Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Связь и информатизация – на особом положении

Движение к информационному обществу в г. С.-Петербурге – объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие экономического пространства, взаимосвязанное функционирование товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Стратегия социально-экономического развития города включает в себя создание и реализацию предпосылок и условий формирования информационного общества, обеспечение прозрачности органов власти и эффективного взаимодействия всех участников бизнеса. Реализация данной стратегии позволит С.-Петербургу интегрироваться в российскую и мировую экономику как сильному и равноправному партнеру.

Особая роль в экономике города отведена отрасли «Связь и информатизация», так как ее важнейшей функцией является обеспечение потребностей общества в накоплении, обработке и передаче информации. Ежегодный рост российского рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) превышает 15%, однако его доля в ВВП в настоящее время составляет только 2%, тогда как в развитых странах – 10–15%. Доля отрасли «Связь и информатизация» в ВВП С.-Петербурга примерно 5,1%.

Информатизация как составная часть отрасли в последние два года развивается достаточно динамично, процесс идет в направлении создания и массового применения ИКТ. Продолжается работа по формированию единого информационного пространства города, разработке нормативно-правового поля информационных ресурсов и созданию современной инфокоммуникационной инфраструктуры. Осуществляется интеграция проектов и программ внедрения ИКТ во все сферы городской жизнедеятельности, а также государственных информационных ресурсов в исполнительные органы государственной власти города.

В среднем не менее 1% бюджета исполнительных органов государственной власти города расходуется на приобретение средств вычислительной техники и не менее 4,5% – программного обеспечения.

В настоящее время процесс информатизации в исполнительных органах государственной власти (ИОГВ) С.-Петербурга характеризуется следующими обобщенными данными:

во всех территориальных и отраслевых исполнительных органах государственной власти созданы информационные или информационно-аналитические подразделения. Доля специалистов ИКТ (системные администраторы, программисты, технический персонал и др.) в общей численности специалистов ИОГВ достигла 21,6%;

все исполнительные органы государственной власти оснащены компьютерной техникой. Создан Центр обеспечения доступа к информационным ресурсам ИОГВ, электронной почте и в сеть Интернет. Количество функционирующих ПЭВМ составляет 8,4 тыс. единиц (на начало 2003 г. их насчитывалось 7 тыс.), локальных вычислительных сетей (ЛВС) – более 100 (в 2003 г. – 70), используемых баз и банков данных – свыше 340. Это позволило полностью обеспечить сотрудников средствами вычислительной техники, доступ в ЛВС довести до 82,4%, к электронной почте – до 39% и в сеть Интернет – до 11,2%;

более 60% сотрудников исполнительных органов государственной власти постоянно используют в своей работе информационные технологии. Персональный компьютер стал неотъемлемым инструментом в руках специалистов предметных областей, а также управленцев на всех уровнях иерархической структуры;

91% отраслевых комитетов и администраций районов имеют свои web-сайты, 83% из них предоставляют услуги on-line. Так, например, сайт Комитета финансов обеспечивает полную доступность к информации о бюджетном процессе в С.-Петербурге, сайт Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли представляет всю необходимую информацию о размещении государственного заказа. Все это значительно повышает открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти;

доля сотрудников исполнительных органов государственной власти, которым выдана электронная цифровая подпись (ЭЦП), из общего количества уполномоченных на это лиц, превысила 64%;

продолжается формирование системы нормативно-правового регулирования в сфере информационных отношений, как между структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти города, так и на территории С.-Петербурга в целом. В целях реализации государственной политики в сфере информатизации и связи подготовлен и рассмотрен во втором чтении проект закона «О государственных информационных ресурсах г. С.-Петербурга и информационном обеспечении органов государственной власти».

