Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Внедрение системы автоматизации

Продолжение.

Начало см. Connect! № 1–5, 8/2004

Все смешалось в доме сами знаете кого

Как советует весьма почитаемый мной Козьма Прутков, тот, который «инженер»: «Если, возвратясь ночью домой, ты по ошибке выпил вместо воды проявитель, выпей и закрепитель, иначе дело не будет доведено до конца». Чувствовал я и сердцем, и другими местами, что на каком-нибудь этапе фортуна перестанет отсвечивать голливудской улыбкой, и станет весело мне. Разумеется, в переносном смысле. Проявителем в моем случае стала моя новая работа в должности IT-директора, а «закрепитель», судя по всему, появился в момент обсуждения после презентаций, какую же систему нам все-таки предпочесть, точнее, какое решение, потому что систем будет, скажем так, не одна.

Оказывается, мы со Стасом радикально разошлись во мнении: из трех «номинированных» нами на участие в финальном отборе систем не совпала ни одна. Если прежде я мог надавить на Стаса своим авторитетом бывалого айтишника, то теперь он поверил в свои силы внедренца (еще бы! Мы столько времени вместе анализировали и оценивали наше предприятие и способы его автоматизации!) и ни в какую не соглашался изменить позиции. Кажется, меня впервые чуть не хватил удар, когда мы с ним, почти крича друг на друга, доказывали преимущества собственного выбора. Вспомнив неожиданно полученные когда-то в Штатах навыки team-building и умения сглаживать конфликты в коллективе, я резко замолк, сосчитал до десяти и предложил сделать перерыв на день, чтобы завтра встретиться и обсудить все, как положено цивилизованным людям. Ген, взиравший на нас со своего директорского места, аки Зевс-громовержец, вклинился в нашу, мягко говоря, дуэль и предложил разойтись на три дня. С тем чтобы: а) отоспаться, б) развеяться, в) напрячь память, вспомнить все и изложить аргументы в пользу своего решения в письменном виде. Я ему хотел было сказать, что три дня на «отоспаться» и «развеяться» – это просто негуманно, но, вспомнив то, что вспомнил совсем недавно, мысленно закрыл рот еще раз.

Я как-то не справился с пунктами а) и б) во время перемирия, однако решением последнего занимался все три дня. Разложив по полкам мой вариант и Стаса, я кое-что углядел. Айтишником Стас оказался аховым, иначе не склонился бы в пользу одной весьма тяжелой системы, которая якобы гарантировала полную поддержку процесса планирования производства и контроля промышленных фаз. Однако логика в его выборе была: он хотел полностью владеть ситуацией в подотчетном хозяйстве. Только не подумал, в какую копейку встанет создание инфраструктуры под такое решение (представитель вендора благоразумно умолчал об этом), ведь цена лицензии на одно рабочее место – это, дай Бог, 25% стоимости проекта, а нам даже в самом идеальном случае придется донастраивать систему под себя. Что уж говорить о расходах на интеграцию, которые неизбежны, поскольку ни одно решение не отвечало полностью нашим требованиям. Одно радует, можно собрать ве из кусков разных систем.

Итак, подумаем над тем, как доказать свою правоту и не навредить при этом общему делу. В производственных системах мы со Стасом разошлись, но две другие, выбранные нами (и тоже не совпадавшие), практически повторяли друг друга по назначению и функциональности. В каждой была на хорошем уровне реализована финансово-учетная функциональность, а дальше начинались различия. Например, в одной был весьма сильный модуль поддержки процесса продаж, начиная с размещения заказа в информационной системе предприятия, со встроенным документооборотом, где можно настроить контроль прохождения заявки (с нашей-то многоступенчатой процедурой утверждения заказа это замечательно). Неплохо в этой системе сделан и логистический модуль, а вот учет и движение материальных средств здесь отсутствуют: ребята сказали, что только начали разрабатывать модуль. Это, конечно, хорошо, но на разработку потребуется не меньше года, а нам надо сейчас. Зато в другой системе такой модуль есть. Значит, тут можно договориться или, на худой конец, дать задание сразу четырем финалистам, а, стало быть, драться надо за производство.

