Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Рынок антенного оборудования

Из всего многообразия средств радиосвязи, в частности беспроводного доступа, к антенному оборудованию у специалистов сложилось особое отношение. Те, кто способен реально оценить его влияние на качество связи, заинтересован в изучении ситуации на рынке антенного оборудования и его перспектив. Информация, содержащаяся в данной статье, поможет руководителям и специалистам в решении этой непростой задачи.

Почему антенны?

Наверняка многие специалисты согласятся с тем, что значительная часть оборудования, реализуемого на рынке радиосвязи, имеет универсальное назначение и может применяться как в профессиональной, так и в коммерческой связи. Подавляющее число производителей не ограничивает себя выпуском антенного оборудования узкоспециализированного назначения. Грамотно организованный технологический процесс позволяет гибко реагировать на потребности рынка и производить антенны для профессиональной и сотовой связи, для телевидения и радиовещания. Необходимо учитывать, что сегодня практически все население страны пользуется антеннами - либо в быту, либо в своей профессиональной деятельности. Однако для достижения желаемой эффективности антенного оборудования пользователи должны обладать определенным уровнем специальных знаний и навыков. Если современный массовый потребитель прекрасно разбирается в достоинствах и недостатках, например, сотовых телефонов, бытовых радиоприемников и телевизоров, то об антеннах и их роли в обеспечении качества радиосвязи он имеет весьма смутное представление. Ситуация среди ведомственных и крупных корпоративных заказчиков антенного оборудования несколько иная. Как правило, они имеют в своем штате специалистов, способных обеспечить квалифицированный выбор необходимого антенного оборудования и его грамотную эксплуатацию. Тем не менее и они нуждаются в непрерывном поступлении систематизированной информации о ситуации на рынке антенного оборудования.

Немного новейшей истории

Интенсивное развитие систем беспроводной связи всевозможного назначения повлекло за собой резкое увеличение спроса на современное антенное оборудование, обусловило повышение требований к его технико-экономическим показателям. На начальном этапе телекоммуникационного бума удовлетворение спроса осуществлялось в основном за счет поставок зарубежного оборудования. В этот период российский рынок смогли открыть для себя многие известные во всем мире производители антенного оборудования, некоторые из них успешно работают в России и сегодня. В условиях постепенного насыщения рынка все более уверенно стали заявлять о себе и отечественные производители. Существенную роль в этом сыграло сохранение на многих отечественных предприятиях высокого научно-технического потенциала. Кроме того, производство антенного оборудования отличается от производства других радиосредств большей материалоемкостью, что делает организацию его в России экономически привлекательным. Начиналиители в основном с несложной техники для массового потребителя сравнительно низкочастотных диапазонов (телевизионные, радиовещательные).

Наиболее сильное влияние на развитие российского рынка антенной техники оказало широкомасштабное развертывание сетей сотовой связи. Спрос сформировал предложение. В других сегментах телекоммуникационного рынка этот проверенный временем принцип иногда нарушается. Производители пытаются убедить потенциальных заказчиков в том, что им необходимо приобрести «самое современное, высокотехнологичное», однако невостребованное оборудование. Для рынка антенного оборудования это не характерно. Широкое применение широкополосной связи, наряду с сотовыми, стимулировало внедрение новейших технологий в производство антенного оборудования. Сегодня в России работают компании, которые «добрались» до диапазона 5 ГГц и более, самые преуспевающие из них уверенно выходят на международный рынок.

Кто владеет российским рынком?

