Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

IT-инфраструктура и построение IT-инфраструктуры



Иллюзии начала десятилетия, связанные с «дот-ком бумом» и «новой экономикой» (уверен, многие уже успели забыть и сами эти термины), сейчас покинули даже самых фанатичных энтузиастов. Всем - и IT-менеджерам, и IT-специалистам - стали окончательно понятны простые истины: обычное наращивание вычислительных мощностей редко дает непосредственный положительный эффект, самое дорогое решение далеко не всегда самое лучшее, а лавинообразное наращивание парка техники и СКС грозит полной потерей контроля над ситуацией. Топ-менеджеры компаний, в свою очередь, готовы выделять средства на развитие IT-инфраструктуры только в том случае, если есть убедительные доказательства существования реальных перспектив повышения эффективности и твердых гарантий сохранения инвестиций.

Осветить в небольшой статье весь процесс формирования IT-инфраструктуры компании не представляется возможным, однако попытаемся рассмотреть наиболее важные аспекты этого процесса, что позволит нам приблизиться к осмыслению принципов, формирующих комплексный подход к построению и динамичному развитию IT-инфраструктуры крупного предприятия, где любая информация является ценной и подвергается серьезной обработке.

«Мы используем эту программу уже 12 лет»

Когда руководитель компании на вопрос о развитии IT-инфраструктуры отвечает: «У нас все как-то работает...», - это далеко не всегда свидетельствует о его управленческой косности и некомпетентности. Даже в самых высокотехнологичных компаниях телекоммуникационного сектора еще совсем недавно (а кое-где и сейчас) в недрах бухгалтерии или отдела работы с населением можно было обнаружить «монстров» - устаревшие ПК, программное обеспечение для DOS, разработанное неизвестными умельцами на Clipper'е или FoxPro, файл-серверы под управлением Novell Netware старых версий. Но так ли все это страшно, как кажется на первый взгляд? Стоит ли безоглядно разбрасываться даже таким сомнительным наследством хаотического развития инфраструктуры? При более пристальном рассмотрении проблемы унаследованных решений оказывается, что опасно не само их наличие, а отсутствие контроля за их использованием. Если документация на ПО отсутствует, связь с разработчиками утеряна, носители данных разрушаются от времени, полноценная интеграция в современное информационное пространство предприятия потребует несоразмерных затрат сил, времени и средств. Случается даже так, что единственным человеком, разбирающимся в унаследованной системе, является ее пользователь! Нет нужды доказывать, что подобная ситуация недопустима, и от использования таких решений необходимо отказываться как можно скорее. Но если единственным недостатком системы является ее возраст, следует, по крайней мере, поискать возможности для ее интеграции, вплоть до перекомпиляции под более современную платформу. Тем более что такие программы, особенно разработанные под заказ, часто обладают уникальным функционалом.

Что устаревших ПК в X-терминалы, то, во-первых, далеко не у всех предприятий есть потребность в таких элементах инфраструктуры, во-вторых, устаревшие рабочие станции редко бывают в хорошем состоянии.

Можно ли сэкономить на СКС?

Не так давно ЛВС прокладывали сотрудники отделов автоматизации - по сути, программисты и системные администраторы, выполняя совершенно не свойственную им работу с соответствующим низким качеством. А ведь именно СКС (вместе с активным сетевым оборудованием) является одним из наиболее важных и неотъемлемых элементов современной IT-инфраструктуры. От качества материалов и монтажа СКС непосредственно зависит непрерывность бизнес-процессов. Все неисправности СКС должны ликвидироваться сразу после возникновения, но задача сотрудников, ответственных за СКС, - обеспечивать 100%-ную готовность и предотвращать все возможные неисправности. Понятно, что нет ничего хуже простоя по причине неисправности сети, поэтому имеет смысл составить специальные аварийные инструкции для персонала, предусматривающие, например, использование беспроводных соединений в случае неисправности проводных, и наоборот. Исключительная важность сетевого оборудования в обеспечении непрерывности бизнеса требует крайне внимательного и осторожного выбора не только производителя и моделей, но и поставщика, от которого будут зависеть сроки поставок и, опосредованно, возможность быстрого расширения инфраструктуры.

Для обслуживания СКС и активного сетевого оборудования на крупном предприятии необходимо выделить специальную группу сотрудников, занимающихся исключительно вопросами обеспечения бесперебойного функционирования сетей и располагающих всем необходимым арсеналом материалов, диагностического оборудования и т. д. Само собой, должны быть заключены договоры поддержки с производителями (поставщиками) активного сетевого оборудования. О том, стоит ли поручать обслуживание СКС специализированной компании, IT-менеджеру есть смысл хорошо подумать, задавая себе вопросы: сможет ли она обеспечить за разумную цену необходимый уровень готовности (надежность)? В то же время проектирование и монтаж, выполненный специальной организацией, наверняка окажутся успешнее и, в конечном счете, обойдутся дешевле, нежели выполненные собственными силами.

