Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Рынок сотовой связи Томской области. Обманчивое затишье

Любопытно, что еще в начале 2007 г. Томская область демонстрировала самый высокий среди регионов уровень проникновения услуг сотовой связи в Сибири – 115 SIM-карт на 100 жителей. Новосибирск находился на втором месте (114 SIM-карт). Однако практически полное отсутствие увеличения количества абонентов в прошлом году говорит о том, что клиентские базы операторов были раздуты. Это привело к большому оттоку пользователей в течение года и снизило темпы роста рынка в натуральном выражении. На конец I квартала 2008 г. уровень проникновения услуг сотовой связи не изменился. В результате уже ко II кварталу текущего года регион опустился на четвертое место в Сибири по этому показателю, вперед вышли не только Новосибирск, но и Красноярск с Иркутском (120, 132 и 128 SIM-карт на 100 жителей соответственно). Общее количество пользователей мобильной связи в Томской области на начало II квартала 2008 г. составило 1,2 млн абонентов.

Первая сеть сотовой связи заработала в Томске в 1996 г. Это была сеть стандарта NMT, которую развивал монополист рынка фиксированной телефонии «Томсктелеком» (позднее ставший филиалом межрегиональной компании электросвязи «Сибирьтелеком»).

С точки зрения расширения сетей стандарта CDMA Томская область – достаточно нетипичный регион. Сеть данного стандарта развивает местный монополист в сфере фиксированной телефонии, а не холдинг «СкайЛинк», к тому же доля пользователей услуг связи стандарта CDMA-450 в общей массе сотовых абонентов равна 2%. Случай уникальный для России. Лучшим результатом (причем всего на 0,2%) может похвастаться только «СкайЛинк» в Петербурге. Следом идут «Башкирская Сотовая Связь» и «СкайЛинк» в Москве, доли рынка которых «перевалили» за 1%. Остальные российские операторы стандарта CDMA-450 довольствуются еще более скромными результатами.

Причина, по которой в регион не смог выйти «СкайЛинк», проста и лишена всякой интриги (в отличие, например, от ситуации с той же «Башкирской Сотовой Связью»). Стандарт CDMA-450 пришел на смену морально устаревшему аналоговому NMT. Все операторы NMT-сетей получили лицензии, дававшие право строить и эксплуатировать сети стандарта CDMA-450, который позиционируется как «почти 3G». Большинство лицензий на новый стандарт достались компаниям, позднее объединившимся в рамках «Скай Линка». Томская область оказалась в числе регионов, куда холдинг попасть не смог. Дело в том, что сотовая сеть является собственным производством монополиста на рынке фиксированной связи (Томского филиала «Сибирьтелекома»), поэтому ее продажа сопряжена с целым рядом тяжело преодолимых препятствий. Как известно, на развертывание сетей в 450-х частотах выдается только одна лицензия на регион – для второй попросту не найдется частот, поэтому Томская область оказалась для «СкайЛинка» закрытой. Единственная возможность для холдинга расширить зону своего покрытия на этой территории связана с намерением «Связьинвеста» избавиться от сотовых активов. Если начнется их массовая распродажа, проблема вывода сети стандарта CDMA-450 в отдельную компанию с ее последующей продажей перейдет из разряда невыполнимых в категорию сложных, но вполне разрешимых.

А пока услуги стандарта CDMA-450 предоставляются под торговой маркой Wellcom. Этот же бренд использует 100%-ная дочка «Сибирьтелекома», компания «Енисейтелеком», для продвижения аналогичных услуг в Красноярске. Стоит отметить, что в конце прошлого года у «Сибирьтелекома» в Томске насчитывалось чуть больше одной тысячи потребителей услуг сотовой связи стандарта NMT, но уже к концу I квартала 2008 г. все его абоненты пользовались новым цифровым стандартом. Компания не только позиционирует себя в качестве «оператора сетей третьего поколения», но и последовательно воплощает эту идею в жизнь. Так, в мае 2008 г. оператор запустил в эксплуатацию технологию высокоскоростной передачи данных EVDO, причем услуга доступна не только в Томске, но и в городах Северск и Стрежевой.

