Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

«Униформа» или «индпошив»?

Калейдоскоп мероприятий, сопровождающих осеннюю деловую активность, вызывает смешанные чувства. С одной стороны, оптимизм – мы активны, движемся, развиваемся. С другой – информационная нагрузка октября настолько велика, что выделить определяющие события просто невозможно. Понимание того, что повлияло на ситуацию на рынке, изменило ее, также как и осознание допущенных просчетов и ошибок, придет потом, а решения нужно принимать сейчас… Решения. Сегодня постоянно приходится решать, за что заплатить, что выбрать – какой подход, какое оборудование, какого поставщика… На что ориентироваться при создании и развитии инфокоммуникационной структуры предприятия. Именно об этом я и решила побеседовать с практиками нашего рынка, обсудить проблему выбора подхода к построению корпоративной системы связи.

Развитие технологий, конвергенция сетей, систем и услуг расширяют коммуникационные возможности, в то же время усложняя сами системы корпоративных коммуникаций. Хотя системы постоянно дешевеют за счет тиражируемости, комплексности и увеличения доли софтверной составляющей. На мировом рынке явно прослеживается тенденция, когда стоимость коробочного/пакетного решения, обладающего максимальной функциональностью, существенно ниже, чем «индивидуального» продукта с гораздо меньшими возможностями. Соответственно коробочные решения доминируют и пользуются повышенным спросом. Однако в России зачастую преобладает практика покупки компаниями отдельных элементов систем, разработки своих уникальных модулей и интеграции всего этого в единое целое. Создавая систему, «заточенную» под конкретные бизнес-процессы и подходящую для решения насущных проблем, можно на определенном этапе заметно сэкономить. И это плюс. Но в условиях бурного развития бизнеса высока вероятность, что подобные уникальные системы быстро устареют, а модернизация окажется сложнореализуемой или нерентабельной. Безусловно, во внедрении коробочного решения есть свои трудности и порой – существенные: конфигурирование, кастомизация и дополнительные расходы на нее. Более того, далеко не всегда внедрение можно корректно осуществить только за счет внутренних ресурсов. Приходится привлекать сторонних специалистов, что также требует дополнительных затрат. Что же выгоднее: купить, освоить и использовать пакетное решение или ждать, пока разработают что-то почти «идеальное» на текущий момент, соответствующее исключительным требованиям? И насколько совместимы эти два подхода?

Сегодня решения для корпоративных сетей связи непросто и покупать, и продавать. Покупателю порой сложно сформулировать свои требования в рамках терминологии, описывающей функциональность системы, а продавцу приходится тратить немало ресурсов и времени, чтобы завоевать клиента. Опыт базовых комплектов или бандлов уже испытан на практике и продемонстрировал неплохие результаты. Крепнет уверенность, что пришло время, когда смело можно приобретать готовые комплекты, поарактеристикам отвечающие требованиям бизнеса, и эффективно использовать, по мере надобности наращивая функциональность. В то же время и на индивидуальный подход спрос остается. Однако динамика повышения спроса на пакетные продукты будет намного опережать спрос на индивидуальные решения. Это обусловлено такими преимуществами готовых решений, как простота продажи и приобретения и растущая скорость внедрения при снижающейся трудоемкости.

Различия между индивидуальными разработками, простыми «коробочными» продуктами и кастомизированными решениями определяются целым рядом факторов. Чем сложнее архитектура и обустройство корпорации – тем больше работ по внедрению и кастомизации продуктов. Предприятиям среднего и малого бизнеса, которым необходимо решить такие типовые задачи, как организация работы пользователей в сети, распределение доступа пользователей к ресурсам и т. п., вполне подойдут готовые пакетные решения.

В основном заказчиков удовлетворяют возможности «коробочного» решения. Однако развертывание и эффективное использование таких продуктов требуют определенных усилий по настройке и кастомизации. В дальнейшем готовые решения останутся актуальными, так как они удобны при реализации типовых задач. И рынок услуг по настройке и сопровождению подобных решений будет расширяться. Руководители предприятий прекрасно понимают, что недостаточно заплатить деньги только за продукт – его нужно эффективно внедрить и использовать.

