Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Интервью с генеральным директором ОАО РТКомм.РУ



– Для компании с такой достаточно узкой специализацией, как РТКОММ, мы развиваемся достаточно динамично. Прирост бизнеса за последние несколько лет составлял от 1,5 до 2 раз. В 2002 г. доходы компании достигли почти 28 млн долл., в 2003 г. – уже 47 – 48 млн, а в 2005 г. – 125 млн. У меня есть твердая уверенность, что и в текущем году показатели будут столь же высокими.

– На рынке происходят достаточно серьезные технологические изменения, но важнее всего то, что клиенты все чаще стараются передать технологии связи в руки операторов. Такова новая парадигма их движения вперед. Изменения во взглядах потребителей формируют новое представление о нашем собственном бизнесе: клиенты хотят получить завершенную услугу, а мы должны ее предоставить. Клиенты хотят запускать свои бизнес-приложения без каких-либо особенных усилий со своей стороны, при этом и быстро, и предельно надежно. Естественно, что не каждая технология подходит для решения подобного рода задач. Мы с большой надеждой смотрим на IP-приложения. Оператор, способный оказывать свои услуги на основе IP-технологий, включая решения по передаче голоса и видео, и окажется на острие рынка. РТКОММ изначально был именно IP-оператором. Мы всегда находились в очень узком технологическом сегменте и поначалу полагали, что это обстоятельство сдерживает наше развитие, но вскоре оказалось, что именно узкая специализация стимулировала нас к развитию продуктов и услуг, основанных на IP, что в конечном итоге, позволило занять одно из лидирующих положений на рынке.

– Груз технологий, накопленных компанией, всегда очень сильно удерживает ее от резких перемен – это вложенные инвестиции, сложившаяся команда специалистов, сформировавшееся сознание людей, склонность к той или иной манере мышления. Все это – груз однажды принятой технологии. Когда мы только начинали работать, у нас этой «гири на ногах» не было. Мы не зависели от своего прошлого, поэтому сейчас чуть больше шансов двигаться динамичнее многих наших коллег.

– Вопрос, как мне кажется, многослойный. Сегодня уже, наверное, можно сказать, что рынок классических услуг связи по своей маржинальности стремится к нулю, но есть и другие аспекты этой тенденции. Да, конечно, технологии доступны, многие могут проложить по всей стране оптику. Однако уже есть примеры того, что происходило с тысячами километров волокна в той же Европе или США. Было построено огромное количество оптоволоконных сетей, а бум в ожидаемых масштабах не случился, что привело к финансовому краху многих компаний. Но это касается именно классических услуг связи, зато взрывным образом стал расти рынок сервисов. В этом смысле все большее значение приобретает то, насколько оператор услуг связи, точнее оператор сервисов, сумеет развить у себя сервисное направление и объяснить клиенту, в чем эффективность взаимодействия с ним, преимущества использования его сервисов.

Посмотрим, как сейчас строят свой бизнес многие крупнейшие компании России. Подавляющее большинство содержит огромные собственные ИT-инфраструктуры, которые нередко выполняют значительную часть операторских функций. Казалось бы, зачем? Ведь если обратиться к экономике такого явления, то окажется, что это очень дорогое удовольствие для неоператорской компании. Мы уверены, изменения телекоммуникационного рынка, в том числе, будут идти и в направлении «впитывания» операторами ряда функций, причем не только из ИT-инфраструктуры их клиентов. На мой взгляд, неизбежно наступление эпохи всепоглощающего аутсорсинга. Сама экономика бизнеса заставляет нас к этому прийти. Клиенты все чаще отдают свою телекоммуникационную инфраструктуру нам в управление. Многие сегодня и вовсе отказываются от приобретения телекоммуникационного оборудования, даже клиентского! Мы сами закупаем оборудование, и оно стоит у нас на балансе, а не у клиента. Мы лучше разбираемся в том, какие телекоммуникационные решения соответствуют задачам клиента, кроме того, у нас больше возможностей модернизировать со временем это оборудование. Появляются более «молодые» клиенты, оборудование начального уровня мы можем передать им, а для подготовленных клиентов закупить более сложное и функциональное. Таким образом, мы обеспечиваем возможность синхронного развития телекоммуникационной инфраструктуры с потребностями бизнеса клиента, снимая с него бремя порой непомерных инвестиций. Более того, некоторые клиенты передают в аутсорсинг не только телекоммуникационное оборудование, но и ряд чисто «айтишных» решений. К примеру, содержание ИТ-платформ – удовольствие не из дешевых. Современные высокопроизводительные серверы крайне дороги, затраты на их обслуживание тяжким бременем ложатся на бюджет компании. А квалифицированный ИТ-оператор может себе позволить иметь команду инженеров, работающую сразу на нескольких клиентов. Таким образом, мы все более смещаемся в сторону сложных ИТ-сервисов, а услуги связи приобретают характер сугубо транспортных. Операторы связи тоже стремятся передать часть задач по эксплуатации своих сетей на аутсорсинг, что позволяет сохранять компактность структуры и повышать эффективность собственного бизнеса. Полагаю, что все большее значение будет приобретать та самая сервисная надстройка над транспортной инфраструктурой. Она будет сложной, рисковой, но в то же время высокомаржинальной.

