Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

В ожидании будущего

В настоящее время рынок сотовой связи Красноярского края находится на высокой ступени развития. На конец третьего квартала 2007 г. уровень проникновения услуг мобильной связи в регионе составил 126%, что является самым высоким показателем в макрорегионе Сибирь и пятым результатом по стране после Москвы, Петербурга, Краснодарского края и Тюменской области. Общее количество пользователей мобильной связи в крае составляет 3,5 млн. По нашим прогнозам, повышение уровня проникновения услуг сотовой связи и количества пользователей будет наблюдаться в регионе и в 2008 г., однако темпы его будут крайне незначительны. Также возможна некоторая коррекция долей рынка операторов, но к кардинальным изменениям распределения сил на рынке в обозримом будущем это не приведет.

Сегодня на рынке сотовой связи Красноярского края сложилась следующая ситуация. Бесспорным лидером рынка мобильной связи региона с долей рынка, которую можно оценить на уровне 45%, является компания «Енисейтелеком». На втором месте находится МТС, с показателем почти в два раза ниже (24%), с очень небольшим отрывом от МТС третье место занимает «ВымпелКом» (торговая марка «БиЛайн») (22%). Почетное четвертое место, с 9% рынка, принадлежит «МегаФону». Исходя из этого, можно с уверенностью говорить о том, что лидерство «Енисейтелекома» в крае бесспорно, в то время как вопрос, кто же в итоге окажется на втором месте, можно считать пока открытым. Уж слишком невелико преимущество МТС над «ВымпелКомом».

Сотовая связь пришла в Красноярский край в 1998 г., когда сеть стандарта NMT-450 запустил оператор «Енисейтелеком», дочернее предприятие местного монополиста рынка фиксированной связи, компании «Сибирьтелеком». Впрочем, первопроходец недолго оставался единственным провайдером мобильной связи в регионе. В том же 1997 г. к нему присоединилась компания «Сибчелендж», ныне предоставляющая услуги сотовой связи под маркой МТС. В момент запуска сеть «Сибчеленджа» работала в стандарте AMPS. Тем не менее, буквально через пару лет, «Енисейтелекому» удалось вновь заявить о себе как о первопроходце. Именно этот оператор осенью 1999 г. запустил в крае первую сеть стандарта GSM. В момент запуска второй сети необходимость работы в стандарте GSM вызывала массу вопросов о целесообразности подобного шага. Ведь у «Енисейтелекома» была вполне успешная NMT-сеть, а потребители сотовой связи, существующие и потенциальные, в тот момент еще до конца не пришли в себя после кризиса, поразившего страну в августе 1998 г. Сейчас уже сложно сказать, что послужило причиной для запуска второй сети – реальное понимание топ-менеджментом оператора того, что будущее за функционально более насыщенным стандартом, или свою роль сыграл некий собирательный инстинкт. В общем, что бы ни было толчком для принятия подобного решения, результат явно превзошел самые смелые ожидания оператора. Впрочем, доброе начинание по запуску второй сети в стандарте GSM, в дополнение к уже существующей, получило свое продолжение. Так, в конце 2001 г. сеть стандарта GSM-900, а вовсе не GSM-1800, как это кажется очевидным в случае с AMPS-оператором, запустил «Сибчелендж». Эта кажущаяся странность объясняется весьма просто – получение лицензии произошло до начала общероссийского процесса по освобождению диапазона 800 МГц для целей цифрового телевидения, в котором работали AMPS-операторы. Тогда практически все операторы, работающие в стандарте AMPS, получили лицензии на GSM-1800. Можно сказать, что «Сибчелендж» в какой-то степени предвосхитил этот процесс. И, в отличие от ситуации с «Енисейтелекомом», в данном случае можно с практически стопроцентной уверенностью говорить о том, что в запуске сети другого стандарта прослеживался абсолютно трезвый расчет. Стандарт AMPS начал серьезно сдавать свои позиции, и преимущество GSM было бесспорно. Но вот что любопытно. «Сибчелендж» был не вторым оператором, получившим GSM-лицензию на Красноярский край, а четвертым. Помимо «Енисейтелекома» на тот момент такими лицензиями обладали «ВымпелКом» и «МегаФон». Однако свои сети они запустили значительно позднее: «ВымпелКом» в конце 2002 г., а «МегаФон» только в конце 2004 г., что стало для оператора серьезным вызовом – ему пришлось начинать работать на высококонкурентном рынке в качестве четвертого игрока.

