Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

состояния отечественных систем связи : служба эксплуатации : износ цифрового, аналогово оборудования

Мы все живем, как на пороховой бочке...

В настоящее время эксплуатация систем

связи в России находится в довольно бедственном положении. Сравнительный анализ состояния эксплуатации и других подразделений (служб развития, строительства, управления и пр.) выявляет значительный перекос. Несмотря на высокий уровень цифровизации, введение новых услуг, стремление многих операторов достигнуть уровня мировых стандартов, служба эксплуатации тех же компаний в лучшем случае по принципам и методам соответствует середине ХХ века. Попытаемся разобраться в причинах столь бедственного положения и определить направления улучшения.

Нынешнее бедственное состояние

Картину состояния современной системы эксплуатации можно «набросать» несколькими достаточно яркими штрихами. Работая над проектами оснащения предприятий измерительной техникой, наш коллектив оценивал реальную ситуацию в этой области. Под новыми (!) измерительными средствами понимались приборы со сроком эксплуатации менее 5-10 лет. Уровень оснащенности предприятий этими средствами составляет в среднем 1,5-3% необходимого количества. Официальная статистика дает, вероятно, примерно такие же цифры. По большому счету, этим количеством можно пренебречь, что означает одно – современная эксплуатации «слепа», она не видит своей сети и, как следствие, не способна понять всех процессов, происходящих в ней.

В последние 5-10 лет наметилась устойчивая тенденция оттока специалистов из служб эксплуатации в отделы развития, строительства, управления. В настоящее время можно признать: в большинстве случаев эксплуатация практически деквалифицирована.

Любой руководитель, любой эксперт или проверяющий может легко убедиться в этом: достаточно посидеть сутки на любой узле связи и понаблюдать за работой смены – как они пришли, выпили чаю, покурили, сходили на обед, еще раз выпили чаю и ушли домой. Такой «порядок» не может не привести к полной деквалификации, даже если изначально это будет группа гениев.

А тем временем идет износ цифрового оборудования, закупленного и установленного на волне послеперестроечного развития связи. Скоро оно начнет выходить из строя, причем, как известно, цифровые системы связи «умирают» не постепенно, как аналоговые, а с «пороговым эффектом» – сразу и окончательно. Восстанавливать их намного сложнее, чем аналоговые. Здесь уместно провести параллель с автомобилями. «Аналоговые» «Жигули» умирают постепенно, скрипят, пыхтят, но некоторое время еще ездят, давая возможность водителю принять меры. «Цифровая» иномарка «не шумит» до последнего, а потом просто встает. Чтобы не допустить этого, в центрах эксплуатации, оснащенных совершенной техникой, за процессом ведут наблюдение с регулярностью, достойной подражания. Но почему же, принимая правила цифровой технологии в сфере быта, они игнорируются в том деле, которое нас всех кормит? Как мы дошли до этого? Рассмотрим историю процесса.

История «убим и историческом пространстве новой нарождающейся эпохи, трудно понять, с чего началось построение того «кривого» здания, которое можно назвать современной системой эксплуатации большинства российских операторов связи. Вероятно, первый «кирпичик» в будущее здание был заложен начальной структурой сетей. И здесь основную роль сыграл фактор, до сих пор негативно сказывающийся на развитии всей отечественной связи, – монополизм. Именно он оказал сильное воздействие на принципы построения систем эксплуатации.

Построенная на командно-административных принципах, отечественная связь и модернизироваться начала на той же основе. Это было тяжелое время для нашей страны – период крушения старой системы хозяйствования и установления нового хозяйственного уклада. Он требовал, и до сих пор требует изменения принципов работы систем эксплуатации. Любая революция, научно-техническая или социальная, порождает определенный хаос в понимании многих проблем. Появляются не подкрепленные ситуацией ожидания, навязчивые идеи и пр. Это нормальная ситуация, когда сообщество отстает от развития событий. Связное сообщество цифровизацию и новые принципы построения/развития/эксплуатации современных сетей связи не «переварило» до сих пор, что и стало одной из причин появления этой статьи.

Период советской экономики

Итак, что же происходит с пониманием задач эксплуатации при переходе от одного хозяйственного уклада к другому? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, как была устроена система эксплуатации в СССР.

С точки зрения принципов построения экономики, СССР представлял собой административную, замкнутую систему хозяйствования. Довольно примитивной иллюстрацией этого тезиса является рис. 1.