Такие задачи ставит сама жизнь - парадоксальным образом сеть становится едва ли не важнее компьютеров как таковых.

Серверы

Серверный парк - центральный и важнейший участок IT-инфраструктуры современного предприятия. Абсолютное большинство информационных систем имеют клиент-серверную инфраструктуру, а эффективность их эксплуатации напрямую зависит от наличия пула современных и мощных серверов. Сложно сказать, что должно происходить сначала: выбор серверной платформы, ПО или структуры серверного пула. Нужны ли серверы уровня департамента или отдела, стоит ли приобретать мощные и дорогие серверы уровня предприятия или, наоборот, предпочесть им кластерное решение? Однозначных ответов на гранна эта тема. Тем не менее ясно одно: серверы должны работать бесперебойно, обеспечивая непрерывность бизнес-процессов, надежность хранения и достаточную интенсивность обработки данных.

Выбор серверной платформы - дело достаточно сложное. Рассматривая серверную платформу как совокупность аппаратной платформы (RISC или Intel) и операционной системы (MS Windows, Linux, коммерческий Unix), легко обнаружить, что, хотя выбор аппаратной платформы продолжает обусловливать выбор ОС, многие грани данного вопроса стерты. Действительно, идеологически Intel-сервер под управление ОС Linux является UNIX-сервером и не будет инородным телом среди RISC-серверов, скорее наоборот. Более того, наличие ОС Solaris для платформы x86 позволяет построить практически гомогенную вычислительную среду из серверов на основе разных аппаратных платформ. Даже для OC AIX существует набор утилит, пришедших из Linux, что существенно облегчает освоение системы сотрудниками, привыкшими к некоммерческим UNIX-системам.

С другой стороны, огромное количество высококачественного и, к сожалению, часто незаменимого ПО продолжает выпускаться исключительно для Microsoft Windows, а ценовая политика Microsoft порой весьма привлекательна. Немало и высококвалифицированных специалистов по технологиям Microsoft. Во всяком случае, есть о чем задуматься. Как же осуществить правильный выбор, обеспечив и необходимые показатели надежности, и защиту инвестиций? Один из путей - разделить используемое ПО на, как минимум, две группы - бизнес-критическое и инфраструктурное. Вариант поставки бизнес-критического ПО (для Windows или UNIX) и будет определять дальнейший выбор серверной платформы, которая будет доминировать в инфраструктуре. Однако полностью избежать разнородности очень сложно и с некоторым количеством серверов под управлением «чужой» ОС придется смириться, ибо попытка полностью замкнуться в рамках одной платформы неизбежно приведет к избыточным затратам. Позволить же себе по-настоящему гетерогенную инфраструктуру могут только компании - поставщики услуг, для которых разнородность важна сама по себе.



Рабочие станции

Самое распространенное решение (настолько, что многие специалисты не подозревают о наличии других) - PC под управлением одной из версий Microsoft Windows. Спорить о том, хорошо это или плохо, дорого или дешево, бессмысленно. Разумеется, существуют весьма успешные внедрения X-терминалов, «тонких» клиентов (в том числе Sun X Ray), и их число растет, но «традиционные» решения пока в большинстве. Персоналом IT-подразделений крупных компаний накоплен очень серьезный опыт обслуживания рабочих станций под управлением Microsoft Windows, существуют и методы, позволяющие обходить многие недостатки решений Microsoft.

Организационные вопросы и персонал

Современный бизнес предъявляет к корпоративной IT-инфраструктуре особые требования, одно из наиболее важных - наличие компетентного и развивающегося персонала, спосо возникающие проблемы, обеспечивать успешные внедрения новых версий ПО. Работа персонала IT-подразделения может быть организована, например, с помощью автоматизированной системы обработки заявок. Вероятно, хорошие результаты даст внедрение проектного менеджмента (особенно если он принят и в других подразделениях компании).

Резервное копирование должно быть организовано комплексно, на основе одного из распространенных программных продуктов для крупных компаний от EMC или Veritas. Системы резервного копирования, их эксплуатация и обслуживание должны являться предметом самого пристального внимания со стороны руководства IT-департамента.

Информационная безопасность, и это хорошо известно, должна обеспечиваться посредством единой корпоративной политики информационной безопасности, «сверху донизу». Этот вопрос выходит далеко за рамки не только данной статьи, но и IT-инфраструктуры вообще, и должен находиться под постоянным контролем на самом высоком уровне корпоративной иерархии.

Любые теоретические выкладки неизбежно корректируются практикой. Даже наличие самого лучшего, подробного и грамотно составленного плана развития IT-инфраструктуры не убережет руководителей и рядовых сотрудников IT-департамента от каждодневного поиска компромисса между экономической целесообразностью и целостностью концепции развития, потребностями растущего бизнеса и защитой инвестиций. Только так - взвешенными и осторожными, но непрерывными шагами вперед можно обеспечить стабильное и планомерное повышение эффективности IT-инфраструктуры.

Главная страница / Архитектура отрасли