Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ИТ как катализатор развития региона

Относительно высокий уровень информационной среды области определяется большой концентрацией в Томске университетов и НИИ, ученых, преподавателей и особенно студентов, учащихся техникумов, профессиональная деятельность и учеба которых немыслима сегодня без использования новейших достижений информационно-телекоммуникационных технологий. В Томске сформировалась достаточно мощная группа современных ИТ-компаний, выпускающих аппаратно-программную продукцию и системы для ряда отраслей («ЭлеСи», «Микран», СИАМ, «Элекард», ИНКОМ, ТЭК и др.), а также поставщиков информационных технологий ведущих мировых производителей («Интант», СТЭК, «Элекском», «Велком», «Игрэм» и др.). За счет крупных государственных субсидий, полученных для реализации инновационных программ по национальному проекту «Образование», особо заметные структурные сдвиги в развитии информационной среды произошли в вузах города (Политехническом и Государственном университетах, Университете систем управления и радиоэлектроники).

При определении уровня информатизации и использования ИКТ в Томской области учитывались такие удельные показатели на тысячу населения, как количество компьютеров и сотовых телефонов, интернет-пользователей, объем сетевого трафика и пропускная способность каналов и др. Следует, однако, признать, что некоторые показатели оставляют желать лучшего. Прежде всего, речь идет об информатизации органов государственной власти, где имеют место ведомственная разобщенность департаментов и комитетов в принятии решений по приобретению и использованию тех или иных программных средств и, как следствие, информационно-программная несовместимость, невозможность оперативной интеграции и дезинтеграции данных. Неудовлетворительной остается и ИТ-компетенция сотрудников аппарата всех уровней, главным образом, из-за отсутствия действенной системы повышения квалификации. И все это в сфере ИТ, где значительные нововведения появляются едва ли не ежедневно.

По-прежнему невелик объем финансирования со стороны регионального бюджета, как и приток средств на цели информатизации, поступающих в рамках Федеральной программы «Электронная Россия». Здесь сказывается нехватка в администрациях региона собственного опыта применения информационных технологий и участия в конкурсах проектов и грантов. Видимо, отчасти это объясняется тем, что недостает системности, плановости и координации в ходе использования информационных технологий для совершенствования государственного управления, мониторинга процессов информатизации в экономике, науке, образовании, здравоохранении и других сферах деятельности.

Понимание особой роли информационно-коммуникационных технологий в жизни общества и государства побудило руководство страны разработать «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденную Указом Президента РФ от 07.02.2008 № Пр-212. Документ определяет цели и задачи информационного общества на период до 2015 г., критерии и индикаторы их достижения.

Что привносит новый уровень информатизации – важной составляющей современного экономического развития – в жизнь общества? Прогресс в секторе ИТ вряд ли обеспечит особо заметную долю в приросте ВВП страны или региона. Этот показатель и в странах с высокоразвитой экономикой составляет единицы процентов. Но ИТ выступает в качестве катализатора всех других сфер бизнеса, действенного средства повышения культуры корпоративного управления. Не бывает эффективного менеджмента без достоверной и оперативной информации. Если отлажены информационные потоки, то упорядочиваются и материальные. Даже наши транспортные заторы в логистических сетях и на дорогах мегаполисов существенно сократятся, если мы перестанем ездить за билетами, зарплатами, заказами и покупками.

Трудно переоценить позитивное влияние информационного общества на все без исключения социальные сферы и в особенности на образование. Развитая научно-образовательная и культурно-просветительская информационная среда обеспечит широчайший доступ учащихся, преподавателей и ученых к отечественным и мировым сетевым информационным ресурсам (электронным учебным и методическим материалам, фондам научно-технических и публичных библиотек, стандартам качества и компетенций и др.), интерактивным электронным системам дистанционного обучения.

Действие названных и многих других факторов явится побудительным мотивом к становлению информационного общества России. Но темпы и уровень его развития могут быть существенно выше, а затраты эффективнее, если придать этому инновационному процессу более целеустремленное и организационное начало.

Губернатором Томской области принято решение о разработке на профессиональной основе «Стратегии развития информационного общества Томской области до 2020 г.», включающей такие составляющие, как анализ состояния (проблемы, критерии), видение перспективы (цели, задачи), мероприятия и планы (ресурсы, сроки), инфраструктурные проекты (стимулы, инвестиции) и система мониторинга (индикаторы, показатели).

Видение долгосрочной перспективы и анализ текущего состояния по результатам мониторинга позволят Администрации Томской области принимать обоснованные решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы, участвовать в создании современной телекоммуникационной инфраструктуры на принципах частно-государственного партнерства и в конечном итоге эффективно воздействовать на динамику развития информационного общества.

Главная страница / Архитектура отрасли