Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Рынок спутниковой связи в РФ и ДВФО

В настоящее время публикуется достаточно много статей о спутниковой связи. Исключая чисто научные и технологические, темы статей примерно следующие:

1) насколько велик рынок спутниковой связи в РФ, и каковы «сложные гео- и демоусловия», которые «заталкивают» клиента в этот рынок. Очаровательно – почему он все-таки в РФ в зачаточном состоянии, в Европе бурно развивается, там же «благоприятные гео- и демоусловия»?

2) трудности борьбы с главным препятствием – «многоголовой бюрократической гидрой» в деле оформления немыслимого списка разрешительных документов, выражающееся в многомесячной волоките и стоимости (для VSAT), уже превосходящей все иные вместе взятые затраты. Я, как и все, признаю наличие «гидры», но у меня иное мнение (смотрите ниже) о главном препятствии развития спутниковой связи в РФ;

3) оптимистичные прогнозы, что пресловутая «гидра» будет ликвидирована в 2003 г., теперь уже в 2004-м.

Я же хочу поделиться своим взглядом (считаем это профессиональной экспертной оценкой) без цифр на развитие рынка спутниковой связи в РФ и более конкретно, с цифрами, на его части в ДВФО.


Первая часть. О рынке спутниковой связи в РФ

Основное препятствие развития рынка спутниковой связи в РФ, на мой взгляд, это неверие бизнеса в его реальные перспективы (как сказал поэт, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»), в отличие от старта рынка мобильной (сотовой) связи, следствие – его однообразный ультраконсервативный подход к работе с клиентами.

Строительство и развитие сетей спутниковых операторов осуществляются по заявочному принципу: есть платежеспособная заявка – платите вперед, да за все сразу, инфраструктуру клиента и оператора или ее развитие, затем подождите 6–8 месяцев – получите услугу. Есть, конечно, и свершения покороче во времени: когда клиенту повезло и в данном населенным пункте существует инфраструктура оператора (таковых в РФ единицы процентов от общего числа) или исключение аренды технических средств – не надо платить все сразу и вперед, но в обоих случаях все издержки, включая инвестиции в оборудование клиента и

оператора, все равно «раскладываются» на услугу данного клиента. (Право же, вы ведь не платите таксисту инсталляционную плату, равную стоимости автомобиля, за «счастливое» право всегда пользоваться только этим такси, притом оплачивая попутно каждый километр проезда!)

Причем «по факту» на клиента перекладываются совершенно чуждые природе потребителя функции:

• планирование развития спутниковой части отрасли связи;

• формирование видов услуг;

• ценообразование.

Соответственно все ценообразование идет от затрат, так как продукт-то «штучный», я бы сказал, ремесленный. (Некоторые руководители спутниковых компаний на полном серьезе говорят с позиции похвалы себя и своей компании, что у них «индивидуальный подход к клиенту». А клиенту нужно что попроще и подешевле, а не «банку тушенки по индивидуальному заказу».)

Один оченал по этому поводу примерно следующее. Вот сотовые операторы рискнули и построили сеть вперед, предложив услуги по рыночным тарифам, основанным на маркетинговом подходе, и выиграли. Я тоже готов покупать услуги в таком виде по всей России, мало того, в связи с высокой вероятностью скорого возврата вложенных в строительство таких сетей (спутниковых) средств, связанного с внедрением «универсальной услуги» (новый Закон «О связи», 3% дохода отрасли), готов и инвестировать в подобные проекты.

Налицо полное расхождение во взглядах главных агентов рынка – потребителей и операторов – на продукты, услуги и их стоимость:

• клиенты абсолютно справедливо требуют анонимных услуг без необходимости разовых инвестиций в оператора по рыночным ценам, сравнимым с мировыми;

• операторы, индивидуальный подход, 100% инвестиций от клиента в оборудование в виде разовых платежей и как минимум распределенных в арендной плате этого же клиента.

Поэтому российский рынок спутниковой связи более декларативный, чем реальный: операторы «вроде бы предлагают», клиенты «вроде бы покупают», а реализованы единицы процентов от заявленных потребностей. И если бы чудо совершилось, и все заявки рынка были оплачены, «хилые» возможности сегодняшних операторов не смогли бы «переварить» и нескольких тысяч VSAT в год в сравнении с рынком США, способным на сотни тысяч подключений.

Такая ультраконсервативность – странная российская особенность именно спутниковой связи. Не в пример

«мудрая» Европа оказалась более рискованной в этой части отрасли, чем молодая капиталистическая Россия. Да, большинство амбициозных спутниковых проектов провалилось, но в результате Европа получила развитый рынок спутниковой связи, опережающий по темпам развития законодателя мод – США, и это несмотря на вездесущие ВОЛС.

В России еще рано говорить о конкуренции ВОЛС и спутниковой связи в ближайшие 5–10 лет, а на большинстве ее территории они (ВОЛС) не появятся и в более отдаленном будущем. Тем не менее спутниковый рынок РФ, в отличие от мирового, европейского и даже отдельных стран СНГ, находится в зачаточном состоянии.

Да, в настоящее время одно из основных препятствий – «дурь» (хорошее русское слово) с оформлением VSAT канет в Лету. Но я не согласен, что именно это стало главным препятствием развития спутникового рынка РФ. Доказательство тому – развитие рынка мобильной (сотовой) связи и конкретные действия его операторов. Все помнят ситуацию, когда на каждый мобильный телефон необходимо было оформлять индивидуальное именное разрешение на его эксплуатацию, стоимость его оформления и транзакционные затраты, с этим связанные, в процентном отношении от стоимости телефонного аппарата были соизмеримы с оформлением VSAT в настоящее время. Но когда это действительно стало мешать сотовому бизнесу в РФ, кратно возросшие финансовые и лоббистские возможности операторов рынка позволили им в «одно касание» решить проблему раз и навсегда. (То, что муравью кажется горой, для слона всего лишь он перешагивает, особо не задумываясь.)

