Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

КРУГЛЫЙ СТОЛ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

В последнее время определенное оживление на рынке систем электронного документооборота (СЭД) вызвано началом очередного этапа реализации ФЦП «Электронная Россия», предусматривающего активную автоматизацию работы государственных органов и бюджетных организаций. Несомненно, на этом фоне найдутся средства и для внедрения систем электронного документооборота в государственном секторе. Какие перспективы в связи с этим видят представители отечественного рынка СЭД?

Арам ПАХЧАНЯН, вице-президент компании ABBYY по корпоративным проектам

Александр ЛОКШИН, директор по системным проектам, Корпорация ЮНИ

Владимир АНДРЕЕВ, менеджер продукта компании Digital Design

Дмитрий ГЕЗЕНЦВЕЙ, системный аналитик отдела программных разработок, компания TMU Consulting

Дмитрий СОЛЕНКОВ, руководитель направления, Департамент информационных технологий «Интерпроком Лан»

Сергей КОВТУНЕНКО, генеральный директор НТЦ ИРМ

Николай НИКОЛЬСКИЙ, директор по маркетингу Cognitive Technologies

Дмитрий КАЛАЕВ, зам. генерального директора компании NAUMEN

Дмитрий КУЦИНЯК, эксперт отдела проектирования «Электронных Офисных Систем»

– Как вы оцениваете современное состояние рынка корпоративных систем документооборота в России?

Арам ПАХЧАНЯН: Судя и по прямым, и по косвенным признакам, я бы назвал текущую ситуацию «низким стартом»: массовости пока нет, но кривая роста выглядит убедительно. Это наглядно демонстрируют и результаты опроса посетителей конференции Docflow, которую мы организуем вот уже 8 лет. Если раньше это были «очень заинтересованные люди», то теперь это «принимающие решение покупатели».

Александр ЛОКШИН: Объективно рынок корпоративных систем электронного документооборота существует в России уже давно, и, на мой взгляд, он

необъятен. В последние два-три года он активно осваивается многими российскими и западными компаниями. Уже сегодня системы электронного документооборота широко используются во многих крупных и средних предприятиях, государственных структурах городского, регионального и федерального уровней. К сожалению, интенсивность развития этого рынка во многом сдерживается из-за путаницы в понятиях «делопроизводство» и «документооборот» – в сознании многих руководителей документооборот по-прежнему отождествляется с простыми функциями секретарши. Однако в целом я считаю рынок систем электронного документооборота в России очень перспективным.

Владимир АНДРЕЕВ: На наш взгляд, рынок находится в состоянии бурного становления.

Ситуация 3–4-летней давности – два-три плохо продаваемых западных бренда и сопоставимое количество отечественных систем, явно уступающих по функциональности и разработанных для конкретного крупного заказчика, – сменилась положением, когда и количество отечественных продуктов велико, и функциональность систем рм таково, что покупателю крайне сложно сделать объективный выбор.

Дмитрий ГЕЗЕНЦВЕЙ: Ситуация во многом аналогична рынку ERP-систем. Качество предлагаемых программных продуктов достаточно высокое. Решения включают в себя средства автоматического распознавания текста и голоса, преобразования документов в открытые форматы (PDF, HTML), электронные каталоги, полнотекстовый поиск с элементами семантического анализа, элементы делопроизводства, архивацию. Вместе с тем, в отличие от рынка учетных систем, практически отсутствуют недорогие в приобретении и обслуживании полнофункциональные решения для малого и среднего бизнеса.

Вадим ЗЛОБИН, директор по системам управления информацией АНД «Проджект»: Оценивать рынок систем документооборота необходимо, во-первых, с точки зрения насыщенности его предложением – по степени представленности международных компаний, активности и уровню отечественных разработчиков. Во-вторых, по степени развития спроса на системы у различных заказчиков. Сейчас рост рынка систем документооборота происходит за счет двух основных групп заказчиков – коммерческого сектора (производственные, торговые компании) и государственного сектора (органы государственной власти, муниципальные органы). Если в первом случае развитие рынка систем документооборота идет естественным порядком, то во втором – «взрывообразно».

Дмитрий СОЛЕНКОВ: На наш взгляд, на рынке систем электронного документооборота наблюдается значительное оживление. Причин здесь, по-видимому, несколько: растущая маркетинговая активность разработчиков таких систем, понимание руководителями предприятий необходимости автоматизации управления и главное – общее оживление экономики и рост зарубежных инвестиций.

