Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Настало ли время ЦОД в России



Тема ЦОД, действительно, актуальна для современных российских компаний, в основном из категории корпоративных. Их руководство видит в создании ЦОД решение уравнения, где требуется, с одной стороны, качественная информационная поддержка, что диктуется конкурентной средой, с другой – экономия эксплуатационных затрат. Для них ЦОД – последняя надежда на получение масштабируемых, защищенных и безопасных информационных услуг, способных удовлетворить растущие потребности за реальную и разумную плату.

Развитие ЦОД связано с выбором многих российских компаний централизованной модели вычислений, которая является экономически более выгодной по сравнению с децентрализованной и обеспечивает лучшую стоимость владения. Кроме того, ЦОД позволяют повысить уровень капитализации компании. Их использование в России наиболее характерно для предприятий финансовой, нефтяной и телекоммуникационной отраслей.

Давайте рассмотрим генезис серверной инфраструктуры предприятия. Где грань между серверной комнатой и ЦОД? Классическая «серверная» – это продукт наивного и стихийного развития, первая фаза эволюции, это просто и дешево, но одновременно ненадежно, нерасширяемо и несопровождаемо. Для того чтобы идти дальше, необходим системный подход, причем как к серверному оборудованию, так и к инженерной среде. И в какой-то момент заказчик приходит к этой мысли. Помимо такого эволюционного механизма возможен и революционный путь. Катализатором создания ЦОД может послужить какой-либо масштабный ИТ-проект, например, внедрение ERP-системы, который подразумевает профессиональный подход ко всем подсистемам. Тогда инфраструктура ERP становится центром кристаллизации ЦОД. Вот мы и подошли к ответу: реальная необходимость в ЦОД возникает, когда становятся востребованными бесперебойность, масштабируемость, управляемость и предсказуемость, когда от ИТ-инфраструктуры начинает зависеть стабильность бизнеса.

В последние годы зависимость эффективной работы ИТ-оборудования от грамотной организации инженерной инфраструктуры предприятия значительно возросла. В этой связи обеспечение постоянной готовности ИТ-инфраструктуры является одной из важнейших задач современного предприятия. Отрадно, что при принятии решения о создании ЦОД заказчики все чаще нацелены на внедрение максимально эффективного механизма его непрерывной работы, применяя для этого самые современные решения.

О создании ЦОД заказчики задумываются по разным причинам. Это может быть и разросшийся парк разнородных вычислительных ресурсов, и чрезмерно сложная структура взаимодействия подразделений с точки зрения ИТ-структуры, или желание упорядочить расходы на ИТ-структуру как таковую и получить более гибкую, универсальную ИТ-среду.

Понятие ЦОД в российских компаниях и на предприятиях осмысленно стало применяться только в последние 5 – 6 лет. Увеличивающиеся объемы данных и постоянно растущая зависимость организаций от электронной информации изменили отношение руководства организаций к серверам, сетям и другим компонентам. Большинство руководителей уже отчетливо понимают, что ЦОД – это сложный комплекс, полностью обеспечивающий предоставление ИТ-сервисов с предопределенным уровнем качества. В этом и состоит основная идея создания ЦОД.

Хотелось бы выделить две проблемы при создании ЦОД. Первая – это отсутствие понятий уровня сервиса и ответственности при нарушениях уровня сервиса. Данная проблема характерна и для подрядчиков, и для компаний, занимающихся эксплуатацией. Недостает и проработанной нормативно-правовой базы для подобных взаимоотношений. После печально известной аварии на объектах РАО ЕЭС в мае прошлого года мало кто получил удовлетворительную компенсацию. Другая проблема – сложность согласований при строительстве подобных объектов и отсутствие санитарных норм и правил на них.

Одной из основных проблем при создании ЦОД является выбор схемы консолидации данных и приложений: сколько различных баз данных останется; какие приложения будут обеспечивать требования бизнеса; каковы уровни сервиса для этих приложений. На этапе проектирования важно правильно выбрать бизнес-приложение. Если этот выбор сделан неверно, то через несколько лет работы огромный объем накопленных данных не позволит обеспечить масштабируемость выше определенного предела и надлежащий уровень готовности ЦОД.

Параллельно с реализацией проекта ЦОД необходимо создать организационные механизмы, позволяющие эффективно эксплуатировать комплекс и постоянно ориентировать его на выполнение задач компании. Важно также постоянно поддерживать квалификацию технических специалистов и управленческого персонала. Хорошей практикой являются учения по преодолению критических ситуаций, возникающих в работе ИТ-сервисов. Тестирование оборудования и ПО в Центре компетенции позволяет избежать проблем, связанных с некорректной работой ИТ-инфраструктуры, с несоответствием ее поставленным задачам.

Когда по разным причинам какие-то подсистемы исключаются или удешевляются ниже допустимых пределов, есть риск получить мину замедленного действия. Когда силы и средства затрачены, руководство заказчика уверено, что «уж теперь-то все в порядке», а на деле все может оказаться не так.

Главное на этапе проектирования ЦОД – внимание к деталям, ведь, к примеру, один неправильно проложенный кабель может свести на нет эффект полного дублирования компонентов. Зачастую при создании ЦОД нет понимания того, что традиционные методы построения машинных залов уже не могут справиться с современными задачами: количество наконец-то перешло в качество и использование «проверенных временем» технологий чревато потерей бизнес-эффективности. Так, далеко не все они работают для современных кластерных систем на базе блейд-серверов.

Еще одна распространенная проблема на этапе внедрения – разделение бюджетов, контроль над ними и делегирование ответственности. Сегодня нередко получается как в известной басне: за разные подсистемы отвечают разные люди, согласующие свои действия в лучшем случае на уровне технических заданий. Понятно, что разделение должно быть, но при этом необходимы полная согласованность и постоянная координация.

Внедрение и поддержка эффективного ЦОД – это всегда сложный комплексный проект. Реализовать его своими силами заказчику практически невозможно, необходимо привлечение опытного системного интегратора. Нужно также учитывать, что построение ЦОД – задача не только техническая, но и организационная. Создание ЦОД немыслимо без построения эффективной ИТ-службы как бизнес-структуры компании. В ИТ-службе должны быть четко прописаны регламенты функционирования ЦОД в штатном режиме и в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Главная страница / Архитектура отрасли