Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Переход к цифровому телевидению – как достичь успеха?

В первую очередь необходимо выработать общий подход к решению этой задачи, разработать и утвердить архитектуру будущей федеральной системы цифрового телевещания, ввести некие стандарты. Делать это надо с привлечением всех заинтересованных сторон: федеральных и региональных властей, Мининформсвязи, ГКРЧ, операторов связи, телекомпаний, поставщиков оборудования, интеграторов и др. Отсутствие на федеральном уровне понимания того, как будет осуществляться переход на цифровое вещание, в частности, как будут распространяться центральные телеканалы, будет ли поддерживаться распространение абонентских приставок (STB) среди малообеспеченных слоев населения и т. д., и есть главная помеха для запуска проектов в регионах и городах.

Задач много – и технических, и организационных. Но, прежде всего, необходимо отрегулировать правовую базу. К настоящему времени многие нормы, определенные действующим законодательством, безнадежно устарели, отстав от развития технологий. Разумеется, это существенно замедляет развитие цифрового вещания.

Для перехода на цифровое телевещание нужно как можно скорее утвердить программу такого перехода, преодолев межведомственную разобщенность. Вероятно, межведомственному комитету, созданному в апреле 2006 г., удается скоординировать деятельность российских ведомств по подготовке программы перехода на цифровое телевещание в России.

Следует принимать во внимание социальную значимость такого масштабного проекта. Каждой семье, пользующейся сейчас аналоговым телевизором, придется рано или поздно заменить его на цифровой. Очевидно, что этот процесс займет много времени. Модель перехода на новый формат вещания может подразумевать параллельное вещание в аналоговом и цифровом режимах до того момента, пока не будет заменена большая часть парка аналоговых приемников. Такой вариант наиболее затратный для вещателей.

По другому сценарию переход на цифровое вещание осуществляется единовременно. Но к этому моменту каждый владелец аналогового телевизора должен иметь гарантированную возможность приобрести или получить STB. Вопрос приобретения STB требует политического решения: должны ли STB продаваться или раздаваться населению бесплатно? Чтобы побудить население покупать цифровые телеприемники, торговая сеть должна обеспечить выбор приемников в достаточно широком ценовом диапазоне.

Сегодня у всех участников рынка нет экономических стимулов для перехода на цифровое вещание. Производители контента и вещатели заинтересованы прежде всего в максимальном охвате аудитории и получении максимального рейтинга, поскольку их довольно простая бизнес-модель предполагает получение дохода от размещения рекламы. Плановый переход на цифровое вещание не принесет им ни повышения рейтингов, ни увеличения аудитории, и, следовательно, ни дополнительной прибыли.

Помимо дополнительных расходов на абонентскую приставку «цифровизация» поставит перед абонентом вопрос о способе приема цифровых сигналов в жилище. Едва ли организация, обслуживающая сеть коллективного приема телесигнала, станет безвозмездно осуществлять ее реконструкцию.

Молодые телекомпании, заинтересованные в переходе на цифровое наземное вещание, вследствие нехватки частотных ресурсов наземной сети, обусловленной ограниченностью своих финансовых возможностей, не смогут стать «локомотивом цифровизации».

Полный переход на цифровое вещание к 2015 г. возможен только законодательным путем и при серьезной поддержке государства. Нужно заинтересовать вещательные компании в изменении рыночной стратегии, в производстве контента, который может быть платным. Ведь именно системы и инфраструктура цифрового телевидения дадут возможность гарантированно взимать деньги за просмотр платных программ. Поддержка государства необходима и для частотного планирования, и для стимулирования операторов связи, использующих новые технические средства, и для продажи/распределения абонентских устройств.

Собственно, сам переход на цифровое вещание и есть средство решения насущных задач – развития рынка телевидения и повышения доступности информации для населения. В нашей стране есть немало мест, где люди не могут принимать больше одного эфирного канала. А ограниченный частотный ресурс не позволяет ни существенно увеличить количество программ, ни повысить качество вещания. Переход к цифровому вещанию даст возможность более эффективно использовать частотный ресурс и при повышении качества вещания расширить спектр распространяемых программ.

Основная проблема – непригодность существующих сетей распространения телесигнала для полномасштабного перехода на цифровое вещание. Сейчас решить эту проблему не удастся даже за счет сетей операторов связи – в существующих магистральных сетях много «узких мест», мешающих их использованию для широкомасштабного распространения большого количества «тяжелого» контента.

Для полного перехода российской системы телевещания «на цифру» в первую очередь необходимо решить вопрос эффективного (в том числе с финансовой точки зрения) и быстрого формирования технологической базы для цифрового вещания. Это касается как инфраструктуры распределения сигнала (наземных передающих сетей во всех регионах), так и пользовательского оборудования. Такой переход потребует значительных инвестиций при невысоких темпах их возврата.

Одной из помех для распространения цифрового вещания может стать финансовый фактор. Сегодня стоимость приставки STB очень высока, она практически равна стоимости аналогового телевизора. А при передаче по DSL-каналу требуются еще модем и смарт-карта. Если оператор примет решение сдавать STB в аренду, то до 40% основных капиталовложений придется на закупку STB для будущей кабельной сети.

Влияние очень сильное и, к сожалению, негативное. В первую очередь необходимо решить вопросы лицензирования. Требуются также изменения в законе о защите интеллектуальной собственности, где пока не прописаны системы условного доступа, и в законе о рекламе, регулирующем сейчас только работу эфирных и кабельных каналов. Да и вообще, цифровое телевидение практически нигде законодательно не описано, толкование действующих законов ведет к многочисленным проблемам в его развитии.

Нынешняя нормативная база не готова стать базой для развития цифрового телевидения. В Законе «О средствах массовой информации» если и говорится о телевизионном вещании, то только о малопрограммном и исключительно аналоговом; государственные стандарты (ГОСТы) в сфере цифрового телевидения практически отсутствуют; внутриведомственные нормативные документы (прежде всего, Мининформсвязи и Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций), регламентирующие порядок взаимодействия оператора-вещателя с надзорными и разрешительными органами также весьма несовершенны, в них сложно разобраться даже чиновнику-профессионалу. А ведь речь будет идти о десятках тысяч разрешительных документов.

«Цифровизация» телевидения, интерактивность вещания должны оказать влияние на правовую ситуацию, привести к реформированию управления обществом. Возможность голосования, опросов общественного мнения посредством интерактивного телевидения позволит населению участвовать в процессе управления. Рассмотрение и принятие законов могут действительно приобрести всенародный характер.

Главная страница / Архитектура отрасли