Замкнутая система хозяйства СССР, применительно в эксплуатации систем связи, работала приблизительно так. Научно-исследовательский институт связи (НИИС) разрабатывал будущие инновации (в то время – перспективные разработки), которые по международной стандартизации могли быть, собственно говоря, нестандартными (достаточно вспомнить централизованную систему тарификации, АОН, сигнализацию 2ВСК и др.).

Затем по указанию и под руководством НИИС развертывалось производство линейного оборудования на заводах отрасли. Таковых было относительно немного, «зоопарка» технических средств не возникало. Зная специфику производственного процесса и всю «подноготную» выпускаемого оборудования, НИИС давал указание на производство соответствующей измерительной техники, причем с учетом специфики линейного оборудования. Например, при невысоком качестве генераторов, входящих в состав линейного оборудования, в состав измерительного прибора резонно было включить частотомер – для своевременной подстройки генератора и т. д. Затем линейное и измерительное оборудование по разнарядке, в заранее установленных пропорциях передавалось оператору. НИИС создавал инструкции по применению измерительного оборудования. Учитывая выях связи и относительную однотипность измерительных приборов, НИИС мог создавать инструкции по эксплуатации и применению измерительных приборов сколь угодно высокой детализации, например: «подключить шнуром (1) прибор в измерительное гнездо аппаратуры (2), повернуть на приборе ручку (3) на угол в 90 град, считать показания с индикатора (4), результаты занести в специальную таблицу (формуляр прилагается)…».

Такая замкнутая система хозяйства работала, и работала успешно, что подтверждается следующими данными. Наиболее высокая степень оснащенности, практически на уровне международных стандартов, у операторов связи общего пользования – в аналоговых системах передачи, запущенных в эксплуатацию до 1982-1983 годах, т. е. в эпоху советской экономики. На одну систему передачи приходилось два комплекта измерительных приборов. Один оператор на 31 действующую аналоговую систему передачи имел 65 комплектов измерительных приборов класса ЕТ (Elektronika), 15 комплектов чехословацких приборов 12XN и 5 комплектов приборов класса MV/GF. Итого (без учета дополнительных приборов, а также морально и технически устаревшего отечественного оборудования) – 85 измерительных комплектов(!). Даже с учетом цифровизации первичной сети в последние 10 лет нужно признать: принятая в эпоху СССР разнарядка по соотношению измерительных средств и линейных средств способствовала созданию мощных систем эксплуатации. Для сравнения: на несколько тысяч потоков ИКМ, сформированных в системах PDH/SDH того же оператора, приходится менее 10 тестеров ИКМ разной функциональности.

Системы замкнутого хозяйства характеризуются следующими особенностями функционирования систем эксплуатации связи:

• творческий потенциал в экономической системе СССР был сосредоточен в структурах НИИС. На местах никакого «творчества» не предполагалось, поскольку существующая система требовала прежде всего четкого исполнения достаточно детализированных инструкций;

• существующая параллельно система рацпредложений предполагала участие в творческом процессе скорее как исключение, чем правило;

• большая часть систем связи была отнесена (по тем временам – справедливо) к секретной или полусекретной деятельности, так что взаимный обмен информацией между специалистами предусматривался только на уровне работы НИИС, в научной среде.

Положение дел «советского периода» мы рассмотрели столь подробно для того, чтобы понять, с каким научно-техническим составом и с какими процессами в системах эксплуатации начала наша страна перестройку хозяйства. Данная система создавалась более 50 лет, она успешно функционировала и по своим решениям в сфере эксплуатации была гораздо гармоничнее нынешней.

Система эксплуатации рыночной экономики – идеальная модель

Модель замкнутого хозяйства в 90-е годы была полностью разрушена. На месте разрушений остались лишь руины с элементами упорядоченных зданий. Новой системы эксплуатации не было предложено, более стремимся.

Изучение опыта построения систем эксплуатации за рубежом позволило автору и его коллегам понять, как должна строиться система эксплуатации в условиях рынка. Понять настолько, чтобы создать некую модель для рыночных условий (рис. 2).

Структура модели открытого рыночного хозяйства, представленная на рис. 2, более сложная, чем замкнутого хозяйства (см. рис. 1).