Николай НИКОЛЬСКИЙ: Любая российская организация – от малого предприятия до крупной промышленной корпорации – может сегодня подобрать решение, максимально подходящее для выполнения стоящих перед ней задач. При этом российские системы у заказчиков более популярны. Они превосходят западные аналоги по гибкости, функциональности, простоте внедрения и эксплуатации, легче подстраиваются под индивидуальные стандарты управления организации.

– Какие организации и компании сегодня, на ваш взгляд, наиболее заинтересованы во внедрении систем электронного документооборота?

Дмитрий КАЛАЕВ: Корпоративная система документооборота дает наибольшую отдачу, когда внедряется на максимальном количестве рабочих мест. До недавнего времени позволить себе это могли немногие предприятия, однако сейчас запросы рынка и предложения поставщиков решений идут навстречу друг другу. Интерес к системам документооборота стали проявлять не только компании национального масштаба, но и средний бизнес. Cегодня даже руководство предприятий, где с документами работают 10–20 человек, задумывается о необходимости оптимизации документооборота, не говоря уже о более крупных предприятиях.

Дмитрий КУЦИрежде всего заинтересованы те организации, которые ставят во главу угла не выживание компании как таковой, а ее лидерство на рынке. Для этого ко всем прочим своим качествам организация должна быть управляема и мобильна. Обычно это технологичные компании, активные и информационно емкие.

Кроме того, есть отдельные направления деятельности, где специфика работы требует использования современных информационных решений, без которых эффективная деятельность может быть затруднена или невозможна. Например, можно ли представить себе современные банки без пластиковых карт и электронных платежей? Финансовые, и особенно банковские, структуры – благодатная почва для внедрения информационных систем документооборота.

Александр ЛОКШИН: Конечно, в первую очередь, это крупные коммерческие структуры различных форм собственности, а также государственные организации и учреждения. Большой интерес к системам электронного документооборота в последнее время начали проявлять производственные предприятия, на которых серьезно решается задача комплексной автоматизации. В первую очередь это предприятия с так называемым дискретным и проектным типом производства (машиностроение, авиастроение, судостроение и т. п.).

Владимир АНДРЕЕВ: По нашим наблюдениям, сегодня можно выделить несколько специфических потребительских сегментов, наиболее активно решающих данную проблему. Первый – госорганы и «бюрократические» организации. Во второй сегмент входят крупные коммерческие структуры и холдинги, столкнувшиеся со сложностями в области управления и подошедшие к проблеме оптимизации управленческих потоков.

Третий сегмент – относительно небольшие предприятия различного профиля с современным менеджментом, озабоченные внедрением современных практик управления. И, наконец, четвертый – конструкторские и проектные организации, существенно увеличивающие объемы деятельности, что без внедрения соответствующей программно-аппаратной базы оказалось невозможно.

Дмитрий ГЕЗЕНЦВЕЙ: С одной стороны, это компании, внутри которых происходит интенсивный обмен недостаточно структурированной информацией, часто имеющие развитую филиальную или дилерскую сеть, а также организации по роду своей деятельности работающие с большим количеством регламентирующих и других документов. С другой – компании, имеющие небольшой объем документов, но использующие современные подходы к управлению и работающие по международным стандартам отчетности и качества, которые внедряют электронный документооборот для повышения эффективности своей работы.

– Есть мнение, что невозможно посчитать реальную эффективность от внедрения подобных систем и зачастую дешевле использовать вместо такой системы традиционный документооборот. Как вы прокомментируете это?

Николай НИКОЛЬСКИЙ: Вряд ли организации стали тратить значительные средства на внедрение систем электронного документооборота, если бы это не приносило никакой выгоды. Эффект от внедрения сиямым, так и косвенным. Прямой эффект – сокращение расходов на бумагу и эксплуатацию офисной техники, хранение документов.

Несмотря на кажущуюся несерьезность, это может составлять значительную сумму,

которая серьезно «утяжеляет» внутренние расходы организации. Косвенный эффект – укрепление исполнительской дисциплины, обеспечение комплексного

контроля за выполнением заданий руководства, повышение оперативности работы сотрудников с документами. Здесь, действительно, трудно посчитать финансовый выигрыш в абсолютных цифрах. Например, у наших клиентов после внедрения электронного документооборота прибыль вырастала от 5 до 15%.

