Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Контент-провайдер



Бурно развивающийся сегмент новых услуг всегда изобилует тенденциями и особенностями, которые абсолютно неприемлемы для сложившихся рынков. В каком-то смысле, сегодняшняя ситуация в сфере мобильных услуг и контента в России аналогична той, что наблюдалась на заре появления массового программного обеспечения: множество доморощенных низкокачественных продуктов для широкой аудитории, функциональность которых сведена к минимуму из-за жестких аппаратных ограничений. Что же происходит в этой области сегодня и каковы перспективы?

Один из самых важных моментов для предоставления качественного контента - возможность его загрузить. Для того чтобы получить цветные картинки и полифонические мелодии, загрузить красивую игру для мобильного телефона, желательно подключить услугу высокоскоростной передачи данных GPRS. А лучше EDGE - в российских мобильных сетях ее внедрят к середине 2005 г. (хотя первую сеть с поддержкой EDGE "ВымпелКом" уже запустил в декабре 2004 г. в Вологодской области). Кроме того, пользователю необходим стандарт передачи графических сообщений MMS.

Вендоры тоже поддерживают эту "игру" - почти все новые сотовые телефоны работают с протоколами скоростной передачи данных и обладают цветными дисплеями, многоголосной полифонией. Отдельный "двигатель пользовательского контента" - оснащение телефонов камерами. Чем больше в абонентской базе оператора пользователей с такими терминалами, тем больше доход от дополнительных услуг, в частности графических сообщений MMS.

Таким образом, постепенно создаются условия для развития дополнительных услуг. По данным аналитиков, в минувшем году увеличение доходов российских операторов от дополнительных услуг составило почти 150% (в сумме чуть меньше 1 млрд долл.), более 10% общей выручки услуг сотовой связи. В 2005 г. последний показатель может достичь 16%, а доходы от дополнительных услуг - 1,7 млрд долл.

Услуги обмена сообщениями (SMS, MMS) занимают почти 50% доходов от дополнительных услуг. В 2005 г. ожидается увеличение этой доли за счет роста доходов от MMS. Вторая по значимости группа - контент-услуги (24%). В 2004 г. доходы в этом сегменте достигли 310 млн долл. (рост - более 200%). Они могут составить почти треть всех доходов от дополнительных услуг. А вот доля доходов операторов от мобильного Интернета выросла незначительно - с 3% (2003 г.) до 7% (2004г.).

Сегодня в стране более 1 млн GPRS-пользователей.

Рынок дополнительных услуг начал формироваться в 2002 г., причем только в 2004 г. наблюдался взрывообразный рост - к примеру, доля контента в общих доходах дополнительных услуг увеличилась с 25% в 2003 г. до 30% в 2004 г. (300 млн долл.). Рынок находится на начальном этапе формирования, поэтому совокупная доля Москвы и Санкт-Петербурга составляет в настоящее время до 60% общего объема. Дальнейшая активизация деятельности операторов и контент-провайдеров в регионах России, при определенных сценар что данный показатель к 2007 г. снизится до одной трети всего национального рынка.

Структура потребления тоже интересна. Наиболее популярны услуги кастомизации (рингтоны/логотипы) - 46% рынка. Доля медиаинтерактивных услуг выросла за полтора года с 0% до 20%, а на услуги общения и знакомства пришлось 13% рынка. Однако сокращается доля информационно-развлекательных услуг (с 20% в 2002 г. до 15% в 2004 г.). Наиболее перспективные контент-услуги, по мнению некоторых специалистов, - игры, проекты с участием СМИ, общение и знакомства. Доля услуг по кастомизации телефонных аппаратов и информационно-развлекательных услуг будет постепенно сокращаться. Незначительно вырастет доля бизнес-приложений.

Аналитики компании J'son & Partners утверждают, что расходы российских абонентов сотовой связи на мобильный контент вырастут - с 300-310 в 2004 г. до 400-440 млн долл. в 2005 г. По данным агентства, в пятерку крупнейших российских контент-провайдеров входят российские "БиОнЛайн" (проект "ВымпелКома"), i-Free, Infon, "Никита Мобайл" и "Информ-мобил".

Оценки рынка мобильного контента его участниками существенно отличаются друг от друга. Например, "ВымпелКом" оценивает оборот этого рынка в 2004 г. в 180-200 млн долл. США, а компания i-Free полагает, что этот показатель был гораздо выше - 290 млн.

В "Евросети" ожидают, что в текущем году продажа мультимедийного контента в России принесет 700 млн долл.

Российский рынок мобильного контента растет сегодня более высокими темпами, чем рынок сотовой связи, хотя, по словам аналитиков, российские операторы сотовой связи не имеют четкого представления о своей роли в продаже мобильного контента.

По мнению аналитиков J&P, одной из главных причин столь быстрого роста рынка мобильного контента заключается в удобстве оплаты услуг: "Самым распространенным до последнего времени способом расчетов в нашей стране были "наличные" взаиморасчеты. Однако быстрое развитие электронных платежей делает процесс заказа мобильного контента удобным и привлекательным для абонента".

Естественно, что вместе с развитием рынка растет и число его участников. В 2001 г. первопроходцами были "БиОнЛайн" и "Инфон". Сегодня их больше ста, а к концу 2005 г. количество контент-провайдеров может достичь 250.

В ближайшее время услуги в области мобильного контента должен начать предоставлять еще один сотовый оператор - "СкайЛинк". По мнению Дмитрия Мартемьянова, "приход "СкайЛинка" может серьезно изменить ситуацию на рынке только в том случае, если он предложит эксклюзивный контент, который использует все преимущества его сети и которого пока не могут предоставлять GSM-операторы".

