Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Полемические заметки постоянного участника

Традиционными организаторами форума стали Министерство транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги», Северо-Кавказская железная дорога – филиал РЖД, Ростовский государственный университет путей сообщения. Впервые в качестве организатора выступило ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Столь же традиционно неизменными остались генеральные спонсоры мероприятия – ЗАО «Компания ТрансТелеКом» и «ТрансКредитБанк».

Раз уж конференцию позиционировали как юбилейную, есть смысл подвести некие предварительные итоги. Можно вспомнить, что поначалу отношение к форуму было несколько скептическим – многие сочли (и в то время не совсем безосновательно) его идею создания единого инфокоммуникационного пространства транспортной отрасли рекламным ходом «ТрансТелеКома» с целью расширения рынка. Причем технические предпосылки для такого единого пространства уже были – примерно в то же время на открытии одной из выставок ВКСС бывший тогда руководителем инфокоммуникационного департамента МПС Владимир Воронин заявил, что пора прекратить разговоры о создании такого пространства: оно есть, и им надо пользоваться. И хотя открыто против самой идеи никто не выступал, в кулуарах высказывались сомнения в возможности ее реализации. В разобщенной в тот период транспортной отрасли каждый боялся отдать общий «рубильник» в чужие руки.

Когда в результате административной реформы возникло единое транспортное министерство и появились объективные предпосылки формирования единого транспортного пространства страны, стал обоснованным оптимизм в отношении создания единого информационного пространства. На последующих конференциях его концепция была уточнена, появилось понятие единой информационной среды технологического взаимодействия различных видов транспорта.

С постоянством, достойным подражания, выступает на этих конференциях компания «ТрансТелеКом», которая, по сути, с самого начала была и до последнего времени оставалась мотором форума. Именно она предложила понятие «единое информационное пространство транспортного комплекса» и от конференции к конференции развивала и наполняла его реальным содержанием. Электронная цифровая подпись, концепция единой информационно-аналитической системы «Ространснадзора» и первые шаги в ее реализации, электронное страхование и электронное же оформление перевозки – вот экспозиции разных лет на стендах компании.

В рамках работы конференции «ТелекомТранс» состоялось заседание Совета по информатизации на железнодорожном транспорте стран Содружества.

И все же создается ощущение, что конференция в течение двух последних лет сбавляет темпы. На ней доминируют доклады представителей железнодорожной отрасли и поставщиков решений для железных дорог. В первые годы это могло считаться оправданным, поскольку именно железнодорожники располагают наиболее прогрессивными системами информатизации и телекоммуникаций. Сейчас появляются отдельные выступления представителей других видов транспорта, таможенников, банкиров, однако они не делают погоды и информируют только о том, что делается в их сфере. Получается интересная и в то же время удручающая картина – руководство Минтранса в лице неизменно председательствующего на конференции заместителя министра Александра Мишарина настоятельно призывает к обсуждению проблем именно единого информационного пространства транспортного комплекса, причем ставит жизненно важные для отрасли темы, а тематика докладов на секциях и «круглых столах» далеко в недостаточной степени отражает насущные нужды отрасли.

Во многом это можно объяснить тем, что две последние конференции проводились даже при формальном отсутствии программного комитета. Похоже, что принимались все предлагаемые участниками выступления без жесткого предварительного отбора и нелицеприятной оценки соответствия представленного доклада целям и тематике конференции.

По-видимому, утрату остроты и падение действенности конференции почувствовали спонсоры – в нынешнем году в их списке не оказалось нескольких организаций, традиционно поддерживавших четыре предыдущих форума. И это тоже тревожный звоночек организаторам.

Может возникнуть вопрос: а нужна ли конференция, стоит ли проводить ее дальше? Единственно правильный ответ на него – нужна и стоит. Однако следует подумать о некотором изменении ее формата и организационных принципов.

Первый вопрос, с которым предстоит определиться, – на какую аудиторию рассчитан этот форум, для кого он предназначен – для бизнес-технологов или ИT-шников. По идее, для тех и других, но секции, «круглые столы» необходимо сделать для них раздельными.

Вообще говоря, отсутствие реальной дискуссии по реальным проблемам единого информационного пространства вполне объяснимо – специалисты в разных отраслях не имеют стимула для включения этой тематики в круг своей деятельности. Слегка перефразируя одного из классиков, можно утверждать, что общественная потребность движет технический прогресс вперед больше, чем десяток университетов. Если бы у пользователей существовала потребность в подобном едином инфокоммуникационном пространстве, оно бы непременно появилось и бурно развивалось.

Но эта потребность из тех, которые надо формировать. Именно в этом и заключается одна из основных задач конференции. А это значит, что привлекать к участию в форуме нужно бизнес-технологов, участников транспортного рынка и смежников, показывать им, что повышать эффективность их деятельности можно на основе не просто информационных технологий, а технологий сквозных. Данной категории совершенно не интересны архитектура систем, шлюзы, типы применяемой аппаратуры и пр. Им важен результат.

Технические аспекты тоже нельзя упускать из вида. И для этого должны быть организованы ИT-секции. С ними на конференции все более или менее в порядке, следует лишь более жестко упорядочивать тематику.

Второй вопрос – совершенствование организации форума. В значительной степени мелкотемье связано с тем, что практически до последнего момента нет уверенности в том, что очередная конференция состоится. Главные устроители – Минтранс и ОАО «РЖД» слишком поздно издают распоряжения об ее проведении, и оргкомитет просто не успевает качественно подготовиться, поработать с участниками и докладчиками. Да и у потенциальных спонсоров соответствующие бюджеты к моменту долгожданного объявления о проведении мероприятия уже сформированы.

Поэтому приказы и решения о проведении конференции следует издавать не позднее октября – ноября предшествующего года, чтобы у организационного и программного комитетов было время для полноценной работы.

Необходимость создания единого информационного пространства лучше всех осознает Министерство транспорта – орган государственного управления. Надеемся, в его силах активизировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этом направлении, а в отношении руководителей отдельных видов транспорта даже «власть употребить». Тогда и конференции будут более интересными и действенными, обеспечивая эффект обратной связи.

Основные материалы конференции «ТелекомТранс-2007» опубликованы в журнале «ВКСС. Connect!» № 3.

Главная страница / Архитектура отрасли