Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ РАЗВИТИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Ситуация на российском рынке сотовой связи выглядит сегодня вполне благополучно: в столице и крупных городах продолжает расти количество абонентов, бурно развивается сотовая связь в регионах; обновляется техническая база, совершенствуются нормативы, регулирующие деятельность операторов; вот-вот начнется коммерческая эксплуатация сотовой связи третьего поколения. Однако за внешним благополучием скрывается ряд проблем, которые уже в полной мере проявились на Западе и в скором времени ожидают нас: интерес инвесторов к операторам сотовой связи падает, происходит насыщение платежеспособного спроса, снижаются доходы в расчете на одного абонента, перспективы третьего поколения сотовой связи кажутся все более сомнительными.

О намечающихся трудностях в развитии российского рынка сотовой связи и возможных путях решения его проблем рассказывает начальник отдела АО «Система Телеком» Владимир Кириллов.

– Известно, что трудности лучше предвидеть и заранее подготовиться к их преодолению. Как, по-вашему, какие проблемы ожидают российский рынок сотовой связи в ближайшие год-два?

На мой взгляд, российским операторам сотовой связи в ближайшие пару лет какие-то серьезные потрясения не грозят, кроме, может быть, тех, которые они сами себе способны устроить в пылу конкурентной борьбы. По-настоящему серьезные проблемы могут возникнуть при насыщении российского рынка, но до этого у нас есть еще несколько лет.

С настоящими проблемами сейчас столкнулся западный рынок, в том числе европейский, где насыщение достигло критической величины. В сфере сотовой связи Россия идет в фарватере, и потому российские операторы внимательно следят за европейскими: решение проблемы насыщения, которое европейцы должны будут выстрадать, мы сможем, вероятно, относительно дешево скопировать.

– Насыщение рынка – процесс объективный. Какие операторы пострадают от него в первую очередь?

Вполне очевидно, первыми пострадают московские операторы – «большая тройка». Однако следует заметить, что «страдания» эти будут не столь уж велики, а переживать их придется не очень скоро. На то есть целый ряд причин.

Во-первых, объем рынка московского региона может оказаться заметно больше, чем предполагалось. Он определяется двумя факторами: численностью населения и его средними доходами. Судя по предварительным данным Всероссийской переписи, просочившимся в печать, первый показатель значительно превышает прогнозируемый. Как следствие, средние доходы на душу населения окажутся ниже, чем по данным Госкомстата. Первое обстоятельство означает увеличение размеров рынка и уменьшение степени его насыщения, второе – снижение скорости насыщения. Так что ожидаемый срок появления серьезных проблем у московского рынка сотовой связи вероятно отодвинется еще на один-два года.

Во-вторых, «большая тройка» потому и большая, что заблаговременно позаботилась о преимущественном развитии сет«тройку» операторы будут твердо опираться на регионы.

В-третьих. В сотовом бизнесе участвуют три стороны: оператор, производители телефонных аппаратов и производители инфраструктуры. При насыщении рынка больше всех страдают именно последние: в этой стадии спрос на их продукцию определяется только амортизацией оборудования, а это, как известно, процесс очень длительный. Производители телефонов в этот период начинают работать на восполнение морального износа, сроки которого один-полтора года. Спрос на их аппаратуру падает, но не катастрофически. Что касается операторов, то для них проблема заключается в прекращении роста доходов и, возможно, медленном их спаде из-за снижения тарифов. Но для операторов отсутствие роста сети имеет и положительную сторону – отсутствуют затраты на ее развитие. Примером может служить сеть AMPS БиЛайн в московском регионе – вполне бесперспективная, но вполне доходная.

Если смотреть шире и оценивать ситуацию в мировом масштабе, приходится констатировать, что основные события в сотовой связи в ближайшие годы будут происходить без участия россиян. Раз уж у нас нет своих производителей аппаратуры, а до насыщения нашего рынка мы имеем в запасе еще несколько лет, в этом «спектакле» наше место не на сцене, а в первых рядах партера.

– И что же мы видим со своих мест в партере?

Пока действие развивается по сценарию фильма ужасов. Объемы продаж операторов Западной Европы неуклонно уменьшаются. Считается, что довольно надежный показатель состояния компании – биржевая стоимость ее акций (это похоже на температуру у человека, только с точностью до наоборот: если стоимость акций снижается – компания «болеет»). Так вот, стоимость акций основных сотовых операторов Европы за последние два года снизилась в 2–2,5 раза! Это признак тяжелой и затяжной болезни.

– Насколько могут улучшить ситуацию изменения тарифной политики операторов?

