Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ПРАКТИКА- КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

При современном многообразии телекоммуникационного рынка и выдающихся способностях рекламных менеджеров только на основании практических результатов внедрения систем связи можно делать обоснованные заключения об их эффективности и вкладе в достижение конечного результата. Профессионалы, принимая решение, стремятся тщательно изучить опыт своих коллег из других компаний, создавших у себя современные системы связи. Одна из таких компаний,

ОАО «Северсталь», широко известна в России и за рубежом. Очевидно, что без эффективного управления металлургический гигант не смог бы развиваться и процветать. В обеспечении управляемости компанией важная роль отводится транкинговой системе радиосвязи. Поделиться опытом с коллегами любезно согласился один из активных участников создания в компании современной транкинговой системы радиосвязи Сергей Николаевич Смирнов, ведущий инженер электросвязи ЦТД (Центр Технологической Диспетчеризации).

– Что побудило руководство компании принять решение о строительстве транкинговой системы радиосвязи?

Интенсивное развитие отечественной металлургической отрасли в середине 90-х годов потребовало от руководства компании обеспечить повышение уровня организации

управления технологическими процессами. Для решения этой задачи необходимо было внедрение современных высокоэффективных способов и средств организации технологической радиосвязи как внутри подразделений компании, так и между ними.

Кроме того, требовалось значительно повысить оперативность управления подразделениями и службами при устранении аварий.

Исходя из сложившейся ситуации руководство цеха технологической диспетчеризации ОАО «Северсталь» предложило провести модернизацию действующих в то время на предприятии разрозненных систем конвенциональной радиосвязи (более 80 кустов связи) до уровня единой централизованной системы транкинговой радиосвязи. За пять лет

была проведена большая работа по обоснованию целесообразности строительства новой системы, выбору ее типа, стандарта и подрядчика.

Основные причины, побудившие руководство компании согласиться с нашими предложениями и принять решение о строительстве системы транкинговой радиосвязи, заключаются в следующем:

• действующее оборудование радиосвязи к концу 90-х практически выработало свой ресурс и подверглось большому износу и старению;

• образовался дефицит частот в области 140–160 МГц в нашем регионе, при котором к концу 90-х годов стало практически невозможно создавать новые конвенциональные радиосети, а потребность в них в связи с модернизацией производства возникала постоянно;

• отсутствовали свободные частоты радиотелефонного диапазона «Алтай» для дальнейшего развития корпоративной радиотелефонной сети, невозможно было использовать старые радиостанции отечественного производства для выхода на внутреннюю телефонную сеть предприятия;

• благодаря подъему металлургической вязи.

– Для решения каких задач планировалось строительство системы связи?

Основная задача заключалась в повышении эффективности и расширении возможностей производственной радиосвязи. К середине 90-х годов действующее оборудование (в основном устаревшие отечественные радиостанции) не обеспечивало нужного качества управления технологическими процессами и требовало замены. Вторая задача – полное покрытие радиосвязью всей территории промплощадки для бесперебойной работы дежурных и других служб. Третья по значению задача состояла в предоставлении возможности любому пользователю радиостанции устанавливать прямую связь с абонентом УАТС, минуя диспетчера, для оперативного решения срочных вопросов, не требующих длительного обсуждения.

Кроме перечисленных основных задач с

помощью транкинговой системы планировалось решить несколько второстепенных. В частности, упрощение процесса приобретения и регистрации новых радиостанций, снятие ограничений на количество кустов связи, лимитируемое в конвенциональном режиме числом частот, обеспечение единого управления системой, отказ от неустойчивой радиотелефонной связи в диапазоне «Алтай» 300–350 МГц для удаленных стационарных объектов. Задача по выполнению функций сотовой системы связи для руководства, зачастую возлагаемая в регионах на транкинговые системы, у нас изначально не ставилась. Вследствие постоянного снижения цен на сотовую связь процесс вытеснения дорогих транкинговых радиотелефонов из этой ниши продолжается. Таким образом, первоначальная ориентировка системы на обеспечение управления технологическими процессами была правильной.

– На основании чего выбирались тип системы, стандарт?

Для решения основной задачи – повышения эффективности производственной радиосвязи требовалась замена действующего оборудования. Производить замену на обычные радиостанции импортного производства для реанимации кустов конвенциональной связи без улучшения качественных показателей их работы, например дальности за счет использования репитеров, не имело смысла. При выборе системы связи с репитерами, а их требовалось большое количество, встал бы вопрос об их размещении и выделении значительного частотного ресурса. Поэтому отказ от экономичного транкингового принципа распределения частотного ресурса был бы нецелесообразен. При наших объемах в потребности модернизации и важности возлагаемых на модернизируемую систему задач альтернативных и равноценных транкингу решений не было.