– Компании, которые объединились под брендом «Синтерра», очень разноплановые по набору услуг и сегментам рынка. Нередко это вызывает недоумение, потому что для нас привычнее, когда объединяются однотипные компании. Каждая из них была самодостаточной до объединения, но развитие бизнеса потребовало бы технологического расширения и проникновения в соседние сегменты рынка. Решение объединиться позволяет дополнить друг друга новыми возможностями, без лишних затрат сил и средств. Благодаря этому союзу РТКОММ смог предложить своим традиционным клиентам дополнительные услуги. К примеру, «Синтерра» успешно продвигает в Москве услуги на основе WiMAX. «Синтерре» удалось принести на рынок нечто новое – это скорость запуска решения, что способствует оперативному удовлетворению потребностей клиентов.

Проект, подразумевающий 60 – 100 точек подключений по всей территории России, для нас не является чем-то экстраординарным. Это типичный проект для РТКОММа. Думаю, немногие компании могут похвастаться тем, что всего за полгода сумели сделать почти 870 включений по всей территории Российской Федерации. Некоторые проблемы были у нас по подключению объектов в Москве. А ведь многие из наших клиентов, особенно из государственных структур, все чаще открывают свои представительства на территории столицы, и надо быстро и качественно их подключать. Другой пример – банки, которым крайне удобно работать по всем проектам с одним оператором, предоставляющим полный комплекс услуг для всех подразделений банка. Именно в таких ситуациях нам очень комфортно работать с продуктом «Синтерра-WiMAX». Нашим клиентам, помимо прочего, нужны и телефонные услуги, которые предоставляет «Синтерра». Так что сегодня, действуя в тесном альянсе, мы можем удовлетворить большую часть потребностей всех своих клиентов, не привлекая «третьи силы». И это очень для нас важно.

– У компании РТКОММ несколько ключевых направлений бизнеса. Кроме операторской мы активно развиваем интеграторскую деятельность. На старте того или иного проекта нам приходится брать на себя функции интегратора. Однако мы не стремимся полностью реализовать их «внутри себя», для этого у нас есть надежные партнеры. Интеграторскую функцию мы рассматриваем как основу будущей операторской функции в каждом проекте. Объединив усилия нескольких компаний в рамках проекта, в дальнейшем мы стараемся привлекать наших клиентов и к своим операторским решениям.

– Работа с государственными заказчиками является важной и весьма сложной частью бизнеса компании. Особенность работы с ними состоит в том, что приходится из года в год в кратчайшие сроки решать огромные по масштабу задачи. Сотни точек подключения, сотни новых объектов. Я бы сказал, это ноу-хау, которое есть в нашей компании, позволяющее решать подобные задачи. И мы последовательно накапливаем компетенции по такого рода проектам. Я часто вспоминаю 2002 г., когда мы почти 4 месяца выполняли проект для Министерства по налогам и сборам – 90 точек подключения, сложнейшая структура. Тогда мы только начинали накапливать этот опыт, а сегодня вполне можем называть себя лидерами в данной сфере. Мне кажется, что государственные заказчики сами способны оценить наши компетенции, они же общаются между собой, делятся впечатлениями. Для реализации подобных проектов необходимо иметь налаженные связи со всеми региональными операторами, партнерами, а выстраивание таких отношений – кропотливый, многолетний труд. Ни в одной другой стране мира – а страны, по масштабу сравнимые с Россией, можно пересчитать по пальцам – нет оператора, способного буквально «от офиса до офиса» развернуть все возможные сервисы и приложения исключительно на своей сети. Всюду приходится прибегать к помощи партнеров. В этом еще одно наше преимущество, поскольку наша партнерская сеть – одна из самых развитых в стране.

