Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Практика внедрения



Продолжение.

Начало см. Connect! № 1-5/2004

От редакции

Неожиданные летние дожди сделали всех усидчивее, что сразу отразилось на редакционной почте: все читают всё. И всем стало интересно, чем закончится «Дневник...» Дмитрия Волкова и кто же его все-таки написал? Спешу успокоить всех, кто боится не дожить до финала, – все выяснится в 12-м номере нашего журнала и непременно закончится хорошо. Happy end – это не закон жанра, а закон жизни. Особенно если к ней подходить с умом и относиться с юмором.

Ольга Белова

... после небольшого перерыва

Вообще-то, творец устал. Я бы на вас посмотрел после шестимесячной работы на износ: во все вникни и докажи, что ты вник, своему начальству; мысли стратегически, действуй тактически... Короче – приди, увидь и победи! Вчерашний консилиум из двух консультантов, порекомендованных мне и Гену моими друзьями-консалтерами, меня окончательно доконал. То есть сам совет прошел нормально, но по окончании его я почувствовал, что выжат, как гроздь винограда, по которой за сутки протопталась вся семья винодела. Впрочем, все должно быть по порядку.

А дело было так...

Я уже говорил, что консультантов обязательно надо использовать на предпроектной стадии, но – грамотно. В моей практике на предыдущем месте работы стрясались такие случаи, когда консультанты становились самой дорогостоящей статьей бюджета, выделенного на внедренческий проект, при том, что сам бюджет был внушителен. Мы, как я уже говорил, пойдем своим путем.

Помните знаменитый анекдот про то, что консультант – это человек, который, когда вы у него спросите, сколько времени, попросит у вас часы, посмотрит на них, скажет, который час, и возьмет часы в качестве гонорара. Так вот, спрашивается, за каким чертом вы узнаете время у постороннего, если у вас есть свои часы? В нашем случае «часами» можно назвать собственноручно проведенное обследование предприятия. Все данные зафиксированы, нынешняя модель и модель, скажем так, идеальная построены, поэтому «дано» и «результат» известны, необходимо только выстроить правильно процесс достижения результата.

У нас загвоздка возникла в том, что надо решить, какую сферу деятельности объявить приоритетной и, следовательно, с какой начать автоматизацию, потому что начать одновременно со всех – тяжеловато будет. Поэтому я загоняю консультантов в жесткие рамки и ставлю им следующие условия: мы не покупаем общих консультаций, нам требуется решение довольно узкого круга задач, поэтому затраты будут минимальны, а решение – максимально ясным и четким.

Впрочем, не обольщайтесь. В моем случае все сошлось на самом удачном варианте развития событий: мой опыт, работоспособность и дружеские отношения с гендиректором, деловая хватка и деспотизм, в хорошем смысле, самого Гена, который, тем не менее, вполне соответствует пушкинскому «слуга царю – отец солдатам», отсутствие конфликтов с собственным коллективомние с руководителями других подразделений, наконец, более-менее хороший бюджет (почему «более-менее», поймете потом) и инициация проекта со стороны высшего руководства. Такое на самом деле бывает.

Иногда еще бывает что-нибудь вроде того, о чем рассказала одна моя знакомая: «Я работала логистиком, и у меня был ужасный компьютер, с 4 Мб ОЗУ, жестким диском на 256 Мб, из которых после установки 95-х «форточек» и Word оставалось свободным где-то 5 Мб, страшный монитор с дико мерцавшим экраном, и вдобавок – отгоревшие СОМ-порты и клавиатура с западающими клавишами. Я попросила шефа снабдить меня чем-нибудь поновее и получше. На это он ответил: «На хорошем любая дура сможет, а ты на этом поработай». Надо полагать, он ей таким образом сделал комплимент – мол, ты же понимаешь в этом, вот и помучайся, но чтоб результат был не хуже, чем у «любой дуры» с хорошим ПК. Собственно, этим примером я хотел показать, как относятся руководители к расходам на автоматизацию.

Впрочем, такой дремучий случай тоже уникален. Чаще всего ИТ-проекты финансируются по остаточному принципу, а о комплексном подходе и сплоченной команде внедрения айтишникам можно только мечтать.

В подобных случаях положение могут спасти грамотные консультанты, вовремя нанятые и вовремя же представившие свои рекомендации владельцам, руководителям и т. д., в общем, лицам, облеченным властью. Но если у вас случай хотя бы на 25% совпадающий с моим, используйте все, прежде чем звать кого-то на помощь. Опыт показывает: чем больше команда предприятия выкладывается на предпроектном этапе, тем легче, лучше и успешнее идет сам проект. Мы уже на этой стадии ощутили себя собственниками своей будущей системы.