Ресурсы «ценовых войн» весьма ограничены, а в условиях насыщенного рынка такие «войны» просто бессмысленны. Когда потребности абонентов в связи данного вида полностью удовлетворены, снижение тарифов не приводит к увеличению рынка и соответствующему росту доходов – напротив, доходы оператора снижаются.

Уже сейчас, в условиях ненасыщенного российского рынка, ведущие операторы фактически отказались от ведения «ценовых войн». Единственно возможное исключение – это выход нового игрока на рынок, монополизированный ранее единственным оператором сотовой связи (так было, например, когда компания МТС выходила на рынок Санкт-Петербурга).

– Тем не менее конкуренция сохраняется. Какие методы используют операторы в конкурентной борьбе и как Вы оцениваете их эффективность?

Эти методы весьма разнообразны, и только их перечень мог бы составить оглавление современного учебника по маркетингу.

Маркетинговое воздействие сотовых операторов на рынок я считаю очень результативным. Сотовая связь за фон. Сохранив ореол престижности вокруг сотовой связи, маркетологи сумели внушить потребителю, что мобильный телефон не роскошь, а необходимость.

Еще один признак эффективной работы сотовых компаний – появление групп болельщиков, настоящих «фанатов» основных операторов сотовой связи. Загляните на форум интернет-издания «Сотовик», и вы увидите, какие страсти там кипят! Я не знаю ни одной другой отрасли, где бы за коммерческой деятельностью компаний следили с таким по-настоящему спортивным азартом.

– Может ли облегчить жизнь операторским компаниям переход на более современные технологии, в частности внедрение сотовой связи третьего поколения?

Это единственный выход, который существует в настоящее время.

Самая главная проблема, которая возникает при этом, связана со способом мышления участников рынка, который проявился и в формулировке Вашего вопроса. Дело в том, что конечному потребителю, абоненту, сами по себе технологии почти не интересны. Ему нужны новые услуги, за которые он готов платить деньги. А на какой технологии они будут основаны – его мало интересует.

Подход к разработке технологии исходя из интересов потребителя в сотовой связи, как это ни странно, не является традиционным. Давайте посмотрим: главная услуга, предоставляемая абоненту, – это голосовая связь. Но переход сотовой связи от первого поколения ко второму был продиктован вовсе не стремлением улучшить качество голосовой связи. Стимулом прежде всего была экономия частотного ресурса, а улучшение качества связи за счет применения цифровых технологий было «побочным эффектом» достижения главной цели.

Мы уже перечисляли основных участников рынка сотовой связи: оператор, производитель трубок, производитель инфраструктуры. Спрашивается, кто из них заинтересован во введении новых услуг?

Самые большие проблемы ожидают производителя инфраструктуры. Но для него потребитель – оператор сотовой связи, который отнюдь не является потребителем УСЛУГ. Потому производитель мыслит не в категориях УСЛУГ, а в категориях ТЕХНОЛОГИЙ. Именно от производителей инфраструктуры исходят предложения по внедрению технологий следующих поколений – 2G+, 3G. Именно технологий! Конечно, новые технологии дают возможности для разработки новых услуг. Но кто

должен этим заниматься?

Казалось бы, в первую очередь операторы: у них более тесные связи с рынком конечных потребителей услуг. Однако мы уже говорили, их перспективы на рынке связи лучше, чем у остальных участников, потому они недостаточно мотивированы для подобной деятельности. К тому же, влияние операторов на производителей, особенно телефонных операторов, у которых каждая модель тиражируется во многих миллионах экземплярах и маркетинговые ошибки обходятся очень дорого, весьма ограниченно. Естественно, в какой-то степени производители трубок учитывают потребности операторов связи, но они не занимаются разработкой услуг, это не их профиль.

Таким образом, основной проблесть его участников в разработке бизнес-приложений, услуг для конечного пользователя. Когда эта проблема будет решена, произойдет консолидация усилий всех участников бизнеса, что приведет к возникновению целого ряда новых услуг.

– Есть ли уже признаки такой консолидации и в какие формы она может вылиться?

Признаки такой консолидации заметны, особенно в рамках различных профессиональных ассоциаций. Выпущено несколько оптимистических документов, например отчет № 13 UMTS-Форума.

Однако реальных результатов пока мало. Наиболее существенным я считаю стратегический прогноз о том, что при развертывании сетей третьего поколения на рынке появится еще один участник – поставщик услуг третьего поколения, нечто вроде контент-провайдера в Интернете. Очевидно, что он и окажется «крайним» в разработке новых услуг 3G. Но поскольку его воздействие будет опосредованным, степень его влияния на производителей будет (по крайней мере, вначале) еще меньше, чем у оператора.

Интервью провел Юрий Курочкин

Главная страница / Архитектура отрасли