– Дочерние компании РТКОММ – это РТКОММ-Юг, РТКОММ-Сибирь и БашРТКОММ, работающие соответственно в Южном и Сибирском федеральных округах и Башкирии. Мы ориентируем наши дочерние компании прежде всего на работу на региональных рынках. Дело в том, что невозможно быть и «компактным» оператором, каковым мы являемся, и в то же время решать масштабные задачи на всероссийском уровне. Поэтому наши дочерние компании мы рассматриваем, с одной стороны, как наш региональный форпост в региональных проектах, с другой – как наши «глаза» и «руки» в федеральных проектах. Здесь, в Москве, нам порой трудно понять, как подойти к тому или иному вопросу или решить эффективней какую-то сложную задачу в регионах. Этим также занимаются наши «дочки».

– Наш первый «выход» в Старый Свет состоялся в 2002 г., когда мы построили свой первый зарубежный узел в Стокгольме. Сегодня мы перебрались западнее – в Лондон, Франкфурт, Амстердам. Целью этого развития является повышение эффективности взаимодействия с западными операторами, снижение стоимости западного трафика, повышение качества и надежности наших услуг и сервисов, что позволяет нам оставаться конкурентоспособными на российском рынке. Все большее значение для нас приобретает участие в международных тендерах вместе с западными операторами для реализации проектов ведущих мировых корпораций. Сейчас мы выполняем сразу несколько таких проектов совместно с нашими западными партнерами. В мировых мультинациональных корпорациях происходит консолидация решений по развитию IT. Мы принимаем участие в сложных мультистрановых проектах вместе с западными операторами, развивая партнерские отношения с крупнейшими из них. Западные операторы и заказчики приезжают к нам, смотрят, как мы работаем, какие сервисы предоставляем, какие обеспечиваем гарантии, насколько эффективно построена система взаимоотношений с региональными партнерами, и все чаще принимают решение о целесообразности работы именно с нами. Среди наших зарубежных партнеров можно назвать такие компании, как British Telecom, Sprint, MCI и др. Это чрезвычайно интересное для нас направление деятельности, так как позволяет набраться нового опыта международного сотрудничества.

– Все, что может функционировать на технологиях IP/MPLS, у нас либо уже есть, либо появится в ближайшем будущем. Как известно, у каждой услуги есть свой жизненный цикл. Обычно тот или иной наш продукт появляется сначала в качестве эксклюзива, инновации для какого-то одного клиента, а позднее получает широкое применение для других клиентов – таково большинство наших услуг сегодня. К примеру, по запросу одного из наших клиентов возникла потребность объединить региональные сегменты сети с использованием Ethernet-технологии. Мы это решение разработали, внедрили, как оказалось, оно востребовано и другими клиентами. Позднее мы сумели реализовать решения для ATM-сервисов поверх MPLS и множество других, вплоть до эмуляции цифровых каналов. Подобных примеров масса. Как бы то ни было, в каждой из своих услуг мы стараемся обозначить нечто, присущее именно РТКОММ и никому иному. Чем мы отличаемся от многих других? Огромной сетью, на основе которой можно одну и ту же услугу, с высоким качеством и уровнем обслуживания единообразно предоставлять практически в любой точке страны, куда бы ни переехал ваш офис, куда бы ни отправился ваш сотрудник.

– Да, мы получили национальную лицензию на передачу голосовой информации в сети передачи данных. В отличие от сложившегося на рынке мнения, что VOIP – это транзит голоса от одной традиционной голосовой сети к другой, мы считаем иначе. И по этой причине развиваем услуги передачи голосовой информации для пользователей с IP-терминалом, будь то настольный компьютер, ноутбук, карманный ПК или IP-телефон. Передача голоса между традиционными телефонными сетями, так называемый транзит голоса, – не наш бизнес. Те решения, которые мы разрабатываем, в частности, для голосовых, и не только, сервисов, имеют наиболее интересные перспективы и составят основу нашего будущего развития.

Главная страница / Архитектура отрасли