Всех участников российского рынка можно условно разделить на три категории, между которыми существует серьезная конкуренция. Одни убеждены, что качество зарубежного оборудования значительно выше и для отечественных производителей недостижимо. Другие считают, что время господства импортного антенного оборудования безвозвратно ушло и российская техника, не уступая в качестве, уверенно лидирует благодаря в первую очередь своим экономическим показателям. Третьи, с каждым днем их становится все больше, занимают промежуточные позиции. Начав с реализации на рынке зарубежного оборудования либо с применения в своем производстве импортных комплектующих и материалов, постепенно, по мере появления российской продукции требуемого качества, увеличивают ее долю в своем бизнесе. Окончательного вытеснения импортной техники ожидать не приходится, да стремиться к этому вряд ли стоит. Несмотря на чрезвычайно сложную ситуацию с нормативно-правовой базой, рыночные механизмы все же действуют, и зарубежное оборудование должно присутствовать на российском рынке, чтобы стимулировать конкуренцию и заставлять отечественного производителя поддерживать качество своего оборудования на высоком уровне. Увы, оно в этом нуждается.

Определить точное количественное соотношение реализации зарубежной и отечественной техники вряд возможно. Сегодня на российском антенном рынке наряду с несколькими десятками известных зарубежных компаний, например, Sinclair, Times Microwave, EMR, Telewave, Huster, Procom, Anli, Celwave, Cuschcraft, Decibel Product, Funke Antennen B.V. и др., присутствуют десятки, если не сотни отечественных производителей. Конечно же, диапазон их возможностей чрезвычайно широк. Существуют предприятия, которые занимаются производством крупных партий качественных антенн и соответствующего оборудования, как собственной разработки, так и лицензированных. Есть компании, специализирующиеся на небольших партиях хороших, как правило, малогабаритных антенн бытового назначения. Имеются также «специалисты по плагиаттурщики. Важной отличительной чертой антенного рынка является присутствие на нем компаний, производящих свое оборудование непосредственно в регионах России. В Воронеже – ООО НПКФ «Бестер», в Челябинске – ЗАО «Высокочастотные технологии», в Омске – ЗАО «ПО «Аверс-Сервис», в Новосибирске – «Системы телевещания». Список, конечно же, далеко не полный.

Что предлагают производители?

Рынок антенного оборудования, несмотря на кажущуюся ограниченность, сегодня насыщен самыми разнообразными устройствами, необходимыми для обеспечения эффективной работы антенно-фидерного тракта. Это базовые и абонентские антенны, различные фильтры, дуплексеры, комбайнеры, преселекторы, распредпанели и др. Обязательным условием устойчивого положения компании является расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг. Естественно, что предприятия, освоившие выпуск широкого спектра оборудования, чувствуют себя более уверенно. Квалифицированный заказчик стремится получить весь комплект антенно-фидерного оборудования от одного производителя, чтобы обеспечить оптимальное согласование всех элементов радиотракта.

Сегодня предлагается немало самых различных конструкций телевизионных и радиовещательных антенн. В их многообразии порой трудно разобраться, и рядовой пользователь предпочитает выбирать их по внешнему виду.

Имея в своем распоряжении большой выбор материалов, производители предлагают стальные конструкции, конструкции из алюминиевых сплавов, а также пластиковые антенны. Каждый из материалов имеет свои достоинства и недостатки. Потенциальный заказчик при выборе антенны должен учитывать в первую очередь условия ее предполагаемой эксплуатации.

Что требуется заказчику

Многообразие стандартов радиосвязи повлекло за собой формирование комплексов специфичных требований, которым должно отвечать соответствующее антенное оборудование. Имеют значение и диаграмма направленности, поляризация, рабочий диапазон частот, допустимая мощность, коэффициент усиления и др. Важную роль играют механические характеристики. Появилось большое количество специализированного антенного оборудования, предназначенного для обеспечения конкретных видов связи. По мнению многих участников телекоммуникационного рынка, самыми востребованными сегодня являются антенны для сотовой связи. При выборе приоритетов важно умение объективно оценивать свои возможности и ориентироваться на то направление, где вы сможете обеспечить наилучшее соотношение «цена/качество».

