Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Десятая, заключительная?



C 23 по 25 ноября в отеле Holiday Inn Виноградово прошла 10-я юбилейная конференция по IP-телефонии и IP-коммуникациям, организаторами которой традиционно являются компании CompTek и CTI. От предыдущих ее отличали «круглая» дата, несколько меньшее количество участников и серьезные изменения в законодательстве, ставящие под сомнение сам бизнес IP-телефонии – по крайней мере в традиционном его понимании. На этот раз в зале во время пленарных заседаний были свободные места, притом немало, а бизнес-секция – парадокс! – пользовалась особым успехом. На предыдущих аншлаг нередко собирали и «технологические» потоки.

В новых условиях, которые «вступают в силу» в начале следующего года, междугородный трафик операторов IP-телефонии должен передаваться по сетям операторов дальней связи и, видимо, по общим расценкам для операторов как местной, так и IP-телефонии. Привычный транзит трафика междугородной связи по IP-каналам с «приземлением» в местные сети традиционной телефонии, составляющий основу бизнеса большинства действующих операторов VoIP, поставлен, по сути, вне закона. Теперь эту услугу смогут предоставлять только операторы, получившие лицензии на услуги международной и междугородной связи (по имеющейся информации, наряду с «Ростелекомом», такие лицензии сегодня получили уже 10 российских операторских компаний, две из них – МТТ и «Голден Телеком» – скорее всего, приступят к предоставлению услуг уже с 1 января будущего года).

У операторов IP-телефонии, по сути, остаются три легальных направления развития:

- предоставление услуг местной связи на новой технологической базе – IP-протоколах, в первую очередь SIP;

- корпоративный сектор;

- построение сетей широкополосной (и междугородной) IP-телефонии в обход действующих телефонных сетей.

Как заметил в своем докладе генеральный директор CTI Игорь Масленников, компании, которые всерьез воспринимали IP-телефонию как бизнес работы с трафиком, уже начали выводить транзитные мощности за пределы России. Как следствие, уже в следующем году может стать обычной ситуация, когда внутрироссийские телефонные звонки будут осуществляться через дальнее зарубежье. Разумеется, со всеми вытекающими последствиями: потерей качества, вызванной дополнительными задержками и транскодированиями, а также налогами и доходами, извлекаемыми и расходуемыми за пределами России.

Кому понадобились такие «нововведения» – непонятно. Тем более, что, судя по отчетам «Ростелекома» за I полугодие 2005 г., публикация которых совпала со временем проведения конференции, консолидированные доходы увеличились по сравнению с I полугодием 2004 г. на 9,7% (до 19,65 млрд руб.), чистая прибыль – на 17,0% (до 2,8 млрд руб.). Такие бы темпы роста другим отраслям российской промышленности, и для удвоения ВВП понадобилось бы 7,5 лет,.. совокупная деятельность всех российских операторов IP-телефонии весьма незначительно сказывалась на его работе.

<дстает, если присмотреться, удивительная. Операторы IP-телефонии остаются без транзита трафика, производители IP-УПАТС – без телефонов. Как заметил Георгий Санадзе (Avaya), заметными тенденциями рынка станут: сокращение числа производителей аппаратных решений до 2–3 крупных игроков; совместимость IP-УПАТС и исполняемых на них приложений с любыми телефонами сторонних производителей; все более тесная интеграция приложений телефонии в систему управления предприятия. При этом сами телефоны могут стать бесплатными – отсутствие в продуктовой линейке программных IP-телефонов уже сегодня может означать срыв выгодного контракта или поражение в тендере. Центр тяжести корпоративной телефонии смещается в сторону программных решений, SIP и XML. Операторы связи лишатся инфраструктуры. Услуги IP-телефонии в новых условиях все более виртуализуются, а виртуальные по сути бизнесы начинают приносить вполне реальные деньги. Принцип «один оператор, одна линия, одна услуга» уже не актуален. Широкополосный абонентский канал становится средой для предоставления множества разнообразных услуг, причем различными операторами.

Skype, Google, Microsoft, Yahoo, AOL – в сектор голосовых коммуникаций приходят новые игроки, которые никогда не были операторами связи. Задачи понятны, пример перед глазами: Skype, в которую было вложено немногим более 20 млн долл., был приобретен порталом eBay за несколько миллиардов долларов (цифры разнятся от двух до четырех, но сути дела не меняют).

Во фразе «оператор без инфраструктуры», довольно часто звучавшей на конференции, есть определенная доля натяжки и маркетинговой шелухи – инфраструктура, как ни крути, остается. Место стационарных физических линий занимает гибкая система отношений, связывающих оператора и абонента. Первых без вторых не существует, как и вторых – без первых. У того же Skype сегодня появляется масса конкурентных проектов: Gizmo, Jajah – список будет расти, и кто знает, как себя поведут абоненты того же Skype, предложи им конкурент услугу, новую и более привлекательную и востребованную? Тем более, что, как показал второй день конференции, поиск пресловутого killer application IP-телефонии, ставящего ее вне конкуренции другим услугам связи, продолжается.

О роли регулятора

Практически никто из участников конференции не отрицал необходимость регуляции IP-телефонии. Это становится жизненно важной задачей, причем в буквальном смысле слова. В США зарегистрированы случаи, когда из-за IP-телефонии погибали люди: так, например, звонок в службу 911 в одном из городов ошибочно маршрутизировался в кабинет шерифа. Пока последний обедал, в эту службу не смог дозвониться и погиб из-за приступа астмы человек, нуждавшийся в срочной помощи.