Аналитики J&P полагают, что в следующем году стоит ожидать прихода на российский рынок мобильного контента крупных иностранных игроков. Тем более что прецедент уже есть: южноафриканский iTouch купил компанию Jippii. В то же время российские игроки сами будут выходить на заграничные рынки, например ближнего зарубежья (некоторые россит в странах Средней Азии).

Во второй половине 2005 г. J&P ожидает массовых поглощений и слияний. "Российские операторы должны лучше понимать динамику рынка мобильного контента, - считают аналитики J&P. - Наш анализ показывает, что рынок можно стимулировать, если операторы будут следовать правильной политике. Если нет, то это может запутать ситуацию и замедлить развитие рынка". Но, по мнению Павла Нефедова, будущее все-таки за небольшими, нишевыми контент-провайдерами. "Большинство контент-провайдеров действительно работают в определенной, достаточно узкой нише, - говорит Руслан Хромов из Sibius. - Однако наш опыт показывает, что одной компании вполне по силам успешно развивать все направления в сфере мобильного контента".

Сейчас рынок услуг сотовой связи второго поколения (контента в том числе) развивается высокими темпами и не нуждается в связи 3G, считает Дмитрий Мартемьянов, аналитик J&P. Запуск сотовых сетей третьего поколения в России привлечет сюда многих зарубежных игроков этого рынка, предлагающих аудио и видео по заказу, видеоконференции и интерактивные услуги нового уровня. Мартемьянов считает оптимальным запуск в России сетей 3G не ранее 2006 г. Российским контент-провайдерам нужно время, для того чтобы разработать свои 3G-сервисы и на равных конкурировать с иностранцами. Но контент-провайдеры считают эту угрозу надуманной. Они утверждают, что связь 3G поначалу будет слишком дорогой, прежде всего для основных покупателей мобильного контента - молодежной аудитории, и запуск новых сетей не скажется на рынке мобильного контента.

Пользователи мобильных телефонов благосклонно относятся к новым мобильным услугам, но зачастую не знают, как обращаться с уже существующими.

Мечта опрошенных - единый аппарат для всех видов звонков, естественно, по приемлемым ценам. Среди вопросов к пользователям мобильной связи был и такой: "В каком сервисе вы нуждаетесь больше всего?" Как выяснилось, среди респондентов женского пола не последнее место занимает желание обзавестись сигнализацией, встроенной в мобильный телефон. В то же время мужчины мечтают о спутниковой навигационной системе и подробных картах. При этом и мужчины, и женщины сходятся в том, что сотовый телефон необходимо оснастить электронной почтой. Женщины предлагают дополнить список услуг "напоминателями", а мужчины - возможностью хранить различные коды доступа и пароли.

Однако прогнозы Ассоциации GSM (Global System for Mobile Communications) несколько отличаются от результатов исследований. Распределение сервисов в общем объеме оказанных услуг сетей подвижной связи в мире будет выглядеть следующим образом: передача голоса и SMS-сообщений - около 38%; банкинг, мобильный офис и мобильный доступ в Интернет - по 15%; информационные сервисы - 10%; определение местоположения и передача данных телеметрии - 5-7%.

Существует также целый ряд программ сотрудничества банков с операторами в отношении оплаты услуг связи со счета их клиента, если его депудобно для всех. Абонент спокоен, что телефон не отключат, оператор уверен, что банк покрывает его риски по кредитованию пользователя.

По прогнозам исследовательской компании Strategy Analytics, доходы от пересылки мультимедийных сообщений во всем мире к 2008 г. достигнут 22 млрд долл.

К тому времени подобными сервисами станут пользоваться 280 млн человек. Ожидается, что катализаторами расширения абонентской базы MMS-услуг будут именитые медийные бренды. Именно они поставляют разнообразный видео-, фото- и анимационный контент.

Когда российские операторы сотовой связи захотят зарабатывать больше денег, они обязательно сменят свои приоритеты - на первое место вместо голосового трафика выйдет контент для сотовых телефонов. Как показывает зарубежная практика, получать 30-35 центов с каждого доллара за счет текста, графики и передачи данных - вполне достижимый результат. Пока же у отечественных федеральных операторов этот показатель не превышает в лучшем случае 13%.

Очевидно, что говорить сегодня о бурном росте в России таких мобильных услуг, как банкинг или системы управления "умным домом", широко распространенных за рубежом, совершенно бессмысленно. Уже просто потому, что процент граждан, для которых актуальны вопросы дистанционного управления счетами или, тем более, мониторинга напичканного электроникой жилища, в нашей стране весьма невелик. Кроме того, ряд сервисов требует наличия мобильного терминала, относящегося к верхней ценовой нише, что также позволяет говорить о небольшой (менее 20% общего числа пользователей) фокусной группе. Едва ли не основной вклад в доходы операторов и поставщиков контента вносит даже не молодежь, а дети, которые, зачастую без ведома родителей, пытаются скачивать картинки, рингтоны и другие сомнительные продукты, агрессивно рекламируемые в отечественных электронных СМИ.

Таким образом, ближайшая перспектива нашего рынка мобильных услуг вполне понятна. Это в первую очередь доморощенный развлекательный контент невысокого качества, SMS и MMS для большинства абонентов, эксклюзивные дорогостоящие сервисы для небольшого количества корпоративных и бизнес-заказчиков.

TOP-10 РОССИЙСКИХ

КОНТЕНТ-ПРОВАЙДЕРОВ ПО ДОХОДАМ:

"БиОнЛайн";

i-Free;

Infon;

"Никита Мобайл";

"Информ-мобил";

Next Media Group (включает в себя Shamrock Games и PlayMobile);

Jippii;

SMXCom;

SMS Media Solutions;

PlayFon.



Источник: J'son & Partners





Главная страница / Архитектура отрасли