Основные требования заказчиков можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, это оптимальные, с точки зрения решаемых заказчиком задач, электромагнитные характеристики антенного оборудования. Во-вторых, его высокие прочность и долговечность. В-третьих, оптимизация соотношения «цена/качество». В-четвертых, все более значимыми становятся эстетические требования. Конечно же, каждый заказчик может предпочесть другую, более подходящую ему градацию перечисленных требований. Прся удовлетворить как можно больше самых разнообразных потребностей.

Особо – об электромагнитной совместимости

На 4-й ежегодной конференции «Актуальные вопросы повышения эффективности использования национального радиочастотного ресурса», проведенной Национальной радиоассоциацией по завершении выставки «Связь-Экспокомм-2004», генеральный директор ФГУП Радиочастотный центр Центрального федерального округа А. Кузенков привел в своем докладе интересные данные. За 2003 г. число базовых станций в округе выросло на 53% и достигло 10 530! Обострилась проблема электромагнитной совместимости. Только за минувший год поступило более 660 заявок на выявление помех радиоприему. К сожалению, государственные регулирующие органы не всегда в состоянии обеспечить абсолютную электромагнитную совместимость при наличии большого количества средств радиосвязи в непосредственной территориальной близости. Решить эту проблему можно только комплексно – проводя организационные и технические мероприятия. Здесь особую роль играют характеристики антенного оборудования. Применение направленных, поляризованных антенн, частотных фильтров позволяет существенно снизить остроту проблемы ЭМС.

О перспективах

Специалисты уверены – рынок антенного оборудования, как в ближайшее время, так и в перспективе, сохранит свою стабильность благодаря растущему спросу на высококачественную технику. Очевидно, что нынешние лидеры, в первую очередь отечественные, еще не достигли своего «пика формы». При благоприятном развитии ситуации с нормативно-правовой базой можно ожидать появления нескольких стабильных российских брендов мирового уровня. Число мелких компаний-производителей не уменьшится, так как чрезвычайно широк спектр потенциальных заказчиков. Недорогая, доступная и простая техника всегда будет востребована. Серьезную конкуренцию следует ожидать от китайских производителей. Их умению стремительно реагировать на изменения конъюнктуры рынка надо не только завидовать, но и учиться.

Перспективным направлением представляется инвестирование в повышение технической культуры и квалификации потребителей. В этом направлении активно работают специалисты ООО «Фирма «Радиал», публикующие много полезных материалов, как для профессионалов, так и для рядовых пользователей. Высокий уровень технической грамотности потребителей способствует развитию и гармонизации любого рынка.

Возможно, существенную положительную роль могла бы сыграть ассоциация производителей антенного оборудования. Эта идея пока воспринимается без особого энтузиазма. Однако пример ассоциаций сотовых операторов убедительно показывает целесообразность существования таких организаций, даже при наличии жесткой конкуренции между их участниками.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

А.А. Прилуцкий, к.т.н., ген. директор

ЗАО «НИИДАР-ГРАД»

На наш взгляд, темпы развития телекоммуникационной отрасли, проблемы ЭМС и частотного ресурса формируют совреостранственного уплотнения сигналов (SDMA). Она потребует разработки и производства «интеллектуальных» антенн (фактически уже прижился термин «смарт-антенны»), в том числе многолучевых ФАР с электронно-управляемыми ДН. По данной проблематике мировой антенный рынок сейчас находится в начальной стадии формирования. Как показала, в частности, выставка «Связь-Экспокомм-2004» практически все крупнейшие мировые производители антенной техники продекларировали свои намерения в этой сфере, но уклоняются от демонстрации результатов – ввиду их отсутствия. В этой ситуации российские высокотехнологические компании антенной тематики имеют шансы выйти из тени мировых лидеров, прекратив копирование их технических решений, и вырваться вперед в разработке и производстве антенн будущего. Поскольку именно здесь перестают сказываться технологическое преимущество Запада и дешевизна труда на Востоке, а встает проблема дефицита у них квалифицированных разработчиков с хорошей научной базой и соответствующей школой.



Главная страница / Архитектура отрасли