В последние годы в ИОГВ велась разработка, создание, внедрение и развитие целого комплекса информационных систем, имеющих общегородское значение, в частности, следующие:

автоматизированная информационная система бюджетного процесса – электронное казначейство (АИСБП-ЭК), охватившая всех бюджетораспорядителей и бюджетополучателей Санкт-Петербурга;

единая информационно-технологическая система управления недвижимостью г. С.-Петербурга;

автоматизированная информационная система кадастрового учета объектов недвижимости г. С.-Петербурга – «Кадастр-2»;

автоматизированная информационная система – «Государственный заказ г. С.-Петербурга»;

с 2004 г. начата опытная эксплуатация интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга – системы поддержки принятия управленческих решений руководством города;

с декабря 2003 г. начата опытная эксплуатация автоматизированной информационной системы «Государственный регистр населения г. С.-Петербурга» – базового ядра государственных информационных ресурсов города. Создание Государственного регистра населения, содержащего актуальные первичные идентификационные данные граждан и соответствующие им идентификаторы персональных данных, предусмотрено Концепцией создания системы персонального учета населения РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ. Санкт-Петербург является одним из первых регионов РФ, завершивших работы по его созданию;

типовая автоматизированная информационная система территориального исполнительного органа государственной власти С.-Петербурга (АИС ТО) с 2004 г. внедрена во всех 18 административных районах города;

в конце 2005 г. завершены работы по созданию автоматизированной системы управления Единой дежурной службы г. С.-Петербурга;

с 2003 г. активно создаются и внедряются системы защиты информации в исполнительных органах государственной власти: работы выполнены в 35 ИОГВ, по 155 объектам информатизации выданы аттестаты соответствия требованиям безопасности информации (в 2005 г. предотвращены попытки проникновения в информационные системы ИОГВ 12 тыс. вирусов);

в 2005 г. начаты работы по созданию и внедрению в деятельность исполнительных органов государственной власти С.-Петербурга и подведомственных им организаций технологий, позволяющих осуществлять обслуживание граждан в режиме «одного окна». Это даст возможность максимально сократить участие граждан (заявителей) в сборе пакета документов, необходимого для предъявления в ведомство по месту обращения гражданина, а также количество выдаваемых справок;

для придания легитимности передаваемых документов, совместно с Федеральным агентством по информационным технологиям, проведены работы по созданию государственного удостоверяющего центра, обеспечивающего жизненный цикл сертификатов ЭЦП. В 58 ИОГВ города установлены средства криптографической защиты информации и программное обеспечение для работы в Единой системе электронного документооборота и делопроизводства (ЕСЭДД) ИОГВ. Около 700 пользователей ИОГВ осуществляют постоянный обмен с использованием ЭЦП контрольными картами в ЕСЭДД, электронными документами в автоматизированных информационных системах различного уровня, а также обмен электронными документами, заверенными ЭЦП, в системе городского заказа;

создана и функционирует система сдачи органами государственной власти и другими организациями налоговых деклараций в электронном виде, заверенных ЭЦП, в подразделения Государственной налоговой инспекции города;

с 2003 г. постоянно расширяется база пользователей Единой мультисервисной телекоммуникационной системы (ЕМТС). В настоящее время к ней подключены 5 тыс. абонентов.

Перечисленные работы отражают только наиболее масштабные проекты, реализуемые в исполнительных органах государственной власти С.-Петербурга под непосредственным курированием Комитета по информатизации и связи.

Создание информационно-аналитических систем позволило осуществить мониторинг социально-экономического развития районов города и приступить к организации мониторинга стандартов проживания.

Динамичный характер социальных, экономических, экологических и иных процессов, наблюдаемых в настоящее время, ставит на повестку дня ряд проблем по обеспечению безопасности жизнедеятельности регионов и государства в целом. Приоритетный характер решения указанной проблемы обусловлен возрастающей интенсивностью внешних и внутренних угроз, оказывающих непосредственное влияние на все сферы жизнедеятельности региона, в первую очередь на качество жизни населения и устойчивость развития территории. В целях повышения уровня безопасности жизнедеятельности города в 2005 г. разработана и одобрена на совместном совещании с Мининформсвязи Концепция создания автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (АИС ОБЖ). Концепцией предусматривается поэтапное внедрение компонент системы в течение 3–5 лет, начиная с 2005 г. На 2006 г. запланирована реализация проекта создания Ситуационного центра С.-Петербурга, предназначенного для организации информационно-аналитической поддержки процессов принятия решения первыми лицами города.

Внедрение новых информационных технологий, обеспечение защиты государственных информационных ресурсов невозможно без целенаправленного обучения сотрудников городских исполнительных органов государственной власти, в 2004 г. переподготовку прошли 677 сотрудников.

