно опросу TNS Global, проведенному летом 2006 г., 20% пользователей сотовой связи в Европе имеют терминалы с поддержкой 3G, однако только 9% (менее половины) пользуются возможностями 3G. Что неудивительно, ведь по данным того же опроса, 23% респондентов заявили, что цена на услуги заставляет их отказываться от подобных сервисов. К тому же абоненты хотят, чтобы им предлагались безлимитные тарифные планы, а не помегабайтная оплата, как это происходит сейчас.

Также не стоит питать особых иллюзий по поводу того, что ARPU у абонентов 3G выше, нежели в среднем по сети. Да, в 2005 г. британская 3Group рапортовала о том, что пользователи UMTS приносят ей 40 фунтов в месяц, в то время как в среднем по стране показатель ARPU составлял около 20 фунтов стерлингов. Однако если бы проводилось сравнение, сколько эти абоненты тратили в сетях второго поколения, то есть все основания полагать, что разница в доходах с абонента была бы не столь впечатляющей.Россия оказалась несколько в стороне от безумия, охватившего Европу в 2002 г. Развитие сетей второго поколения сотовой связи не достигло еще своего предела, наблюдался быстрый рост как абонентских баз операторов, так и их доходов. Да и последствия финансового кризиса 1998 г. явно ощущались. А самое главное – не было свободных частот, которые можно было бы выделить под развертывание сетей связи третьего поколения. Таким образом, самая серьезная проблема российских сотовых операторов – извечная борьба с военными за конверсию частот сослужила, в конечном итоге, неплохую службу.

Главная страница / Архитектура отрасли