Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Валерий Яшин: «Связьинвест» – команда единомышленников»

Шесть лет из десяти холдинг «Связьинвест» возглавляет Валерий Яшин. Под его руководством компания осуществила крупномасштабную реорганизацию, в результате которой телекоммуникационная карта России претерпела существенные изменения. В активе управленческой команды, сформированной В. Яшиным, успехи холдинга в области корпоративных преобразований, выработка единых управленческих подходов и методологий для компаний «Связьинвеста», комплексное внедрение информационных систем и, как следствие, рост авторитета холдинга в обществе.

– Валерий Николаевич, ни одно интервью не обходится без цифр, сравнения экономических и производственных показателей. Не будем нарушать традицию. Как холдинг «Связьинвест» планирует закончить свой юбилейный год?

Будет введено 3,4 млн новых телефонных номеров. На 1,8 млн планируем увеличить число абонентов сотовой связи. Монтированная емкость сети достигнет 36 млн, а цифровизация – 56%.

Выручка от продаж планируется на уровне 210 млрд руб. Прибыль вырастет до 49 млрд руб.

– Согласно уставу название компании звучит как «Инвестиционная компания связи». Что происходит в области инвестиционной политики холдинга? Неоднократно анонсировалось, что «Связьинвест» делает ставку исключительно на рыночно эффективные проекты…

Растет не только качество инвестиций – повышается эффективность самого процесса капиталовложений. В прошлом году в холдинге внедрен мониторинг инвестиционных проектов, который обеспечивает прозрачность и открытость инвестиционной деятельности наших компаний, позволяет систематизировать и анализировать инвестиционные процессы в рамках всего холдинга. Сегодня очевидно, что настало время активного инвестирования в проекты, дающие высокую финансовую отдачу. Обычно мы употребляем в данном контексте термин «новые услуги», подразумевая под ними услуги широкополосных и интеллектуальных сетей, сотового бизнеса, Интернета, сетей кабельного телевидения и прочие востребованные нашими абонентами сервисы. В частности, в 2005 году треть общего объема инвестиций по холдингу «Связьинвест» будет направлена именно на развитие новых услуг.

– Меняются приоритеты бизнеса операторов «Связьинвеста»? Если раньше холдинг стремился к количественным показателям – вводить год от года как можно больше номеров, ликвидировать очередь на доступ к связи, телефонизировать максимум населенных пунктов, то теперь компании ориентируются на качество – сетей, услуг, взаимоотношений с абонентами?

Сегодня абоненту нужны не только качественная голосовая связь, но и десятки инфокоммуникационных сервисов, обеспечивающих успех любого бизнеса и делающих нашу жизнь более комфортной и удобной. Я имею в виду высокоскоростной доступ в Интернет, кабельное телевидение, аудио- и видеоконференции, телевидение по Интернету, справочно-информационные сервисы и другие мультимедиаприложения. Поэтому оператор, который может обеспечить клиентов толькт в крайне опасное положение. Он просто рискует остаться без своих абонентов. В условиях конкурентного рынка это нормально и логично. Время очередей на телефон и абонентов, довольных одним лишь фактом подключения телефонного аппарата, безвозвратно ушло. И мы не боимся этого. Перед нашими межрегиональными компаниями стоит задача обеспечить пользователей теми услугами, которые востребованы. Объективные условия для успеха операторов холдинга есть. Наши сильные стороны – общероссийская инфраструктура связи, лицензии, огромная абонентская база. Крайне важно также, что топ-менеджеры в регионах понимают, в каком направлении стоит идти дальше.