Стоп! А почему, собственно, за производство надо драться? И почему это я так размяк, что готов допустить в финал сразу четыре компании с четырьмя почти идентичными системами? Похоже, внедренец я не менее аховый, чем Стас – айтишник. Я слишком увлекся решением этой, что ни говорите, увлекательной задачи сравнивания нескольких систем и напрочь забыл о том, чего ни в коем случае забывать не стоило. Интеграция! Мое стремление собрать чуть ли не идеальное решение из «лучших в классе» продуктов для своего предприятия, которое стало мне почти родным домом, вполне объяснимо, но может привести в конечном итоге к серьезным издержкам и малоприятным последствиям. Надо выбирать систему с максимальным числом требуемых функций, дабы модули уже были интегрированы друг с другом и покрывали большинство бизнес-процессов, или искать интегратора, который может внедрить несколько систем, надежен в поддержке и имеет хороший опыт. Второй подход как-то ближе к сердцу, потому что для меня очевидно, что единого решения для нас не существует, а значит, дело в конце концов упрется в кандидатуру внедренца-профессионала.

Посмотрим-ка, что у нас с интеграторами! Ага, две системы из выбранных нами (одна – «моя», вторая – Стаса) внедряет одна компания-интегратор. Сама фирма не очень большая, но обладает серьезной практикой сразу по нескольким системам, хотя в последнее время делает акцент на представлении продукта от одного западного производителя. Ну, это вполне объяснимо. Такие компании мне всегда нравились: небольшой размер и солидный опыт, как правило, обеспечивают им «сытую» жизнь, поэтому они не хватаются за любой проект «ради проекта» или ради получения единовременных денежных вливаний. Должен сказать, что из тендера отсеялся сразу же один участник за попытку предложить откат – его решение мы даже не стали рассматривать. Не хотелось бы, конечно, задеколлег по цеху интеграторов, но за время работы на прежнем месте у меня сложилось одно убеждение, переросшее в стойкий принцип: там, где имеет место откатный тендер, проект почти стопроцентно обречен либо на полный провал, либо на долгое и тяжелое внедрение, из чего прямо следует, что система не подходила для компании, а процесс принятия решений изначально был доверен не тому, кому надо.

Эти же ребята будут работать добросовестно, я уверен. А главное, пересмотрев заново их презентацию, я нашел еще кое-что: они располагали собственным решением, так называемой интеграционной шиной, которую успели обкатать на крупных промышленных предприятиях. Это существенно упростит саму интеграцию и снизит затраты минимум в два раза. А ведь, кажется, половина вопроса решилась сама собой! Ай да мы! Осталось только производство...

Утро по гамбургскому счету

Три дня, отпущенные для тайм-аута, истекли как-то слишком быстро, я едва успел подготовиться. Утром вся наша команда внедрения собралась в полном составе в кабинете гендиректора, и мы со Стасом устроили друг с другом состязание по гамбургскому счету: за двадцать минут каждый из нас должен был обосновать преимущества собственного выбора, еще десять минут отводилось на возможные вопросы со стороны наших «соратников». Регламент не выдержал никто из нас, но после наших сольных выступлений ошарашенная публика долго собиралась с мыслями: как оказалось, столь высококачественная риторика привела к тому, что дело стало безнадежно запутываться. Мы могли бы и вовсе завязнуть на стадии финального отбора, если бы не веское слово Гена, который припечатал, что вопрос решен (впоследствии выяснилось, что он тоже манкировал пунктами а) и б), но не меньше моего потрудился, пересмотрев все (!) презентации поставщиков и интеграторов): действовать будем по предложенному мной плану – в финал действительно выходят четыре системы, две из которых – производственные, а другие две должны быть продемонстрированы уже в интегрированном виде.

Гамбургский счет сложился не совсем в пользу Стаса, но он и не расстроился, сказав, что шел уже на принцип, поскольку высчитал, сколько будет стоить внедрение тяжелой системы, и ужаснулся. Тоже мне, граф Монте-Кристо! С такими принципами стоит насаждать на планете вечную утопию, там как раз стоит быть упрямым.

Финал прошел и вовсе без эксцессов: тяжелая система «проспорила» менее тяжелой. Ребята, которым предстояло интегрировать две системы, пригласили нас на референс-визит в компанию, где подобный симбиоз уже осуществлен. В процессе осмотра (Женя особенно придирчиво изучал топологию сети передачи данных) выяснилось, что у этих замечательных ребят есть опыт работы с выбранной нами системой управления производством. Ура! Приплыли!

Ген без особых эмоций выслушал наш со Стасом доклад, в котором мы подчеркнули, что выбранный вариант максимально соответствует нашим потребностям, в нем лучше всего соблюдены параметры цена/качество (хотя верхняя граница расходов четвемся), а компании и их гарантии надежны (на окончательную проверку этого утверждения ушло около трех недель, в течение которых я навел справки по всем имевшимся в моем распоряжении каналам и остался доволен сделанным выбором). Шеф заявил, что он тоже доволен. На том мы и порешили.

Все, цветочки закончились, начинаются суровые минные поля. С Богом, товарищи внедренцы!



Продолжение следует

Главная страница / Архитектура отрасли