Очевидно, в центре этой модели должен стоять сам рынок – место, где одни продают технические решения, услуги и пр., другие – покупают перечисленное. Принципы построения систем эксплуатации такой модели следующие. Теперь уже нет государственного заказа (или он настолько мал, что им можно пренебречь) ни для предприятий, выпускающих линейное оборудование, ни для предприятий, выпускающих средства эксплуатации (например, измерительную технику). Есть только рынок, причем открытый. Для современного состояния нашей страны это означает до 60% и более импортных технологий линейных средств и более 90% – измерительной техники.

Продавцы (как бы они себя ни называли – производителями, системными интеграторами, дистрибьюторами и пр.) выходят на рынок технических решений, представляя их определенным рыночным способом (реклама, маркетинг, ПР, выставки и др.). Операторы, выступающие в данном случае покупателями, приобретают эти технические решение в меру сил, возможностей, задач и эрудиции. Когда оператор не знает, что и как ему использовать, он обращается в консалтинговую фирму, которая аккумулирует в себе весь опыт отрасли по каким-либо направлениям и имеет моральное право рекомендовать то или иное решение. Поскольку сейчас в России консалтинга как такового нет, постараемся определить сферу деятельности консалтинговой фирмы. Советы ее специалистов помогают оператору быть «наплаву», т. е. улавливать новые тенденции в области связи, быть в курсе событий на рынке, оценивать уровень проблемности тех или иных решений и т. д. Это дает значительную экономию сил, времени и средств.

Все перечисленное представляет собой рыночную компоненту. Кроме нее есть и государственная. В период перехода к глобальному информационному обществу (а именно эта концепция сейчас принята у нас) телекоммуникации и информация становятся стратегическим ресурсом, который подлежит обязательному контролю государства, что вполне понятно: связь – это специфичная отрасль человеческой деятельности, требующая координации усилий всех компаний на рынке. Чтобы связывать людей, нужно по крайней мере самим договориться между собой. Для роли рефери лучше всего подходит государство. Государственная компонента в приведенной модели – те же НИИС, но в новом качестве.

Теперь они должны генерировать стандарты национального уровня, которые позволят в условиях рыночной экономики создать национальные сети без каких-либо взаимных нестыковок. Операторы в своей деятельности должны руководствоваться стандартами и четко их соблюдать, иначе погибнет сама идея телекоммуникаций – связывать стандартов (и только за этим!). Для этой цели используются карательные государственные организации – службы надзора (например, Госсвязьнадзор).

Очень важно понимать различия между обязательными и рекомендательными стандартами и нормами. Стандарты, разрабатываемые НИИС, носят обязательный характер. Они должны касаться только самых общих норм, которые почти всегда могут быть отнесены к нормам качества. О проблеме качества нужно говорить отдельно, она в нашей отрасли стоит весьма остро. Пока же предлагаем принять на веру, что большая часть стандартов национального уровня может рассматриваться только как нормы качества. Все прочие параметры сетей, как и сама активность оператора, направленная на достижение соответствия его сети нормам качества, является дополнительной и относится к сфере деятельности консалтинговых фирм. Нормативы этого типа носят рекомендательный характер.

Говоря кратко, НИИС должен разрабатывать нормативы качества на различные подсистемы связи, гарантирующие сопрягаемость сетей и защиту потребителя. Оператор обязан соблюдать эти нормы. То, каким образом он добивается этого на своей сети – его внутреннее дело, при необходимости он может обратиться за советом в консалтинговую компанию. Структуры надзора должны заниматься только вопросами, связанными с контролем качества, и ни в коем случае не вмешиваться во внутренние дела оператора.

Стабильность работы рыночной системы требует разделения государственной и рыночной компонент. НИИС не может быть участником рынка, как и консалтинговые компании не имеют право разрабатывать стандарты. При нарушении этого правила неизбежна коррупция или лоббирование частных интересов в ущерб государственным.

Еще одно отличие двух компонент модели – динамика. Рынок всегда «дышит», динамично меняется, оборудование, технические решения, консалтинг обновляются ежегодно и даже чаще. За счет этого достигается высокая устойчивость самой системы к внешней динамике научно-технического прогресса. А вот стандарты национального уровня должны быть стабильными, неизменными и основательными. Принятые один раз, они не должны меняться в течение десятилетий и более. Это гарант стабильности работы системы связи в целом. Представленная модель является, конечно, весьма упрощенным вариантом, поскольку ориентирована она прежде всего на эксплуатацию. Но в целом будущая система эксплуатации должна создаваться именно по такому принципу – если не случится возврат к командно-административным методам работы.

В следующем номере мы детально рассмотрим процесс движения к системе

Главная страница / Архитектура отрасли