Первопроходцем на региональном рынке GSM была компания «Томская Сотовая Связь» (ТСС), учрежденная в 1998 г. как дочерняя структура «Томсктелекома» (в настоящее время это Томский филиал «Сибирьтелекома»). В момент запуска (1999 г.) сеть насчитывала всего пять базовых станций и работала только в диапазоне 900 МГц. Однако уже в 2002 г. компания получила частоты в диапазоне 1800 МГц. В том же году произошла смена собственников, и 100% акций оператора перешли в руки физических лиц. В дальнейшем акции были проданы компании МТС, которая вышла на региональный рынок сотовой связи в сентябре 2003 г., через год после «ВымпелКома». Причем МТС сразу получила неплохую абонентскую базу, поскольку предпочла купить 100% акций лидера рынка (его доля на тот момент составляла 79%), а не строить сеть «с нуля». Почти год компания работала под своим прежним названием, переход на единый бренд МТС начался только летом 2004 г. Стоит отметить, что Томск был последним регионом в Сибири, на который у МТС не было лицензии. В отличие от «ВымпелКома» и «МегаФона», МТС не обладал лицензией на весь Сибирский макрорегион, и выход на каждый из региональных рынков был для оператора отдельной задачей. Покупка «Томской Сотовой Связи» позволила МТС стать лидером по количеству абонентов в Сибири, до него первую строчку занимал здесь «ВымпелКом».

Сегодня «ВымпелКом» на втором месте по числу абонентов в Томской области. Запуск в коммерческую эксплуатацию региональной GSM-сети компании (26-й по счету) был осуществлен осенью 2002 г., и совпал во времени с первой годовщиной создания подразделения «ВымпелКома», ответственного за развитие сетей в регионах. На момент сдачи сети из 10 базовых станций в эксплуатацию у оператора не было даже своего коммутатора в Томске, абоненты обслуживались новосибирским коммутатором. На конец прошлого года доля «ВымпелКома» на рынке составляла 46%, всего на 1% оператор отставал от своего основного конкурента – МТС. Однако в результате «чистки» абонентов в общероссийском масштабе оператор сдал позиции и в этом регионе. Компания начала применять квартальную взамен полугодовой политики учета абонентов, т. е. считать своими клиентами неактивных пользователей не дольше трех месяцев. Как и следовало ожидать, число абонентов у «ВымпелКома» значительно сократилось, а доля на рынке мобильной связи Томской области уменьшилась до 43%.

Третий оператор «большой тройки», компания «МегаФон», вышла в регион в 2005 г., когда здесь уже закрепились МТС и «ВымпелКом». До сих пор оператор вынужден выступать в роли догоняющего, что всегда непросто. Следует отметить, что Сибирь является проблемным регионом для «МегаФона», так как оператор пришел туда с большим опозданием. Сроки запуска сетей в Сибири несколько раз переносились, и массированную атаку на регион оператор начал только в 2005 г. Томская область стала 74-м регионом действия сети «МегаФона» и четвертым регионом Сибири, в котором оператор приступил к работе. На момент «старта» покрытие территории Томска обеспечивали 22 базовые станции, что в четыре раза больше, чем имелось у той же ТСС на этапе запуска сети. Однако запоздание с выходом на рынок обеспечило некоторое преимущество – для построения сети использовалось более современное оборудование, чем у конкурентов, поэтому внедрение таких технологий, как GPRS и EDGE, не потребовало от оператора значительных инвестиций.

А вот сети сотовой связи стандарта AMPS в регионе не было. Неслучайно количество игроков GSM-рынка до сих пор ограничивается «большой тройкой». Ведь операторы AMPS в обмен на освобождение к 2010 г. частот в диапазоне 800 МГц, в котором работали их сети, получили лицензии на GSM-1800. Сейчас большинство этих операторов входит в состав компании TELE2, которая в ближайшем будущем может оказать существенное влияние на рынок мобильной связи региона.

Фаза стабильности, характерная в настоящее время для рынка сотовой связи Томской области, может закончиться уже в 2009 г. Дело в том, что GSM-лицензию на этот регион, в результате победы на конкурсе, проводившемся Мининформсвязи в 2007 г., получила компания TELE2, которая зарекомендовала себя весьма предприимчивым игроком. Продвигая услуги, оператор использует политику низких цен, агрессивную, а зачастую и провокационную рекламу. К тому же, у TELE2 есть успешный опыт освоения телекоммуникационных рынков как в нашей стране, так и за рубежом. С большой долей вероятности можно предположить, что несмотря на высокий уровень проникновения услуг сотовой связи в регионе, который в 2009 г. вряд ли опустится ниже 120%, выход TELE2 сможет оказать значительное влияние на расстановку сил, особенно если учитывать сильные позиции оператора в соседних регионах. Конечно, вряд ли TELE2 вырвется в лидеры рынка, но дать толчок к перераспределению уже существующих абонентов вполне в состоянии.

Главная страница / Архитектура отрасли