«МегаФон» вышел на рынок края в тот период, когда на рынке уже был большой накал конкурентной борьбы. Задержка оператора с выходом в регион объясняется целым рядом проблем, которые в итоге были решены, однако поставили компанию в положение догоняющего. Тем не менее, «МегаФон» не стал пытаться отвоевать себе рынок любой ценой, поэтому ценовых войн после выхода оператора в регион не последовало.

В отличие от «МегаФона» и «ВымпелКома», запускавших сети самостоятельно, что называется «с нуля», МТС на рынок Красноярского края вышел путем приобретения 100% акций местного оператора, компании «Сибчелендж». При покупке оператора МТС буквально на вираже обошел «ВымпелКом», который также претендовал на данного красноярского оператора. Впрочем, «ВымпелКом» в то время уже имел развернутую собственную сеть в Красноярском крае и даже обслуживал несколько десятков тысяч абонентов. Конечно, приобретение более «старого» игрока в любом случае было бы существенным подспорьем, однако, как показала история, «ВымпелКому» удалось составить серьезную конкуренцию МТС и без такой поддержки и, в конечном итоге, почти догнать своего основного конкурента по такому показателю, как доля рынка. Покупка «Сибчеленджа» пришлась на лето 2003 г., после этого почти год оператор работал под старым названием. Переход на марку МТС произошел только в апреле 2004 г.

Серьезным отличием края от большинства российских регионов является отсутствие в регионе оператора, который бы оказывал услуги сотовой связи стандарта CDMA-450 под торговой маркой «Скай Линк» и входил в одноименный холдинг. Произошло это потому, что лицензией на NMT-450 с самого начала владел «Енисейтелеком». Как следствие, лицензию на CDMA-450, выданную в рамках общероссийской кампании по цифровизации диапазона 450 МГц, также получил именно он. Особенность NMT-450 и CDMA-450 состоит в том, что в данном диапазоне в одном регионе, в отличие от, например, того же GSM, может работать только один оператор. Поэтому «Скай Линк» не может начать предоставление услуг в Красноярском крае. Помимо технических сложностей проблему усугубляет тот факт, что по российскому законодательству продажа «голой» лицензии, без компании, невозможна, как и создание компании, на которую можно было бы просто перевести лицензию. В данном случае весь процесс получения лицензии пришлось бы проходить по новой, и не существует никаких гарантий, что в результате лицензия будет получена.

Однако по темпам развития сети данного стандарта не отличаются от других регионах России – количество пользователей весьма невелико. Даже если предположить, что «Скай Линк» присутствовал бы в регионе, вряд ли о его положении на рынке удалось написать что-то более развернутое, нежели стандартная формулировка «доля оператора на рынке менее 1%». По большому счету, наличие или отсутствие стандарта CDMA-450 вообще и компаний, входящих в «Скай Линк», в частности мало что меняет в соотношении сил на региональном рынке.

Что характерно, «Енисейтелеком» для продвижения услуг сотовой связи стандарта CDMA-450 создал отдельную торговую марку – WELLCOM, которая развивается обособленно от марки ЕТК, под которой продаются услуги сотовой связи стандарта GSM. WELLCOM четко позиционируется как оператор беспроводного доступа в Интернет, причем широко используется технология EV-DO. Следует отметить, что этот бренд «Сибирьтелеком» развивает не только в Красноярском крае. Услуги стандарта CDMA-450 под маркой WELLCOM дочерние компании местного монополиста в области фиксированной связи оказывают в Томске и Иркутске. «Енисейтелеком» довольно лояльно настроен по отношению к «Скай Линку», поэтому у оператора налажен роуминг со многими регионами зоны действия национального CDMA оператора. Однако, как и «ВолгаТелеком», развивающая сеть CDMA под маркой «Стриж», «Енисейтелеком» предпочитает делать это под собственным брендом, даже отдаленно не напоминающим «Скай Линк».