Еще один, полярный пример: во время урагана «Катрина» в Новом Орлеане были затоплены 3 млн телефонных линий, и мэр города мог общаться с властями штата лишь с помощью IP-телефонии, взобравшись на крышу здания и воспользовавшись беспроводным канляторы разных стран активно работают над упорядочением правил игры, при этом, как отметил председатель исполнительного комитета Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) Аркадий Кремер, российский рынок IP-телефонии еще до принятия нового Закона «О связи» выгодно отличался от остальных стран проработанной законодательной базой и лицензированием услуг.

Каким же должно быть правильное регулирование? Отвечая на этот вопрос, старший вице-президент компании «ТрансТеле-Ком» Алексей Рокотян подобрал на удивление точную формулировку: таким, чтобы все игроки рынка были «одинаково недовольны». То есть задача законодателя – соблюсти некий баланс интересов, одинаково способствующий развитию и традиционной, и IP-телефонии, и отрасли в целом.

Впрочем, само слово «традиционная» к нынешней телефонии малоприменимо. На место стационарной пришла телефония сотовая – в России, как сообщалось в одном из докладов, уже более 100 млн абонентов сотовой связи, что заметно превосходит число фиксированных линий.

Но через несколько лет сотовой телефонии, по крайней мере, в традиционном ее понимании, может уже не быть. По мнению Марка Ньюмана, главного исследователя аналитической компании Informa Telecoms & Media, «появление IP-телефонии и нелицензированных беспроводных сетей фундаментально изменят мобильный ландшафт в ближайшие пять лет. До сегодняшнего дня рынок полностью контролировался мобильными операторами. В ближайшие пять лет контроль будет утерян» (см. http://itua.info/3715.html).

В условиях перемен и роль, и задачи регулятора становятся еще более значимыми и ответственными. В век информации индустрия связи превращается в одну из стратегических, если не главенствующую, отраслей страны. Российский регулятор, судя по выдержкам из проекта «Правил оказания услуг связи в сетях передачи данных», который рассматривается сегодня в Мининформсвязи, процитированным Кремером («…договор между абонентом и оператором заключается только в письменной форме…с использованием указанного в договоре типа оборудования в установленном помещении…»), – и мыслями, и делами остался где-то в прошлом веке.

С таким законодательcтвом наши операторы окажутся беззащитны перед иностранными конкурентами – ведь, по сути, уже сегодня ничто не мешает любому российскому гражданину, имеющему такую «мелочь», как обыкновенную кредитную карточку, воспользоваться услугами SkypeIn и SkypeOut. А значит, вместе с бесплатными услугами голосовой почты получить прямой телефонный номер в любой из десяти стран – Дании, Гонконге, Эстонии, Польше, Финляндии, Швеции, Франции, Великобритании, Германии или США – либо возможность пользоваться услугами очень дешевых звонков в «традиционные» телефонные сети во всем мире.

Сегодняшнее российское законодательство, как заметил Рокотян, делает часть игроков – а именно операторов IP-телефонии – «одинаково несчастными». «Несчастный» оператор способен на самые неожиданные поступки и действия, переход к которым – хотя бы с тем, чтобы не ломать сегоднмоделей, – занял бы в спокойных условиях несколько лет.

В качестве доказательства тезиса можно привести услуги, внедряемые некоторыми московскими операторами IP-телефонии, вплотную приступившими к дележу только намечающегося сегодня рынка широкополосной телефонии. Наглядный пример – SIPNET.ru.

Наряду с массой других возможностей, пакет услуг этого оператора предлагает сегодня:

- бесплатные звонки в Москву и Санкт-Петербург (по имеющейся информации, в ближайшее время в список могут войти еще несколько городов), с программного или аппаратного IP-телефона;

- бесплатные входящие звонки на SIP-телефонный номер. Для этого достаточно набрать номер любого телефонного шлюза SIPNET и затем, в режиме тонального набора, SIP-ID абонента.

Пострадать от таких нововведений могут уже не только операторы междугородной связи – новые услуги напрямую затрагивают интересы подмосковных операторов телефонии. Процитированные возможности, реализуемые с помощью сети SIPNET.ru, по функционалу повторяют услуги, лежащие в основе бизнеса моего троицкого оператора местной телефонии «Троицк-Телеком» – звонки в Москву и из Москвы.

С одним, но весьма существенным отличием: весь комплекс услуг от SIPNET.ru я получаю совершенно бесплатно (конечно, в калькуляцию необходимо добавить 30 долл. – абонентскую плату за широкополосный ADSL-доступ и никогда не вырабатываемый мной гигабайт трафика).

Если задуматься, тяжелые времена ждут не только операторов IP-телефонии. Но последние хотя бы понимают, за что борются: представители SIPNET.ru не скрывают – главное, набрать первую сотню тысяч абонентов.

А там – или появится новая услуга, которая позволит зарабатывать деньги, или придется вводить плату за звонки.

Да, и чтобы окончательно развеять сомнения по поводу судьбы 11-й конференции по IP-телефонии: участники 10-й еще при регистрации получали купоны на скидки для оплаты следующей конференции.

Значит, конференции быть?!

Главная страница / Архитектура отрасли