Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

мобилизация регионов : развитие сотовой связи в России : сотовая / мобильная связь : перспективы

Отечественный телеком последний год показывает прекрасную динамику развития. Мобильная связь, будучи обширным сегментом телекоммуникационного рынка, также демонстрирует активный рост всех рыночных показателей. И если в центре – Москве и Санкт-Петербурге – эпоху первоначального накопления сотовых телефонов у населения можно считать завершенной, то в регионах все только начинается. Три крупнейших национальных оператора сотовой связи уже шагнули в провинцию. Их стратегическая цель – огромная Россия с множеством крупных промышленных центров и небольших уездных городов. Именно там, по прогнозам аналитиков, в ближайший год можно ожидать значительного увеличения числа абонентов сотовой связи. Сегодня в регионах уже работает множество местных мобильных операторов. Не исключено, что мы стоим у порога «великого передела» – суровой конкурентной борьбы за деньги и лояльность провинциального абонента.

Что происходит в российской сотовой связи?

Для того чтобы понять тенденции развития мобильной связи в регионах, попытаемся представить себе картину отечественного мобильного рынка в целом. По данным компании «Современные телекоммуникации», развитие российского рынка сотовой связи продолжается в условиях возрастающей конкуренции. Присутствие в субъектах РФ операторов нескольких стандартов сотовой связи (GSM, AMPS, NMT), среди которых во многих регионах России уже действуют 2–4 сети стандарта GSM (к концу 2003 г. ожидается значительный рост таких регионов), во многом предопределяет стратегии действующих и новых операторов на рынке, стимулируя внедрение новых технологий передачи данных в сотовых сетях и реализацию дополнительных услуг на их основе.

Крупнейшие операторские компании России продолжают строительство общенациональных сетей сотовой связи, претендуя де-факто на получение федерального статуса. Реализация этих планов позволит обеспечить абонентов равными условиями на всей территории России и предусматривает унификацию набора предоставляемых основных и дополнительных услуг, технических решений и организацию внутрисетевого роуминга.

Динамичное развитие ведущих российских операторов сотовой связи всех стандартов позволило в 2001–2002 годах привлечь значительные инвестиционные ресурсы в развитие этого сегмента рынка. Операторы, обладая финансовыми средствами акционеров и инвесторов, активно ищут пути наиболее эффективного развития своих сетей.

Регионы: посмотрим пристальнее

Региональный оператор сотовой связи в России – каков он? Прежде всего это работа в устаревшем стандарте связи, слабо развитая сеть, высокие цены (относительно доходов населения) и, как следствие, небольшое количество абонентов. Развитие происходит за счет собственных средств, так как крупного западного или российского инвестора завлечь в регион, в котором за чертой бедности проживает половина граждан, невозможно. Собственных средств все по той же причине недостаточно для покупки овых станций. Возникает замкнутый круг, в котором оператор не может снизить цены и набрать абонентскую базу для повышения прибыльности своего бизнеса из-за недостатка средств на закупку необходимого оборудования. Какая бы ни была покупательная способность населения, но снижение стоимости услуг, несомненно, приведет к увеличению количества клиентов и, скорее всего, к возрастанию доходов.

Такой оператор встречает у себя в городе, области, районе столичных гигантов: АО «ВымпелКом», АО «Мобильные Телесистемы», проект «МегаФон». Эта тройка лидеров приходит с крупными финансовыми вливаниями и большой абонентской базой за спиной. Противостоять им в одиночку практически невозможно. И без того малоприбыльный бизнес теряет свою привлекательность после появления конкурентов такого ранга. К слову, региональные операторы больше всего опасаются ценовых войн и демпинга со стороны общероссийских альянсов. Правда, понимать демпинг можно по-разному. Одно дело, когда на территории работает несколько конкурирующих операторов GSM, для которых ценовые войны, навязанные новичком, могут обернуться потерей высокодоходного рынка. И совсем другое, когда работает единственный оператор GSM, «конкурирующий» лишь с собственной совестью. Что бывает, когда приходит «второй», наглядно продемонстрировал Санкт-Петербург, когда в город пришла МТС и началась ценовая война. То же самое произошло и в Новосибирске – в тот же день, когда заработала сеть «Би Лайн GSM» (торговая марка АО «ВымпелКом»), местная МТС ввела два ответных тарифных плана с посекундной тарификацией для городских номеров и в недалеком будущем планирует ввести еще пару для клиентов с федеральными номерами.

Становится очевидным, что основная борьба в регионах разгорится между теми же тремя общероссийскими операторами. Малые будут поглощены или продолжат работу, но непривыкшие к действиям на конкурентном рынке будут вынуждены искать нестандартные решения для привлечения клиентов. Иначе их существование будет под большим вопросом.

Факты и цифры

Однако есть сильные региональные игроки, которые вовсе не собираются сдавать свои позиции и чувствуют себя в российских областях достаточно уверенно. Например, сегодня все услуги мобильной связи стандарта GSM в городах Южного и Приволжского федеральных округов (в городах Самара, Иваново, Пенза, Волгоград, Ульяновск, Астрахань и Оренбург, а также в Ярославской области и Республике Чувашия) предоставляются ЗАО «СМАРТС». Этот оператор входит в пятерку крупнейших российских операторов и располагает абонентской базой более 250 тыс. пользователей собственно «СМАРТС» и группы его компаний. «Большой тройке» трудно будет сбросить со счетов такого конкурента.

Итак, что же сейчас происходит в регионах? Обратимся, к примеру, к Центральному региону, г. Иваново.

Во-первых, здесь началось активное развитие сотовой связи в районах области. Суммарная абонентская база операторов GSM за пределами Иванова составляет не ядке выхода в область: МТС на первом месте, «СМАРТС» – на втором, «Би Лайн» – на третьем). Впрочем, рынок сотовой связи в области еще очень молод, поэтому положение игроков на нем может кардинально поменяться.

Во-вторых, сложился сотовый рынок

г. Иваново, закончилась пора активного перераспределения абонентов.

В-третьих, на рынке сотовой связи теперь три игрока, имеющих абонентскую базу одного порядка (от 25 до 39% рынка). Четвертый и последний игрок стандарта GSM – «МегаФон», которому только предстоит выход на рынок, окажется в очень тяжелой ситуации, потому что отрыв конкурентов уже сейчас довольно велик и с каждым днем все увеличивается.

В то же время у сотового рынка Ивановской области еще очень большой резерв для развития. Количество подключающихся абонентов ко всем трем компаниям увеличивается уверенными темпами (правда, в основном за счет подключений в области). Например, к компании «Би Лайн» только за май подключилось приблизительно 4 тыс. абонентов, четверть из них – в области. Число подключающихся в области с февраля (момента выхода на областной рынок) по май ежемесячно удваивалось.

К концу осени должна установиться тенденция к выравниванию абонентской базы. Это приведет к тому, что все операторы будут иметь от 30 до 36% рынка. Скорее всего, к тому времени на первом месте будет компания МТС, на втором – «СМАРТС», на третьем – «Би Лайн».

Итак, экспансия трех ведущих операторов связи продолжается. Региональные мобильные операторы также проявляют заметную активность и волю к победе. Остается надеяться, что главными действующими лицами процесса развития мобильной инфраструктуры связи в регионах останутся абоненты и все маркетинговые и технологические программы будут разрабатываться и внедряться с учетом их интересов.

Использованы материалы www.ivgsm.ru , www.modetel.ru

Главная страница / Архитектура отрасли