Более того, у нас неоспоримые преимущества перед компаниями сотовой связи. Ведь холдинг сможет комбинировать сервисы для клиентов, к примеру, на базе возможностей фиксированной и сотовой связи. Именно наши широкополосные сети обеспечивают скоростную передачу данных. Уверен, что развитие мультисервисных сетей даст сильный импульс распространению популярного во многих странах кабельного телевидения. Уникальные возможности есть у «Ростелекома», интеллектуальная платформа которого используется для организации различных «горячих линий» и телеголосований. Кстати, строительство интеллектуальных сетей ведется в масштабах всего холдинга. Еще один интересный проект «Ростелекома» – предоплаченная «Карта связи». Таким средством расчета можно пользоваться не только на территории России, но и в 40 странах мира. Впрочем, прибыльные для компаний и интересные для клиентов программы и проекты реализуются во всех без исключения компаниях «Связьинвеста». Одно их перечисление займет не один десяток страниц…

– Помимо проектов развития сетей, компании реализуют крупные проекты в области информационных технологий. Внедрение единой системы управления предприятием, биллинга позволит холдингу не только качественно развивать свой бизнес, но и обеспечит привлечение новых клиентов, повысит лояльность пользователей.

Мы не отделяем ИТ-проекты от проектов повышения качества бизнеса наших компаний. Согласитесь, что такой огромной бизнес-структуре, как «Связьинвест» просто необходим современный инструмент сбора, обработки и анализа данных – основа для принятия управленческих решений в области финансов, производства, управления персоналом. И таким инструментом является ERP-система. В рамках проекта внедрения единой системы в холдинге началась автоматизация процессов управления персоналом, учета основных средств и процесса раздельного учета затрат, ведется разработка системы учета основных средств и раздельного учета затрат (создана система отчетности, внедрены единые план счетов и учетная политика). Идет обучение персонала, а также интеграция программного внедрения ERP с другим важным для нас проектом – программой преобразования биллинга, работы по которой начаты в 2004 году.

А разве может телекоммуникационная компания, нацеленная на продвижение новых услуг и стремящаяся к удовлетворению потребностей клиентов, обойто биллинга? Биллинг служит основой работы любого современного оператора, залогом гармонии в отношениях с клиентами. Сегодня мы реализуем проект внедрения единой биллинговой системы Amdocs.

К числу наших масштабных проектов относится также программа Customer Relationship Management, или управление взаимоотношениями с клиентами (CRM). Система предполагает создание четких правил работы для сотрудников предприятия: в силу своего функционала CRM-решения не позволят менеджерам нарушать установленный режим взаимодействия с клиентами.

Еще один проект в области информационных технологий – создание Центров обработки вызовов в каждой МРК и «Ростелекоме». Реализация этого проекта позволит решить сразу две взаимоувязанные задачи. Первая – улучшить качество обслуживания клиентов и предоставлять им новые услуги. В этом плане Центры обработки вызовов будут задействованы в рамках интеллектуальных сетей. Вторая задача – оптимизировать затраты, связанные с обслуживанием клиентов, стандартизовать алгоритмы работы с абонентами.

– Сегодня важно не только располагать техническими условиями для предоставления услуг, но и уметь их продавать…

Абсолютно верно. Необходимо постоянно и планомерно улучшать качество обслуживания клиентов, повышать их лояльность. В текущем году внимание операторов холдинга будет акцентировано на работе по совершенствованию клиентских бизнес-процессов и внедрению системы менеджмента качества. Продолжится реализация программ по обслуживанию корпоративных и VIР-клиентов. В деловых и жилых кварталах областных центров, в районных узлах связи будут открыты новые современные сервисные центры. На базе этих центров и отделений электросвязи населению и бизнес-пользователям доступны услуги видеоконференц-связи, пунктов коллективного пользования и интернет-кафе. В крупных областных центрах будут созданы контакт-центры. Уже сейчас приступаем к реализации коммерческих услуг и услуг аутсорсинга на базе формируемых контакт-центров МРК. Запланированы мероприятия по увеличению абонентской базы наших сотовых операторов.

– Сколько существует «Связьинвест», столько же вопрос о тарифах относится к разряду злобо-дневных и пока неразрешимых. Что можно сказать о тарифной политике холдинга сегодня?