Таким образом, в настоящее время заложены основы целенаправленного формирования единого информационного пространства исполнительных органов государственной власти. Процесс информатизации управленческой деятельности охватил практически все важнейшие сферы жизнедеятельности города.

Связь является одной из ведущих отраслей экономики города, экономически устойчивой и эффективной составляющей инфраструктуры северной столицы. Деятельность петербургских телекоммуникационных компаний наглядно показывает, насколько интенсивно на Северо-Западе России развиваются современные направления связи.

Рынок телекоммуникаций С.-Петербурга и всего Северо-Запада занимает второе место в России по объему услуг, уступая лишь рынку Москвы, является одним из наиболее динамично развивающихся. Сегодня в городе развернуты высокотехнологичные сети сотовой мобильной и цифровой фиксированной электросвязи.

Общий объем услуг связи, оказанных городскими организациями, в 2004 г. составил 40,6 млрд руб., что на 13% больше, чем за аналогичный период 2003 г., в том числе населению – 25,3 млрд руб. (146,7% к декабрю 2003 г.).

Число подключенных к сетям абонентских терминалов сотовой подвижной связи в С.-Петербурге и Ленинградской области возросло за год в 1,6 раза и составило 5,5 млн единиц. Количество установок пользователей сети Интернет увеличилось за год на 31%. На рынке платных услуг населению в С.-Петербурге услуги связи составляют 21,9%.

По состоянию на 1 января 2006 г. зарегистрировано более 1 тыс. предприятий и организаций, оказывающих различные услуги связи. В сфере информационных технологий – около 800.

Информационная инфраструктура в масштабе всего города создавалась в целях обслуживания прежде всего предприятий финансово-банковской сферы и крупного и среднего бизнеса. По мнению экспертов, в настоящее время уровень информатизации этих сфер соответствует европейским стандартам. Достаточно активно внедряются современные ИКТ на предприятиях малого бизнеса, в науке, образовании, сфере социального обеспечения и управления. Созданы и зарегистрированы свыше 740 баз и банков данных.

Уровень цен и насыщенность рынка свидетельствует о том, что средства информатики, связи и информационные услуги стали доступны средним и мелким предпринимателям, а также жителям с достатком не ниже среднего.

На рынке компьютерного оборудования наблюдается стабильная ситуация, по оценкам экспертов, годовой оборот рынка составляет более 60 млн долл. Продажа и производство являются основной формой деловой активности фирм, позиционирующих свою деятельность в области информационно-коммуникационных технологий. При этом объем продаж средств вычислительной техники отечественного производства только на 15% меньше объема продаж техники импортного производства.

Количество персональных компьютеров в С.-Петербурге достигло примерно 1,9 млн единиц, уровень проникновения ПК – 41 единица на 100 жителей. Число горожан, имеющих опыт общения с глобальной компьютерной сетью Интернет, превысило 1 млн человек. Около 80% пользователей услугами Интернета – физические лица. В городе работает примерно 100 организаций, обеспечивающих доступ к ресурсам глобальной сети Интернет. Санкт-Петербург прочно занял второе место в России после Москвы по объему услуг предоставления доступа в сеть Интернет.

Таким образом, развитие ИКТ в С.-Петербурге характеризуется непрерывным расширением их проникновения во все сферы жизнедеятельности города.

Приоритетными направлениями государственной политики на среднесрочную перспективу в сфере развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, рынка услуг связи являются: обеспечение прозрачности деятельности органов власти и доступа широких слоев населения к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам (включая доступ к службам спасения и справочным службам); опережающее развитие инфраструктуры связи по отношению к темпам развития экономики в целом; повышение инвестиционной привлекательности отрасли связи и информатизации; создание условий для ускоренного развития новых технологий; обеспечение государственных интересов и информационной безопасности; создание условий для развития бизнеса в условиях добросовестной конкуренции; поддержка отечественного производителя оборудования связи, вычислительной техники и ИКТ.

В 2005 г. подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)». По итогам конкурса С.-Петербург занял второе место и стал призером в 8 номинациях из 11. Этот факт еще раз подтверждает лидирующие позиции северной столицы по уровню развития и эффективности использования современных ИКТ во всех сферах жизнедеятельности среди всех субъектов Федерации.

Главная страница / Архитектура отрасли