Выбор стандарта и производителя системы осуществлялся долго и тщательно. Были проанализированы характеристики практически всего выпускаемого сегодня в мире транкингового оборудования. Ко второй половине 90-х у нас уже были просчитаны оптимальные варианты реализаций системы в основных открытых транкинговых протоколах связи с точки зрения надежности и цены. Таким образом, были подготовлены ответы на вопросы руководства компании о том, что и за кномить и чем придется пожертвовать в результате этой экономии. Удачно сложившаяся конъюнктура рынка металлопроката позволила в конце 90-х выделить средства на приобретение полноценной МРТ-системы у одного из ведущих производителей, хотя и с недостаточным для полного удовлетворения потребностей предприятия в перспективе количеством каналов, но с возможностью дальнейшего расширения. Можно сказать, выбрали исходя из принципа «лучше меньше, но надежнее». Как показала практика, запаса ресурсов выбранной системы хватило более чем на 3,5 года, а ее надежность позволила отработать все это время с момента пуска без сбоев. Первоначальная загрузка системы на момент пуска составила более половины расчетной, а на сегодняшний день приближается к максимальной.

– По каким критериям выбирался подрядчик?

Выбор подрядчика мы начали с проведения заочного тендера. В процессе изучения возможностей различных компаний стало ясно, что нам необходим системный интегратор, который обеспечил бы организацию и выполнение всего комплекса работ по проектированию, поставке оборудования, строительству и вводу в эксплуатацию транкинговой системы связи, а также по обучению персонала, гарантийному и послегарантийному обслуживанию системы. Судя по рекламе, на отечественном телекоммуникационном рынке работает не один десяток компаний-интеграторов, поэтому выбор был непростым. В первую очередь мы изучали опыт установки интересующих нас систем связи и наличие всех разрешительных документов.

Затем проводили встречи с представителями компаний-интеграторов и более детально выясняли их возможности, уровень подготовки специалистов, предлагаемые подходы к решению поставленной задачи. В результате такого тщательного выбора мы предпочли сотрудничество с компанией «Сага» – одним из самых известных и имеющих соответствующую репутацию отечественных системных интеграторов. Затем уже при участии специалистов компании «Сага» на основании стоящих перед нами задач в качестве базового оборудования была выбрана система Accessnet производства фирмы Rohde&Schwarz.

– Какие проблемы возникли в ходе строительства и запуска системы? Какова роль интегратора в их решении?

Существенных проблем не было, однако некоторые трудности все же возникли. С одной мы столкнулись при подстыковке к УАТС. Протоколы оборудования одинаковые, но подключение не работало. Большую помощь в решении этого вопроса оказали специалисты компании «Сага». После интенсивных поисков оптимального варианта программных настроек АТС и транка, консультаций с производителями в кратчайшие сроки была проведена модернизация соответствующего оборудования транкинговой системы и проблема была решена.

В дальнейшем возникали еще незначительные трудности, например с разным уровнем модуляции у радиостанций Nokia и Motorola. Для их устранения специалисты компании «Сага» осуществили перенастройку уровня модуляции у всех радиостанций Nokia, что, кстати, подтвердило актуа– невозможность обеспечить 100%-ную совместимость даже по таким простым параметрам, как нормы на уровни сигнала, вследствие того что мировые производители не соблюдают единые нормы на электрические параметры выпускаемого ими оборудования.

Немало времени ушло на, казалось бы, простые вещи – разработку и оптимизацию схемы связи и плана нумерации. Помогло то, что во многом эти вопросы были тщательно проработаны нашим подрядчиком еще на этапе рабочего проектирования. Весьма интересное и эффективное решение было предложено специалистами компании «Сага» по устранению влияния радиопомех на одной из выделенных частот.

Необходимо отметить, что в процессе совместного решения проблем осуществлялись обмен опытом и интенсивное обучение наших специалистов.

– Что Вы можете сказать об управленческо-экономической составляющей проекта: какие были задействованы ресурсы, службы, в какие сроки был реализован проект?

Были задействованы ресурсы и поставщиков, и наши. Работы велись чрезвычайно интенсивно. Например, после поступления оборудования, его проверки и настройки в лаборатории компании «Сага» в Москве монтаж на месте был произведен в настолько короткие сроки, что в режиме радиосвязи система заработала менее чем через неделю.

– Оборудование каких производителей предпочтительнее для решения ваших задач?

Как эксплуатационщик скажу – однозначно Motorola. К сожалению, оборудование других производителей не в полной мере соответствует нашим требованиям. В частности, в радиостанциях Motorola обеспечивается очень удобный программный способ изменения электрических параметров.