Многие эксперты считают, что российские заказчики пока «не доросли» до больших пакетных решений. «Мы готовы принять какое-то небольшое пакетное решение, например, по обеспечению интернет-услугами, – отмечает Майя Яковлева. – А вот на глобальные предложения всякий раз надо решаться отдельно. К необходимости серьезных затрат на такие решения надо прийти, поначалу они пугают». Руководители крупных компаний должны осознать, что подобные затраты – это эффективные инвестиции в развитие бизнеса. С пакетными решениями и техническими услугами, которые сопутствуют их внедрению, ситуация зачастую проще. Заказчики уже привыкли закладывать в бюджет необходимые суммы и рассчитывать возможные расходы на ближайшие годы.

Думается, что соотношение цены, качества и количества предлагаемых пакетных решений будет оказывать заметное влияние на число их потребителей и спрос.

Когда на рынке будет представлен достаточно широкий спектр готовых продуктов, ни один руководитель не станет задумываться над тем, чтобы тратить силы на разработку того, что уже существует. Пакетные решения будут массово приобретаться и устанавливаться. Какой-то процент доработок, разумеется, всегда будет присутствовать, но он будет постоянно сокращаться. А пока специалисты начинают с поиска готовых продуктов, и только потом, не найдя подходящего, задумываются об индивидуальной разработке.

Важен и вопрос интеграции с существующими системами – он требует решения при любом варианте. На «Тяжмаше», например, программные продукты интегрированы собственедприятие задумывается над более глубокой интеграцией. Многие разработчики уже предлагают такие решения.

Сегодня очевидна тенденция роста аутсорсинга во всех сферах бизнеса. На рынке услуг по кастомизации, адаптации и сопровождению пакетных решений появляется все больше игроков. При этом главной задачей заказчика в обеспечении инфокоммуникационной среды становится четкое осознание и формулирование своих потребностей, с учетом перспектив.

И все же, на мой взгляд, еще долго будут «рождаться» и развиваться уникальные бизнес-структуры со столь же уникальными бизнес-процессами. Следовательно, место «индпошиву» останется всегда. Другой вопрос – как будет выглядеть этот самый «индпошив» через пару лет в условиях стремительно меняющегося постиндустриального пространства.

Елена Журавлева,

менеджер по дистрибуции подразделения «Корпоративные сети связи» департамента «Телекоммуникации» компании Siemens

Коробочные решения зачастую выгоднее как для продавца, так и для покупателя. Получить «упакованную» коробку гораздо дешевле, чем индивидуально собирать необходимый функционал. Но в конечном счете все зависит от поставленной клиентом задачи. Построение распределенной корпоративной сети – процесс значительно более сложный, чем обеспечение телефонией офиса небольшого размера. Решения по интеграции различных систем и адаптации их под заказчика требуют индивидуального подхода.

Константин Стоволосов,

управляющий директор Novell в СНГ

В бизнесе по построению сетевых инфраструктур довольно сложно определить грань между «коробочными» продуктами и решениями. Чаще всего на основе «коробочного» продукта строятся сложные сети, в которых задействовано множество других сетевых продуктов, что в результате дает решение. Еще один типичный пример «коробочного» решения – это бандлы программных и аппаратных продуктов, но и здесь «коробка» часто оборачивается решением.

Валерий Корниенко,

руководитель отдела системной интеграции российского представительства IBM

На наш взгляд, уже пришло время «индивидуальных пакетных решений», и сам по себе процесс «пошива» есть не что иное, как максимальная адаптация проверенного набора решения под нужды заказчика.

Майя Яковлева,

начальник управления информационных технологий «ССМ-Тяжмаш» (ГК «Северсталь»)

Анализ соотношения внедрений индивидуальных и пакетных решений на рынке показывает, что предложение «готовых» программных продуктов растет с каждым днем. Однако предприятия со сложившимися бизнес-процессами в лучшем случае с трудом находят «свой» продукт, в худшем – они вынуждены прибегнуть к индивидуальной разработке. Для компании – новичка на рынке, с несформированными пока бизнес-процессами, оптимальный вариант – пакетное решение. Если задачи бизнеса требуют «индивиду доле – предпочтительнее остановиться на пакетном решении.

Главная страница / Архитектура отрасли