Очень скоро – после принятия постановления «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» – начнется новый этап в области тарифообразования компаний холдинга. Это постановление откроет перед нами возможности для разработки разнообразных тарифных планов. Выбор тарифного плана – удобство для потребителей: мы сможем предоставить абонентам те услуги, которые им нужны и за которые они готовы платить. Кому-то необходим минимальный набор телекоммуникационных сервисов, кто-то выберет расширенный пакет услуг. Введение новых тарифных планов позволит отчасти решить и проблему перегруженности сети, поскольку найдется немало пользователей, которые в почтут пользоваться телефоном в часы наименьшей нагрузки (вечер, ночь, раннее утро). Часть тарифных пакетов, безусловно, будет рассчитана на социально незащищенные слои абонентов. Все сказанное – продолжение ответа и на предыдущий вопрос о повышении качества обслуживания клиентов.

– Как правило, крупные компании реализуют также имиджевые проекты, которые, возможно, и не приносят осязаемых финансовых результатов, но благоприятствуют общему положительному образу компании. Есть ли у «Связьинвеста» такие проекты?

Мы участвуем в реализации государственных программ, к примеру «Электронной России». Совместно с компанией РТКОММ подключили к сети Госатомнадзор, Генеральную про- куратуру, Министерство образования, Минприроды, налоговую службу, другие ведомства. Реализовано много проектов регионального уровня. Особо стоит отметить совместную работу с «Почтой России» – подключение отделений связи к сети Интернет и реализацию проекта «Киберпочта». Еще один проект, который формально не включен в программу «Электронная Россия», но тесно связан с ней и важен для нас – это обеспече-ние работы ГАС «Выборы».

В 2003–2004 годах компании холдинга технически обеспечивали проведение выборов Президента России и депутатов Государственной Думы, региональные избирательные кампании. Впервые мы получили высокую оценку своей деятельности – благодарность Центризбиркома. Пока проекты в сфере информатизации не приносят нашим компаниям сколько-нибудь существенных доходов. Это, скорее, проекты репутационные, но ведь репутация в современном бизнесе – вещь существенная.

– «Связьинвест» обвиняют в монополизме. Насколько это справедливо в современных условиях?

Из определения, представленного в Федеральном законе «О естественных монополиях», следуют два критерия, определяющих статус монополиста – отсутствие конкуренции и товара-заменителя на данном рынке.

Что касается первого критерия – отсутствия конкуренции – то наличие большого числа игроков на рынке и постоянное снижение доли операторов Связь-инвеста» в доходах телекоммуникационной отрасли ярко демонстрируют обратный тезис. Конкуренция есть. И наши компании вынуждены соперничать на рынке с игроками, не связанными социальными обязательствами и тарифными ограничениями.

В отношении второго критерия о товаре-заменителе на рынке нельзя не заметить, что за последние пять-семь лет мобильная связь получила широкое распространение на всей территории России. Сотовые операторы «большой тройки» действуют в каждом регионе, любой гражданин может выбирать: подключаться к оператору сотовой связи или фиксированной.

Мы будем добиваться от регулирующих органов пересмотра критериев «естественного монополизма».

– Нередко приходится слышать, что истинный капитал компании – это люди. Вы согласны с таким высказыванием?

Никаких сомнений в этом быть не может. Современный бизнес настолько сложен и динамичен, что только команда, состоящая из управленцев-стратегов, фиинформационным технологиям, репутационному менеджменту, персоналу и т. д., сможет обеспечить успех компании. Разве может генеральный директор детально разбираться во всех нюансах, к примеру, развития широкополосных сетей, системы бюджетирования, проекта по внедрению единой системы биллинга и подборе персонала? Это в принципе нереально! А вот подобрать команду, в которой будут лучшие специалисты по всем важным для компании направлениям, ему вполне по силам. Более того, важно, чтобы управленческая служба была командой единомышленников, знающих, куда идти и какими темпами, где остановиться, осмыслить сделанное, если нужно, что-то поменять. Скажу, что такая управленческая команда работает сегодня в «Связьинвесте».

Главная страница / Архитектура отрасли