– Достигнуты ли цели, ради которых строилась система связи? Какие подразделения компании и для решения каких задач используют ее сегодня?

Основные цели успешно достигнуты. Подтверждение тому – отсутствие претензий на работу всей системы в целом и ее востребованность, которая выражается в постоянном приросте числа абонентов. Расширение зоны действия носимых радиостанций обусловило значительный рост их парка. Теперь они могут использоваться для решения задач, ранее не свойственных им, например для оперативной связи по всей территории промплощадки с дежурными и аварийными службами и прямого выхода на УАТС абонентов. Это также способствует решению многих производственных проблем даже на уровне рабочих и диспетчеров, которые освобождаются от функций посредников при разговоре между пользователем радиостанции и абонентом АТС.

Основными пользователями транкинговой связи являются у нас дежурные службы: водоснабжения, электроснабжения, охраны. Промышленная площадка занимает огромную территорию. Благодаря

внедрению транкинговой системы сотрудники дежурных служб обеспечены связью с любой точки пром-площадки, при этом значительно возрастает оперативность управления, что чрезвычайно важно при устранении неисправностей, аварий, при охране огромной территории.какие сроки затраты на ее внедрение?

В ответе на предыдущий вопрос я уже сказал о повышении оперативности управления дежурными службами. Экономический эффект можно оценивать по многим показателям. Остановимся, например, на оценке влияния системы на предотвращение аварий. Известен случай, когда при возникновении нештатной ситуации на промплощадке с помощью системы транкинговой связи были организованы оперативное оповещение, сбор аварийной бригады, своевременное прибытие ее на место устранения неисправности и эффективное управление в ходе восстановительных работ.

Размеры ущерба, который мог бы произойти в случае опоздания аварийной бригады или отсутствия качественной связи с ней на месте работ, несравнимо больше стоимости строительства и эксплуатации транкинговой системы связи. Причем при решении аварийных задач или вопросов безопасности чаще всего используются такие уникальные функции, как мгновенная связь с группой абонентов, которые делают эту систему просто незаменимой. Вопрос о сроках ее окупаемости, на мой взгляд, не совсем корректен. Дело в том, что система транкинговой связи – это система профессиональной связи. Она строится в первую очередь не для предоставления платных услуг, а для повышения эффективности управления компанией. Именно с этой позиции и следует рассматривать окупаемость системы транкинговой связи.

– Каковы затраты на эксплуатацию системы? Нет ли у Вас сожаления, что не инвестировались в цифровое решение?

Затраты сравнительно небольшие, в основном на оплату электроэнергии и частот, эксплуатацию помещений и зарплату персонала.

Что касается перспектив внедрения у нас цифровых систем, то пока настоятельной необходимости в этом нет. Тем не менее руководство компании ОАО «Северсталь» прекрасно понимает, что развитие металлургической отрасли будет продолжаться, что потребует внедрения новых методов управления и соответственно новых технологий связи. Построенная система обладает значительным потенциалом, однако сегодня, если стремишься к успеху, нельзя ограничивать себя никакими рамками.

– Сколько пользователей сегодня обслуживается системой, планируются ли развитие базы и увеличение числа абонентов?

В настоящее время системой обслуживается более 400 радиостанций. Время соединения с абонентом УАТС составляет примерно 10 секунд, соединение с радиоабонентом – моментальное. Сегодня назрела необходимость привлечения новых абонентов. Основная причина – востребованность оперативной радиосвязи практически для всех служб и подразделений компании.

– Какие рекомендации с учетом своего опыта Вы можете дать коллегам-связистам, планирующим внедрение систем радиосвязи на своих предприятиях?

Рекомендации, которые хотелось бы дать коллегам, на первый взгляд всем известны. Однако именно из-за этого ими порой пренебрегают.

Я считаю, что современному профессионалу-связисту необходимо, во-первых, уметь обания средств в развитие корпоративных систем связи; во-вторых, хорошо знать состояние отечественного телекоммуникационного рынка, его тенденции и основные характеристики его участников; в-третьих, осознавать, что выбор ответственного и профессионального системного интегратора – это не только, как принято выражаться, половина успеха, но и одно из важнейших условий эффективной работы на длительную перспективу. И, наконец, самое главное – прежде чем выбирать протокол, тип системы и т. п., необходимо определить и четко сформулировать свои задачи, отразить их в техническом задании, а предлагаемые потенциальными интеграторами решения уже анализировать на соответствие ему.

Беседу провел

Сергей Селиванов

Главная страница / Архитектура отрасли