Дмитрий КАЛАЕВ: В небольшой организации, где каждый сотрудник занимается широким кругом вопросов, достаточно сложно произвести расчет эффективности. Один из основных факторов эффективности – освобождение работников от непродуктивного труда, связанного с поиском, оформлением и согласованием документов. Освободившееся время работник может потратить как на увеличение благосостояния предприятия, так и совершенно безрезультатно. Система документооборота – это инструмент, позволяющий повысить эффективность, а наличие или отсутствие результативности зависит от способа его использования. Еще одной проблемой, уже упомянутой ранее, продолжает оставаться высокая стоимость решения, особенно зарубежного производства, которая соизмерима со стоимостью проекта внедрения в Европе или Америке, однако, как известно, заработная плата в России пока отстает. Соответственно при одинаковой экономии рабочего времени эффект от внедрения разный, более того, период окупаемости капиталовложений продолжительностью 5–10 лет на некоторых предприятиях вообще не рассматривается.

Вадим ЗЛОБИН: Существуют статистические оценки ускорения времени обработки документов, снижения затрат времени на поиск документов. В целом системы документооборота могут уменьшить время, которое сотрудники посвящают работе с документами, на 30%.

В зависимости от объема обрабатываемых ежедневно документов, величины потока документов в компании можно вычислить совокупные временные выгоды и перевести их в стоимость человеко-часа. Мне кажется, это вполне логичный и адекватный способ оценки. Однако он не учитывает всех выгод – ведь, помимо ускорения работы, системы документооборота позволяют значительно повысить контроль дисциплины, управляемость организации. А эти параметры, на самом деле, с

трудом поддаются количественной оценке.

Дмитрий КУЦИНЯК: Ожидаемые от внедрения систем автоматизации делопроизводства результаты можно разделить на два типа – стратегические и

тактические.

Тактические результаты связаны в основном с сокращением затрат, которые достаточно легко определить и измерить. Сколько тратится бумаги для печати документов? Сколько стоит время сотрудников, занятых обработкой бумажной документации? Сколько уходит времени на поиск документов и перевод их в электронный ввной вопрос один – как много времени сэкономит организации и ее клиентам электронный документооборот.

Ожидаемые стратегические результаты – это улучшение качества принимаемых решений, следовательно, общее повышение эффективности деятельности. Также стоит учесть повышение доверия взаимодействующих с организацией физических и юридических лиц, существенное снижение прямых и косвенных издержек на содержание аппарата управления.

– Служит ли, на ваш взгляд, реализация ФЦП «Электронная Россия» реальным фактором ускорения перехода компаний на электронный документооборот?

Сергей КОВТУНЕНКО: Для создания «глобальной» системы ЭДО необходима успешная практика реализации и внедрения таких решений (проектов). ЭЦП является одним из аспектов внедрения ЭДО. В предлагаемый Стандарт включать детально эти вопросы нецелесообразно, так как ЭЦП подтверждает «достоверность» документа, в том числе и передаваемого в рамках Стандарта, регламентируется соответствующими документами и является «внешним» по отношению к положениям Стандарта.

Арам ПАХЧАНЯН: Про саму ФЦП говорить сложно: все зависит от того, как в рамках этой программы пойдут дела. Но определенный PR самой идее, безусловно, «Электронная Россия» уже сделала. И это не может не радовать. Главное, чтобы сама программа дальше продвигалась достаточно успешно, иначе этот PR станет «черным». К сожалению, плохие новости у нас распространяются намного быстрее хороших, и одного большого провала будет достаточно, чтобы насторожить рынок и вызвать отторжение.

Александр ЛОКШИН: Конечно, ФЦП «Электронная Россия» поднимает проблему на государственный уровень. Ее цель – создание единого информационного пространства, обеспечивающего четкое взаимодействие всех государственных структур и органов власти. Совершенно очевидно, что эта задача не может быть решена без внедрения систем электронного документооборота во всех организациях и учреждениях, находящихся под государственным управлением. Кроме того, есть все основания полагать, что реализация ФЦП «Электронная Россия» даст существенный толчок руководителям большинства коммерческих структур к принятию решения о переходе на электронную форму ведения всего документационного обеспечения своей финансовой и хозяйственной деятельности.

Владимир АНДРЕЕВ: Несомненно, определенное оживление данная программа принесет и уже принесла. Во-первых, одна из ее задач – создание нормативной базы в области IT и, в частности, электронного документооборота, что позволит в какой-то степени нормализовать рынок систем автоматизации документооборота. Во-вторых, государство выделило достаточные бюджеты на реализацию конкретных программ – это даст возможность отечественным компаниям стимулировать свои разработки в данной области.

Дмитрий ГЕЗЕНЦВЕЙ: Реализация ФЦП в области документооборота, по моему мнению, ограничена госсектором. Возможно, процесс затронет компании, активно работающие с госстокументооборот необходимо в возможно короткие сроки доработать и принять Закон «Об электронном документе», имеющий непосредственное отношение к Федеральной программе.

Материал подготовила Наталия Ермолаева

Главная страница / Архитектура отрасли