Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Комплексная система электросвязи внутреннего водного транспорта

Система связи ВВТ была создана в 1940 – 1960-х гг., получила развитие в 1970 – 1980-х гг. в условиях централизованного управления народным хозяйством страны, но сегодня уже не соответствует экономическим условиям, сложившимся в последнее десятилетие на ВВТ и в транспортном комплексе России. Основу системы составляют бассейновые сети связи, находящиеся в оперативном ведении государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВП и С), хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий связи и служб связи судоходных компаний различных форм собственности, которые обслуживают системы безопасности судоходства, судоходных гидротехнических сооружений, диспетчерские службы и производственную деятельность ВВТ.

По среде формирования каналов КСЭ ВВТ можно разделить на подсистемы радио, радиорелейной, спутниковой и проводной связи. По источникам (потребителям) передаваемой информации можно выделить подсистемы передачи технологической информации и передачи официальной и общественной корреспонденции.

Подсистема радиосвязи формируется комплексами:

береговых КВ, ПВ радиоцентров (радиоприемных, радиопередающих центров, радиобюро и связывающих их каналов связи);

судовых КВ, ПВ, УКВ-радиостанций, установленных на судах подведомственных «Росморречфлоту»;

береговых УКВ радиостанций (отдельных диспетчерских и образующих систему радиопроводной связи), принадлежащих предприятиям связи и другим подведомственным «Росморречфлоту» организациям.

Береговые средства радиосвязи территориально и организационно объединяются в подразделения радиосвязи, которые, как правило, являются структурными подразделениями предприятий связи водного транспорта (бассейновых узлов связи и радионавигации). Подразделения радиосвязи могут также быть структурными подразделениями других организаций речного транспорта (судоходных компаний, портов, заводов и др.).

Подразделения могут состоять из приемной радиостанции (приемный радиоцентр), передающей радиостанции (передающий радиоцентр), радиобюро, приемопередающей радиостанции, радиорелейных линий. В зависимости от сложности задач, решаемых подразделением, оно может образовывать радиоцентр в виде приемного и передающего радиоцентров, связанных каналами связи с радиобюро, или радиоцентр в виде нескольких приемопередающих радиостанций. Соответственно назначению радиоцентры имеют приемные и передающие антенно-мачтовые устройства или приемопередающие антенны.

Подсистема проводной связи создавалась на протяжении десятков лет и сформирована из:

магистральных каналов и линий связи, обеспечивающих связь бассейнов с «Росморречфлотом» и межбассейновую связь;

внутрибассейновых линий и каналов связи, обеспечивающих связь внутри бассейна и управление радиопроводной УКВ-системой, а также соединительных линий;

каналообразующей, коммутационной и оконечной аппаратуры телефонной и телеграфной связи.

Основу действующей сети технологической связи составляют воздушные линии связи, построенные в 1930 – 1950-х гг., кабельные линии связи – в 1950 – 1960-х гг. Сейчас эта основа морально и физически устарела. Эксплуатируемая в настоящее время аналоговая каналообразующая аппаратура типа В-3-3, В-12-12, К-60 и их модификации выработала технический ресурс.

Также морально и физически устарели используемые в качестве судовых и довольно часто в качестве береговых радиостанции «Иртыш», «Линда», «Гроза», Р-805, Р-809 и др., разработанные в середине прошлого столетия. В аналогичном состоянии находятся передатчики, приемники, коммутационная аппаратура, соединительные линии и антенно-мачтовые устройства береговых радиоцентров.

Основной парк аппаратуры УКВ-радиосвязи состоит из судовых и береговых радиостанций семейства «Кама», портативных радиостанций «Волжанка» и РСД-70, которые проектировались в 1960 – 1970-х гг. К настоящему времени устарели не только радиостанции, но и принципы организации связи с их использованием. Они выработали технический ресурс, а выпуск подобного оборудования и комплектующих прекращен десять лет назад.

Таким образом, модернизация технологической сети связи крайне необходима. С технической точки зрения она проблем не вызывает. Так, по программе «Росречфлота» разработано семейство судовых и береговых автоматизированных УКВ-радиостанций типа «Река». Испытаны и сертифицированы отечественные судовые станции семейства «Гранит», «Радиома». Ряд поставщиков предлагает совершенные и достаточно дешевые судовые и береговые радиостанции ПВ, КВ-диапазона, которые прошли ведомственные испытания и сертификацию. В продаже имеется широкий спектр отечественных и зарубежных необслуживаемых РРЛ, электронных АТС, цифровой каналообразующей аппаратуры.

Работы по модернизации, реконструкции и развитию КСЭ ВВТ осуществляются в двух основных направлениях (в отдельных случаях работы в этих направлениях совмещались):

реконструкция действующих бассейновых систем связи (в основном в бассейнах европейской части страны);

создание интегрированной технологической сети (ИТСС) связи ВВТ.

Работы по первому направлению проводятся в соответствии с системными проектами (ТЭО) для Волго-Балтийского, Беломорско-Онежского и Северо-Двинского бассейнов.

Второе направление можно реализовывать как традиционным способом – посредством строительства собственных линий связи, замены парка устаревшего оборудования и установки нового для отдельных видов сетей в пределах каждого бассейна, так и сетевым методом – построением бассейновой мультисервисной сети на базе существующих цифровых линий других операторов, применением типового узла доступа для всех уровней сети. В первом случае последовательность работ предусматривает проектирование и строительство объектов связи по каждому бассейну, во втором – проектируется и строится основной опорный узел сразу во всех бассейнах, а затем ведется реконструкция бассейновой сети нижнего уровня.

До 2002 г. техническое перевооружение бассейновых сетей планировалось осуществлять традиционными способами: заменой парка устаревшего оборудования для каждой вторичной сети, строительством собственных линий и реконструкцией средств связи в каждом бассейне. Однако при низком уровне инвестиций для реконструкции и строительства бассейновых сетей потребуется 15 – 20 лет, в течение которых из-за несовместимости оборудования отрасль не получит цельную сеть и сетевую систему управления. Затраты на модернизацию объектов связи по традиционным технологиям составят свыше 1 млрд руб. без учета создания сетей передачи данных, систем мониторинга и систем управления движением судов (СУДС). Общие затраты на полноценную сеть по традиционному пути реконструкции достигнут 1,2 – 1,3 млрд руб.

В 2002 г. по инициативе ФГУП «Кубаньводтранссвязь» и ЗАО «ИНИТЕЛ» были проработаны возможные варианты построения экономичной цифровой сети. Предусмотрено использование на большинстве магистральных направлений готовых цифровых сетей «ТрансТелеКома», «Ростелекома» и других операторов, а также создание в основных опорных точках бассейновых сетей связи узлов доступа, работающих в мультисервисном режиме. В результате разработана схема цифровой сети связи отрасли, в которой 34 узла доступа совпадают с узлами связи первичных сетей других операторов, 10 узлов не совпадают и включаются по собственным или арендуемым линиям, а удаленные узлы (например, Якутск, Печора, Салехард, Калининград) включаются через спутниковые станции С-диапазона.

Новые типовые узлы обеспечат обработку голоса, данных и видеоизображений от технологических подсистем в мультисервисном режиме с использованием технологий SDH- и VPN-сетей между бассейновыми узлами верхнего уровня, а также сопряжение с узлами связи своего бассейна, работающих до реконструкции с использованием старой техники.

Главная страница / Архитектура отрасли