Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Инфокоммуникации – меридианы народного хозяйства

– Когда я стал ректором (в марте 1999 г.) у нас было 3 тыс. студентов. Сегодня на дневных отделениях Университета обучаются около 6 тыс., половина из них – на контрактной основе. Но отличников не стало меньше, среди выпускников их от 4 до 8%. И даже на коммерческих отделениях существует конкурс.

Выпускники вуза очень востребованы, через несколько месяцев после выпуска 85% наших ребят бывают уже трудоустроены, причем три четверти из них сразу же начинают работать по специальности.

Однако молодежь неохотно идет работать в вузы, происходит старение преподавательского состава.

Другая проблема заключается в системе обучения. В середине ХХ в. человек, окончивший вуз, мог за время трудовой деятельности пару раз пройти повышение квалификации и быть вполне успешным специалистом. Сейчас же знания стареют за 2–3 года, особенно инженерные. Получается, что наша прежняя, «фундаментальная» система образования неправильна. Западный мир уже отошел от нее, там цикл образования короткий, но существует постоянная обязательная переподготовка кадров.

– Мир электронной информации очень уязвим. Поэтому мы начали подготовку по новой специальности «Системы по закрытию информации». В этой области наши специалисты в числе наиболее компетентных в Европе и мире, а выпускников «разбирают» уже с 4-го курса.

В университете создан факультет информационных технологий, который пользуется огромной популярностью у абитуриентов. С 2006 г. мы планируем начать преподавание ряда специальностей на английском языке, среди них, например, «Бизнес-информатика», «Телекоммуникации», т. е. это специальности для будущих специалистов ИТ-парков. Мининформсвязи поддержало нас в этой инициативе.

Уже несколько лет университет работает по программе международного интегрированного обучения «Двойной диплом» в партнерстве с Высшей специальной школой Deutsche Telekom. За время действия программы сотни студентов получили два диплома. Впрочем, проблем с международным признанием диплома самого СПбГУТ никогда не существовало.

– Университет сотрудничает со многими компаниями. Традиционно тесные контакты с Siemens, которая оборудовала для нас ИТ-класс. Выпускники СПбГУТ работают на предприятиях этой компании в Петербурге, Москве, Мюнхене и других городах и странах.

Нам помогают и наши выпускники, и компании, в которых они работают. Например, компания «Петер Стар», генеральный директор которой Виктор Кореш – наш выпускник, подарила университету оборудованную по самым высоким международным меркам учебную аудиторию. Аналогичная аудитория будет открыта и в новом учебном корпусе. Операторские компании Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» и «Дельта-Телеком» предоставляют нашим студентам условия для профессиональной практики, стажировки и создания дипломных проектов. 85% руководителей предприятий связи учились или защищали диссертации в СПбГУТ.

Удачная идея, которую удалось реализовать, – это создание Попечительского совета вуза. Благодаря его работе мы постоянно контактируем с профессионалами, знаем, что нужно рынку, как подкорректировать программы обучения. В создании попечительского совета участвовали Л. Д. Рейман и В. Н. Яшин, они сделали очень много полезного для университета.

– Конечно, в вузе ведутся НИР, но прибыли они приносят очень мало. К сожалению, развитие науки происходит в сложных условиях. У нас очень мало отечественных заказчиков. Думаю, реализовать научный и коммерческий потенциал поможет вузу создание технопарка.

– Через пару десятков лет 85% капиталов в мире будут сосредоточены в информационной индустрии. ИТ-парк – это прежде всего зона высокотехнологичного бизнеса. Например, американские технопарки строятся так: в них располагаются базовый университет, собственно технопарк – комплекс зданий, где работают ИТ-специалисты, а также жилой городок с сервисной инфраструктурой, зонами для отдыха и занятий спортом. Основной принцип – все должно быть рядом, человек не должен никуда ездить.

Базовый вуз – это кузница кадров для ИТ-парка. И квалифицированных преподавателей для себя может воспитать только сам вуз. К молодым специалистам я отношусь очень серьезно. На первых порах им нужно помогать, привлекая наиболее талантливых к преподаванию и работе в ИТ-парке. Технопарк позволит создать около 14 тыс. дополнительных рабочих мест. Это ли не выгода для города и страны?

– Рабочая группа по ИТ-паркам была создана при Мининформсвязи в июле 2003 г., в марте следующего года была утверждена «Концепция специализированного в области информационных технологий научного и технологического парка (ИТ-парка) на базе СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича». Проект нашего технопарка одобрен Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 9 марта 2004 г. «Об основных мероприятиях по развитию научной сферы, а также инновационной деятельности в науке и образовании Петербурга на 2004–2007 гг.».

Однако до сих пор не решен вопрос о финансировании проекта. Существует Концепция, существует утвержденное техническое задание, однако проектирование еще не началось.

– Потенциал университета мало используется, мы можем дать значительно больше, чем с нас спрашивают. Многие наши профессора – члены Cовета по информатизации Петербурга и Ленинградской области. Я за расширение участия СПбГУТ в деле информатизации Санкт-Петербурга.

– В практическом плане работа в совете приносит понимание того, где нужны специалисты, каков будет характер их работы. Так возникает решение о подготовке по новой специальности, формируются требования к ней. Мы можем подсказать молодым людям в какой области они смогут применить свои знания.

– Если представить весь земной шар с параллелями и меридианами как знания мира, то меридианы – это инфокоммуникации в любой отрасли народного хозяйства, а параллели – это дисциплины (или кафедры), которые наполняют меридианы своим содержанием. Прежних узких специальностей в области связи уже не существует, и нужно менять учебный процесс согласно новым условиям. В этом направлении и будет развиваться университет.

Главная страница / Архитектура отрасли