Во второй половине 2003 г. интерес к спутниковому рынку РФ многократно возрастает. По неофициальным данным, в Москве одновременно строится более пяти спутниковых платформ стандарта DVB-RCS и иных аналогичных по основным потребительским свойствам. Это обнадеживает, но, к сожалению, Москва не самая удачная точка для масштабных инвестиций в спутниковый рынок. Гораздо разумнее строить две платформы одновременно: одну – в Москве, другую – в Хабаровске, Красноярске или Новосибирске. Это позволит сразу «снять» рыночные «сливки», прежде всего в корпоративном сегменте и новейшем – «универсальная услуга».

Вторая часть. О рынке спутниковой связи в ДВФО

Сегменты рынка:

• рынок цифровых каналов для признанных и альтернативных операторов фиксированной и мобильной наземной связи, местных провайдеров доступа в Интернет, элиты корпоративного сегмента – для последних двух как дорогостоящая замена отсутствующих услуг спутниковых сетей передачи данных. Рынок весьма развит, конкурентный и, как следствие, тарифы имеют низкую маржинальную составляющую;

• корпоративный рынок, состоящий из двух сегментов: каналов передачи данных для РКСПД (региональные корпоративные сети передачи данных) государственных учреждений, ПФ, МНС, ГТК и т. д.; каналов передачи данных для КСПД негосударственных организаций банков, предприятий нефтегазовой отрасли, добычи драгоценных металлов, рыбной и лесной промышленности. Освоение этого весьма перспективного платежеспособного сегмента рынка составляет единицы процентов от потенциала;

• рынок услуг для физических лиц и организованных и неорганизованных групп пользователей. Данный сегмент не изучен, и его объем не определен из-за отсутствия предложения по рыночным, сравнимым с мировыми, тарифам для таких клиентов;

• рынок государственных программ и социальных проектов. Очень перспективный, объем значительный, но количественно пока не определен. Примеры – услуги по программам «универсальная услуга», «Электронная Россия», «Электронное Приморье» и т. п. Кроме того, услуги для решения амбициозных задач по линии ФГУП «Почта России» – «КиберДеньги», «КиберПочта» и др.

В заключение несколько цифр для главной темы серии статей «Спутниковый доступ: как найти путь к сердцу абонента».

В ДВФО крайне востребованы и количественно определены услуги со следующими стоимостными характеристиками (все без НДС):

1) разовый платеж за услугу должен составлять 1–5 тыс. долл., что сравнимо с приобретением малого маршрутизатора Cisco с голосовыми возможностями;

2) ежемесячные платежи за услугу и количество заказов на нее:

• 1 сектор, 301–700 долл./мес., 300–700 штук;

• 2 сектор, 151–300 долл./мес., более 1000 штук;

• 3 сектор, 50–150 долл./мес., не изучен в связи с отсутствием предложения. Сюда входят следующие группы корпоративных и индивидуальных потребителей: АЗС (автозаправочные станции), n х 100, администрации малых населеповой доступ в Интернет n х 1000, интерактивные услуги по социальным программам «Электронной России» n х 1000, где n = 1–9.

Наиболее правильная, честная и не рискованная для обеих сторон форма ежемесячного тарифа – это соединение фиксированной платы за доступ (порт), гарантированную скорость для он-лайн услуг (голос, видео) и платы за входящий и исходящий трафик. Это дает клиенту возможность не держать дорогостоящие спутниковые каналы «на прогреве атмосферы», что не редкость при покупке цифровых каналов для нужд КСПД, а руководителям предприятий – отслеживать неумеренные потребности его работников в доступе к сети Интернет для личных нужд с помощью универсального инструмента – рубля.

Практика многолетних наблюдений за трафиком корпоративных сетей говорит о том, что реальная среднемесячная загрузка каналов корпоративным трафиком составляет от 3 до 15% их пропускной способности. Это позволяет оператору продавать с выгодой для себя услуги с высокими потребительскими качествами по информационной скорости, с голосовыми и видеовозможностями по доступным рыночным ценам, сравнимым с мировыми.

ПРИМЕРЫ РЫНОЧНЫХ УСЛУГ И ТАРИФОВ ДЛЯ ВОСТРЕБОВАННЫХ МАССОВЫМ КОРПОРАТИВНЫМ РЫНКОМ СПУТНИКОВЫХ УСЛУГ В ДВФО

Услуга сети передачи данных со следующими характеристиками А/В/С:

• А (кбит/с) – информационная скорость обратного (запросного) канала;

• В (кбит/с) CIR, гарантированная информационная скорость обратного (запросного) канала под он-лайн услуги (голос, видео);

• С (кбит/с) среднемесячная информационная скорость совокупного дуплексного канала, полученная путем деления месячного объема прокачиваемой клиентом информации на временной отрезок (месяц);

• информационная скорость прямого канала определяется параметрами конкретной платформы оператором и может равняться 2048 кбит/с и более.

Пример услуги для сектора 1, 128К/64К/12,8К (К = кбит/с).

Пример услуги для сектора 2, 64К/32К/6,4К (К = кбит/с).

Пример услуги для сектора 3, 32К/8К/3,2К (К = кбит/с).

Пример начального для нового спутникового проекта тарифа услуги для сектора 2 (64К/32К/6,4К):

• единовременный платеж – 3000 долл.;

• ежемесячный платеж – 300 долл., включающий 1000 Мбайт входящего и исходящего трафика;

• стоимость за 1 Мбайт сверхлимитного входящего и исходящего трафика – 0, 1 долл..

Главная страница / Архитектура отрасли