Итак, мои старые знакомые посоветовали мне двоих специалистов, которым я предложил разобраться с положением дел, не бегая по всему предприятию, филиалам и складам, при этом отвлекая работников теми же самыми вопросами, которые задавали им мы, а посмотрев «выжимку» необходимых сведений. Один из них занялся финансово-учетной деятельностью, другой – производством. На все про все ушло около трех дней. Спецы-консультанты устроили сначала мозговую атаку себе любимым, потом представили свое решение и предприняли штурм нас (меня, гендиректора и весь оперативный штаб, включая Стаса и Кулика). Вывод был практически идентичен тому, о чем я подумал: надо автоматизировать параллельно финансы и производство. Они пошли, правда, несколько дальше и, не накручивая сумму (что уже приятно), предложили несколько сценариев развития событий. Одним из них мы впоследствии воспользовались. Я назвал его, вспомнив семь лет, проведенных в музыкальной школе, «принципом канона»: это когда одна часть хора начинает петь, а потом через несколько тактов вступает вторая часть и поет ту же мелодию. То есть мы будем автоматизировать один из контуров, а потом перейдем к другому, продолжая автоматизировать первый. После объясню, что тут к чему, поскольку сначала надо рассказать про тендер.

Правдивая исторлохо знаю несколько корпоративных информационных систем, одной из которых занимался на прежней работе. Загвоздка, однако, заключается в том, что я не мог опираться только на эти знания, а тем более рассматривать один какой-нибудь продукт. Мне предстояло пройтись частым бреднем по рынку автоматизированных систем, чтобы выбрать оптимальный вариант. Возможно, состоящий из модулей нескольких стандартных систем. Оговорюсь сразу, что мы искали готовый продукт, хотя то, что нам потребуются доработки, сомнения не вызывает, но последуем совету незабвенной Скарлетт О’Хара и подумаем об этом завтра.

Итак, запрос составлен, техническое задание – тоже, но мы его пока не обнародуем, условия тендера оговорены, и я уже неделю сижу в московском офисе и принимаю делегации из компаний – вендоров и интеграторов. Критерии выбора в совокупности стандартные – цена, качество, сроки. Под качеством имеется в виду соответствие функционала нашим нуждам, сертификаты, опыт внедрений, разумеется, успешных и относящихся к нашей сфере, специалисты, поддержка и прочая.

Пока господа-внедренцы только пытаются травмировать все пять моих чувств одновременно, замучивая до потери сознания презентациями. Обычная доза – четыре «шоу» в день. Порой они вместо оговоренного регламента – сорока минут – растягивались на пару часов, потому что смотрел не я один, а все заинтересованные лица, которые, ясное дело, забрасывали выступающих вопросами. Кстати, чем грамотнее оказывалась презентация и толковее – докладчик, тем больше задавали вопросов и выясняли подробностей.

Знаете, меня вообще очень порадовали просмотренные материалы. Вспоминая начало своей работы в фирме-интеграторе, я могу оценить вполне объективно, насколько вырос уровень внедренцев. Даже две молодые компании, представляющие на рынке схожие продукты и услуги, очень выгодно себя показали, предвосхитив несколько важных вопросов. Значит, уже встречались с подобным.

Все, конечно, замечательно, но только по итогам этого Каннского фестиваля нам надлежит выбрать лучшего или лучших и озадачить их решением насущных проблем. То есть предложить условия задачи, приближенные к реальным, и посмотреть, чей вариант окажется красивее, практичнее и дешевле. Именно так. С первым этапом я, пожалуй, справлюсь самостоятельно, тем более что для меня очевидны уже трое «победителей», надо будет со Стасом посоветоваться только, потому что Кулик – «на все согласный». За эти полгода я ему что-то каким-то образом доказал, и он мне теперь доверяет. А вот ко второму этапу придется привлекать независимых экспертов, не имеющих связей ни с одной из вышедших в финал компаний. Я ведь тоже когда-то проводил «независимые» тендеры, так что знаю, каким красивым, рациональным, а главное, приятным по цене можно сделать решение, представляемое твоей фирмой, а потом заявить: «Вот видите, как я угадал! Вам подходит именно наше решение».

Теперь мне важен конечный результат совсем другого сорта. Если в трех словах – хочу, чтобы все работало как надолжение следует

Главная страница / Архитектура отрасли