Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Мобильный контент: пятилетку досрочно!



Контент- и сервис-провайдер «Информ-мобил» отметил пятилетие своей деятельности, считая, что это и есть возраст российского мобильного контента, хотя на самом деле первым начал оказывать мобильные услуги совсем другой провайдер.

Компания «Информ-мобил» создана в декабре 2000 г., однако первая услуга – «Знакомства» – появилась лишь в октябре 2001. INFON была образована чуть позднее, в январе 2001 г., но уже в июне в бесплатном тестовом режиме приступила к оказанию услуг по загрузке картинок и мелодий для мобильных телефонов Nokia. Запросить картинку или мелодию можно было с сайта www.infon.ru. Собственно, именно с того момента можно говорить о начале развития нового типа бизнеса в России. Контент-провайдеры, первоначально воспринимавшиеся операторами сотовой связи как малоприметный «довесок» к голосовому трафику, в течение трех лет приносят гигантам мобильной индустрии вполне ощутимые (минимум 15% общего объема) доходы. На проходивших в течение этого периода встречах, семинарах, конференциях участники обменивались опытом и наконец договорились о саморегулировании рынка путем создания ассоциации контент-провайдеров. Успех контент-провайдеров способствовал появлению новых игроков, которые, к сожалению, зачастую не соблюдают элементарных правил ведения бизнеса. Как результат – недостоверная реклама, нарушение авторских прав и, следовательно, падение доходов рынка в целом. Многие насущные проблемы в этой сфере были рассмотрены в ходе II Mobile VAS Conference, состоявшейся 17–18 ноября 2005 г. в Санкт-Петербурге.

Рынок vs. базар

В своем докладе управляющий директор i-Free Кирилл Петров рассказал, в частности, о распределении в Европе расходов в 2004 г.: 49% – D2C (Jamba, ZED etc.), 35% – порталы операторов (Vodafone Live!, Orange World, etc.), 16% – бренды, правообладатели и медиа (Universal Mobile). D2C рынок в Западной Европе оценивался в 1,6 млрд евро. Ключевые игроки – Jamba, LaNetro ZED, Buongiorno Vitaminic, iTouch, они имеют выручку больше 100 млн евро в год, что составляет около 47% рынка. На каждую из последующих четырех компаний приходится примерно 4–6% рынка. Остальные 30 компаний делят 35% рынка.

В 2005 г. операторы сотовой связи в Европе ввели в действие сети третьего поколения. Однако услуги, оказываемые на базе 3G, пока не могут догнать GSM.

В Южной и Юго-Восточной Азии страны движутся по европейскому пути развития, отставая в среднем на 2–3 года. Безусловными лидерами рынка VAS-услуг являются Япония и Южная Корея, где 3G уже давно используется.

В Японии конкурируют DoCoMo и KDDI, в Южной Корее – SKT и KTF. Все операторы владеют собственными порталами. Некоторые имеют среду для создания информационных сервисов всеми желающими – i-Mode. На VAS приходится существенная доля в ARPU (до 40%), однако точных данных в связи с постоянной миграцией части абонентов в сети все более новых стандартов нет. Среди наиболее востребованных услуг нового п России попытки внедрения мобильного телевидения пока носили только имиджевый характер. В Северной Америке наибольшая выручка в сфере VAS приходится на услуги, предоставляемые через порталы операторов. Интересно отметить, что существует конкуренция между разными стандартами связи, а главное – с Интернетом. Южная Америка повторяет европейский путь развития. Эти страны считаются наиболее перспективными рынками, поэтому некоторые российские контент-провайдеры, например i-Free, уже подумывают об открытии своего бизнеса в этом регионе.

На российском рынке позиции зарубежных игроков постоянно меняются. Например, один из прошлогодних лидеров, контент-провайдер Jippii утратил свои позиции после двойного поглощения со стороны iTouch и For-side.com. Компания Buongiorno Vitaminic выходит на российский рынок через Гонконгское подразделение, созданное совместно с Mitsui. Вероятно, что в 2006 г. контент-провайдер начнет самостоятельную игру в России. Следующим и, возможно, первым гигантом рынка, который попробует занять свою нишу в 2006 г., станет Jamster. Выручка этого «монстра» составляет около 1 млрд евро.

Управляющий директор i-Free Кирилл Петров полагает, что Jamster будет оказывать давление на операторов с целью получения MT-тарификации, введение которой, по его мнению, является «миной замедленного действия». (А вот потребителям это, напротив, обеспечивает дополнительные удобства. В частности, MT-тарификация исключает возможность списывания со счета абонента средств за неоказанные услуги. – Прим. авт.) Начал свою работу с МТС немецкий провайдер Arvato-Mobile, дочерняя компания группы Arvato AG (входит в концерн Bertelsmann), специализирующаяся на продажах услуг. Считается, что в 2006 г. в России начнет активно использоваться услуга PRBT (personal ring-back tone).