Еще одним интересным фактом, который выделяет Красноярский край, является попытка «Норильск-Телекома», монополиста рынка фиксированной связи в Норильском промышленном регионе, создать MVNO-оператора совместно с «МегаФоном». Однако решить эту задачу в полном объему не удалось. Результатом сотрудничества стал еще один пример организации в России услуги фиксированно-мобильной связи (Fixed-Mobile Convergence). Как отмечают сами операторы, развитию MVNO по сей день препятствуют проблемы с российским законодательством в области связи. Несмотря на многочисленные попытки, услуги виртуальных мобильных операторов по-прежнему не регулируются никакими законодательными актами, что автоматически ставит проводников этой идеи в двусмысленное положение и не дает подобным услугам развиваться в полную силу.

Несмотря на сегодняшнее лидирующее положение на рынке, перспективы «Енисейтелекома» довольно однозначны. С ростом благосостояния населения и повышением потребностей бизнеса, все большее значение начнут приобретать льготный национальный роуминг, а также возможность совершать звонки по внутрисетевым тарифам в любой регион России. Вероятность того, что «Сибирьтелекому» удастся реализовать концепцию единого оператора сотовой связи на всей территории Сибири, близка к нулю. И не только потому, что такая задача представляется весьма спорной в ситуации, когда у оператора отсутствует лицензия на ключевой субъект макрорегиона – административную столицу Сибири, Новосибирск. Заявления топ-менеджмента «материнской» компании о том, что сотовый бизнес межрегиональных компаний электросвязи будет продан, причем в весьма близкой перспективе, также не вселяют энтузиазма. Если продажа состоится, то с большой долей вероятности это приведет к появлению на территории края компании Tele2, что, исходя из опыта прихода Tele2 в другие регионы, может упрочить позиции «Енисейтелекома», особенно с учетом договоренности с «ВымпелКомом» о льготном роуминге.

Впрочем, смена собственника оператора вряд ли способна привести к особым изменениям на рынке – слишком высок уровень проникновения сотовой связи. В ситуации развитого и насыщенного рынка заметные коррективы могут внести только какие-то очень мощные потрясения, например закрытие одного из операторов. Прочие события могут вызвать лишь незначительные колебания размеров абонентских баз, что практически не повлияет на соотношение сил на рынке. Самым серьезным изменением может стать только «перемена мест» МТС и «ВымпелКома» в тройке лидеров: отвоевать 2% рынка – задача, вполне посильная для «ВымпелКома», поэтому вероятность того, что ему удастся перегнать своего основного конкурента, не так уж и мала. Но совершить рывок и приблизиться к показателям «Енисейтелекома» ни МТС, ни «ВымпелКому» скорее всего не удастся.

Красноярский край вполне может стать одним из первых регионов, в которых не просто будут запущены сети 3G, а начнется реальная конкуренция операторов в борьбе за пользователей данных услуг. Вероятность этого весьма высока, особенно с учетом последних заявлений представителей «большой тройки» о том, что в Москве большой дефицит с частотами для развертывания сетей третьего поколения. Можно предполагать, что регионам, в том числе Красноярску, осталось не долго ждать запуска сетей 3G. Тем более что представители двух операторов «большой тройки» – компаний МТС и «МегаФон» уже заявляли о том, что фрагменты сетей третьего поколения появятся в регионе в 2008 г. Все это подтверждает тот факт, что знакомство красноярцев с сетями третьего поколения не за горами. А вот насколько это знакомство будет интересным и успешным, зависит от операторов – смогут ли они предложить пользователям услуги, которые их заинтересуют, или же повторят не очень удачную судьбу стандарта CDMA-450... Время покажет.

Главная страница / Архитектура отрасли