Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Креативная корпорация



Важнейшей чертой нынешнего этапа глобального развития бизнеса стало повсеместное проникновение новейших информационных и инновационных технологий управления в бизнес-процессы компаний. Очевидно, что такие изменения отразились и на организационной структуре предприятий, которая кардинально отличается от классической. Все чаще применительно к корпорациям - фундаменту современной экономики - можно услышать слово «креативная». По каким же законам живут эти чудо-предприятия?

Основной принцип, лежавший в основе индустриальной корпорации с самого ее возникновения, - максимальная эффективность производства (снижение затрат, увеличение объемов выпуска продукции и повышение прибыли). Как следствие, одним из определяющих показателей ее успеха является стремление к лидерству в какой-либо сфере. Классическая корпоративная структура предполагала четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя наемных работников владельцам компании.

В последние годы завершившегося века классическая корпорация трансформировалась за счет все возрастающей роли работников интеллектуальной сферы, что, безусловно, позволило существенно повысить эффективность бизнеса. В результате традиционный фактор собственности на средства производства утратил основополагающее значение. Корпорации становятся по своей природе антииерархическими структурами. Возникает вполне закономерный вопрос: могут ли они в принципе называться корпорациями?

Эволюция индустриальной корпорации как частной коммерческой организации позволяла ей на протяжении многих десятилетий поддерживать свою конкурентоспособность и быть двигателем ведущих западных экономик. Экспансия современных ее форм обеспечивала изменение структуры общественного производства.

Корпорации развитых западных стран оказались очень восприимчивы к научно-техническим достижениям: так, за 1945 - 1965 годы расходы американских фирм в области НИОКР выросли в 15 раз (ВНП США лишь утроился). Новые требования к персоналу обусловили возрастающее стремление граждан данных стран к получению образования. В середине 60-х годов число поступающих в вузы американцев увеличилось по сравнению с началом 30-х более чем в 3 раза. Сами корпорации при этом становились демократичнее: в 1900 г. в США около половины их руководителей были выходцами из высших слоев общества, а к 1976 г. - лишь 5,5%. Все более высокую оценку получал интеллектуальный потенциал работников. Так, в 1998 г. свыше 60% высших менеджеров 500 крупнейших американских компаний имели докторскую степень (половина из них - в экономических или юридических науках).

Таким образом, распространенная на Западе корпоративная модель продемонстрировала высокую эффективность и сейчас постепенно уступает место новой, еще более прогрессивной модели.

Сейчас налицо процесс резкого удешевления технологических достижений. Например, в 1999 г. в США средняя розничная цена нового персонального компьютераты на копирование информации на протяжении 90-х годов сократились почти в 900 раз, а доля американцев, подключившихся к сети Интернет, увеличилась за 1996-2000 годы в 5 раз. Развитие «новой экономики» привело к широкому распространению мелких компаний, которые могут быть организованы с минимальными инвестициями и основным достоянием которых являются интеллект и таланты их основателей. Развитие подобных структур требует партнерства творческих личностей, а не отношений руководства и подчинения; их цели приобретают ярко выраженную неэкономическую составляющую.

Подобные объединения формируют новый организационный тип - креативные корпорации. Они являются уже не столько элементами общества, сколько общностями, и организуют деятельность не на основе приказов руководителя, решения большинства, а на базе внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Впервые мотивы деятельности оказываются выше ее стимулов. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, управлении знаниями, сменяющем прежнее научное управление индустриальной эпохи, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

Креативная корпорация отличается от классической по целому ряду параметров:

• ее деятельность отвечает в первую очередь внутренним устремлениям и идеалам создателей и выходит за рамки экономической целесообразности.
Превалирует, как правило, их стремление реализовать свой творческий потенциал - разработать и организовать производство принципиально новой услуги, продукции, информации или знания. По мере развития компании этот весьма сильный мотив дополняется желанием самореализации в качестве ее создателя как социальной структуры;

• она строится вокруг творческой личности, гарантирующей ее устойчивость и процветание.
Успех владельцев здесь обусловлен не контролем над большей частью капитала своих компаний, а тем, что они, как основатели бизнеса, ставшего главным проявлением их творческих возможностей, несут за него ответственность, олицетворяя в глазах общества созданный ими социально-производственный организм. Для таких предпринимателей характерно отношение к бизнесу как к своему творению, и, следовательно, приверженность целям организации оказывается более устойчивой, чем основанная на отношении к ней как к своей собственности;

• подобные хозяйственные образования чаще всего не следуют текущей хозяйственной конъюнктуре, а формируют ее.
Креативные корпорации в большинстве случаев не принимают форму диверсифицированных фирм и конгломератов, сохраняя ту узкую специализацию, которая была предусмотрена при их создании. Радикально изменяя облик современного бизнеса, они, тем не менее, не отрицают прежних организационных форм и не только способны развиваться, используя внутренние источники, но и обнаруживают возможность постоянно преобразовываться, давая жизнь все новым и новым компаниям. Действительно, в условиях, когда отдельные работники в ненифицируют определенные элементы производственного процесса, не существует серьезных препятствий для выделения из (отпочкования от) той или иной структуры данного типа новых самостоятельных элементов.

В наступившем столетии роль креативных корпораций усилится. Именно этот факт (а не взлет и падение фондовых индексов) отражает реальный масштаб и значение современной технологической революции, делающей новое общество все более и более непохожим на то, которое мы оставили в прошлом веке.

Креативные корпорации воплощают собой тип организации, наиболее адекватной потребностям развития интеллектуального капитала. Естественно, возникая из самых развитых форм классической индустриальной компании, они соединяют присущий последней принцип экономической свободы человека с его новыми, в основном неэкономическими мотивами и стремлениями, занимающими все более важное место в системе ценностей граждан постиндустриальных обществ. Именно поэтому многие ведущие экономисты считают, что в первые десятилетия 21 в. такие образования будут самыми конкурентоспособными на мировых рынках. Это неизбежно приведет к ускорению хозяйственной поляризации, которая наблюдалась в последние годы ушедшего столетия, породит новые международные проблемы. Однако вполне объективная тенденция интеллектуализации производства, возрастания свободы и перехода к неэкономическим ценностям вряд ли может быть заменена какой-либо иной.

Экономическая жизнь, на протяжении столетий остающаяся основой любой социальной организации, определяется прежде всего индивидуальными мотивами и целями хозяйствующих субъектов, пренебрежение которыми, как показывает опыт тоталитарных режимов, не может быть слишком долгим. Важнейшим элементом конкурентных преимуществ той или иной хозяйственной системы является место в ней человека, воплощающего собой интеллектуальный капитал, создающего новые продукты и технологии.

Литература

1. Иноземцев Владислав. Цели

и структура корпорации как основы ее конкурентоспособности. http://www.ptpu.ru

2. Акулов Владимир, Рудаков Михаил. Теория организации. http://media.karelia.ru





Главная страница / Архитектура отрасли