«Большая тройка» контент-провайдеров по аналогии с «большой тройкой» операторов – это INFON, «Информ-мобил», i-Free. Названным компаниям удалось стать лидерами путем использования разных стратегий: INFON с помощью B2B бренда «Агрегатор», ТВ-чатов и пакетных продаж; «Информ-мобил» – услуг на SIM-картах; I-Free – community-сервисов, которые специалисты относят к наиболее перспективным.

Перемен, мы ждем перемен

Однако, несмотря на радужные прогнозы аналитиков, в первой половине 2005 г. рынок сократился на 25–30%. Затем падение прекратилось, но рост не последовал.

В 2001–2004 гг. рынок дополнительных услуг сотовой связи демонстрировал среднегодовые темпы роста на уровне 176%. Понятно, что бесконечно это не могло продолжаться, к тому же сами контент-провайдеры немало способствовали тому, чтобы «убить» рынок. Резкое повышение доходов было следствием многократного увеличения абонентской базы, а не гениальных маркетинговых стратегий. Одним из ключевых факторов стагнации стал многолетний негативный опыт потребителей VAS. Сообщения с недостоверной информацией о способах загрузки контента или не содержащие ее вообще, наряду с умалчиванием стоимости услуг, при

До 2005 г. провайдеры наращивали обороты за счет «покрытия» новых территорий и установления взаимоотношений с новыми операторами. Как отметил в своем докладе директор по развитию бизнеса Plastic Media Алексей Чуйкин, «органическая» фаза роста провайдеров закончилась (сейчас на рынке 300 провайдеров). Первоначальное увлечение целевой аудитории элементарным контентом сменилось пресыщением. Отношения с правообладателями стали более дорогостоящими. Операторы ввели прогрессивные шкалы по разделению доходов и новые расценки по покупке/аренде номеров. В результате все в среднем подорожало: по меткому выражению г-на Чуйкина, «большие» стали богаче, а «маленькие» – беднее. Контент-провайдеры вынуждены более активно бороться за рынок, а операторы сотовой связи, почувствовав падение собственных доходов, стали закрывать глаза на недобросовестную конкуренцию.

Контент-провайдеры считают, что ситуацию можно исправить путем внедрения операторами связи платформы, которая автоматически настроит уже проданные SIM-карты (новые должны продаваться уже настроенными на получение дополнительных услуг).

По прогнозам экспертов, объем рынка дополнительных услуг сотовой связи в России в 2005 г. увеличится на 58% (до 1,5 млрд долл.). Доля VAS в общих доходах возрастет до 14,5%. Основным генератором доходов от дополнительных услуг остается SMS, доля этой услуги в общих доходах от VAS составляет 46%. Наиболее высокие темпы роста в первом полугодии 2005 г. продемонстрировали услуги передачи данных и мобильного Интернета: по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. данный сегмент вырос более чем в 3,5 раза.

Доля контент-услуг в структуре доходов от VAS уменьшилась с 24 до 22%, прогноз на 2005 г. – 19%. В 2004 г. объем рынка контент-услуг в России составил 250 млн долл., за 9 месяцев 2005 г. – 205 млн долл. По итогам 2005 г. объем российского рынка контент-услуг не сможет превысить 300 млн долл.

Что нам стоит рынок обустроить?

Старший менеджер отдела развития бизнеса корпорации Ericsson Вячеслав Ерохин полагает, что в 2005 г. объем рынка контента не превысит 370 млн долл. Для развития бизнеса, увеличения прибыли и внедрения новых услуг требуется новый инструмент – гибкий, дешевый и многофункциональный. Таковым в Ericsson считают IMS (IP Multimedia Subsystem), позволяющую синхронно общаться по мобильному телефону и передавать на него текст, графические или видеоданные в любой комбинации. Архитектура платформы IMS обеспечивает создание однородной среды для широкого спектра мультимедийных услуг. Как известно, бум мобильного мультимедиа ожидается с введением сетей третьего поколения, однако подобные платформы необходимы операторам уже сегодня. Интегрируя различные технологические и сервисные платформы, операторы смогут сократить как капитальные, так и операционные затраты и, следовательно, внедрить новые услуги и получить дополнительные доходы.

По мнению Алексея Чуйкина, еще одной причиной стагнации рынка является «всеядность» контевное формирование рынка, стратегии и бизнес-модели подавляющего числа его участников по-прежнему не сформированы. Компании одновременно используют в той или иной степени все стратегии (инфраструктурную; специализацию на технологии и канале продвижения; специализацию на продукте/производстве контента; «медиа-холдинг нового типа»; максимизацию эффективности; инновации). Но они оказываются не готовы к противостоянию в условиях изменения конкурентной обстановки и неизбежно утрачивают свои преимущества сначала в более слабых, а затем более сильных направлениях бизнеса, что, в свою очередь, обусловливает процессы, происходящие сейчас на других рынках, – слияния и поглощения.

Главная страница / Архитектура отрасли