Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

CTI, Игорь МАСЛЕННИКОВ: VoIP, IP-телефония, IP-услуги, IP-сети



– Каково современное состояние и перспективы услуг VoIP? Можно ли в ближайшем будущем рассчитывать на их широкое распространение, и в каких странах в первую очередь?

Давайте посмотрим, что сейчас происходит с телекоммуникациями вообще. Прошлое телекоммуникаций – это телефонные (TDM) сети, т. е. сети с коммутацией каналов, будущее – превращение их в инфокоммуникации, создание всемирной, глобальной IP-связности и множества разнообразных информационных, развлекательных и коммуникационных сервисов, живущих на единой IP-инфраструктуре. Никто пока точно не знает, как именно это будущее будет реализовано, но то, что оно наступит, уже ни у кого не вызывает сомнений.

А что сегодня? А сегодня мы живем в переходный период – от телекоммуникаций прошлого к инфокоммуникациям будущего. Процесс этот далеко не простой. Генеральный секретарь Международного союза электросвязи еще в марте 2001 г. сказал: «В настоящее время происходит фундаментальное изменение – сдвиг парадигмы (paradigm shift) телекоммуникационной индустрии. Сдвиг, который по своей значимости значительно превосходит изменения в персональных коммуникациях, вызванные когда-то переходом от телеграфа к телефону. Этот сдвиг – переход от традиционных телефонных сетей с коммутацией каналов к сетям передачи данных, к сетям пакетной коммутации на базе IP-технологий».

Таким образом, мне кажется, что для всех участников рынка, начиная от компаний-разработчиков, операторов связи, органов регулирования, национальных администраций связи и международных организаций, самым главном вопросом сегодня является следующий: каким образом наиболее эффективно осуществить этот переход из прошлого в будущее. Поскольку речь идет об изменении парадигмы, это означает изменение базового набора концептов, изменение того, каким образом мы видим мир, в каких терминах его понимаем. В этом смысле сейчас время, с одной стороны, очень трудное, с другой – чрезвычайно интересное.

Перспективы услуг VoIP предельно ясны – все голосовые услуги, в конечном счете, станут VoIP. Причем это произойдет и сейчас уже происходит как в сетях традиционных телефонных операторов, которые переводят свои сервисы на IP-технологии, так и в сотовых сетях. Собственно говоря, уже сегодня сотовый телефон – это не столько телефонный аппарат традиционной связи, сколько компьютер.

Известно, что мобильные сети третьего поколения (3G) будут IP- и SIP-сетями, в которых в качестве абонентских терминалов будут выступать SIP-устройства. Таким образом, у IP – большое будущее, и оно просто неизбежно!

А в каких странах и в какую очередь – посмотрим. Это зависит от распространения сетей широкополосного доступа. Построение сетей широкополосного IP-доступа – вопрос вопросов. Неслучайно Президент США полгода назад заявил, что перед американским правительством и перед ним как президентом стоит цель – к 2007 г. оснастить каждый американский дом «третьей трубой» (third piнной трубой – широкополосным IP-каналом (первые две трубы – это электрическая и канализация/водопровод). Такая задача ставится на государственном уровне! Развитие сетей широкополосного IP-доступа и создание конкурентной среды нового рынка инфокоммуникационных услуг, который будет кардинально отличатьcя от привычного для нас телекоммуникационного, – это вопрос буквально конкурентоспособности государств, и это не громкие слова. Довольно много стран воспринимают это именно так. Сегодня такие сети интенсивно развиваются в США, Японии, в странах Юго-Восточной Азии – Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Китае, Австралии, на Тайване, в странах Западной Европы.

– На каком этапе развития находится сейчас Россия?

Для России этот процесс так же неизбежен, как и для всего мира. Но в какой степени он будет эффективным, безболезненным и быстрым, во многом зависит от позиций государства и Мининформсвязи. То, что сейчас происходит с введением подзаконных актов к Закону «О связи», в частности «Правил присоединения», с одной стороны, радует, с другой – огорчает. Радует потому, что вроде бы реализуется концепция демонополизации рынка дальней телефонной связи, и это хорошо. Но плохо, с моей точки зрения, по той причине, что если это – все (!), то этого явно недостаточно, и такие изменения, мягко говоря, не соответствуют времени. Введение подобных мер было бы уместно 10 лет назад, а сейчас вопрос стоит иначе – речь должна идти не о демонополизации, а о реконструкции телекоммуникационного рынка в целом, о создании благоприятных условий для развития новых, прогрессивных сервисов, за которыми будущее. И цель регулирования, на мой взгляд, должна быть именно такой, именно на это направленной – бессмысленно сегодня заниматься только демонополизацией рынка связи по старым, телефонным правилам – рынок уже совершенно другой.

Еще в 1999 г. с принятием решения о позиционировании IP-телефонии как телематической услуги, а не телефонного сервиса, были созданы предпосылки для бурного технологического и коммерческого развития рынка. Благодаря чему IP-телефония в России расцвела.

Сейчас чиновники из Мин-информсвязи говорят, что они выдали 7 тыс. лицензий на предоставление услуг IP-телефонии, что это слишком много, что это не рынок, а бардак... С одной стороны, вроде бы правильно, но, с другой – такой интерес к IP свидетельствует о концентрации «питательного бульона» и динамике процессов, которые в нем происходили. Могу совершенно определенно сказать, что технологически, коммерчески и организационно российский рынок IP-телефонии ничем не уступал ни одному другому в мире. Все очень хорошо развивалось. Что будет дальше – непонятно. Такое ощущение, что процесс затормозится и посереет. Существующие IP-операторы через полгода должны будут оказаться вне закона. И что им останется? Явно, они будут что-то «изобретать».

– На сколько в среднем услуги VoIP снижают стоимость голосовой связи? Можно ли на данном этапе развития IP-коммуникаций раение традиционных голосовых сервисов?

Сами по себе услуги VoIP голосовую связь и не удешевляют, и не удорожают. Кардинальное падение тарифов на дальнюю связь во всем мире за последние 10–15 лет было обусловлено не только IP-телефонией, но и другими факторами. Прежде всего, с процессом демонополизации (с чем мы запоздали) и небывалым развитием оптических технологий (в первую очередь DWDM) и IP-телефонии. Все это привело к снижению тарифов на услуги дальней связи в два, а то и три раз0а. В данном случае IP-телефония выступила в роли «спускового крючка», но процесс связан не только с ней одной.

Совершенно понятно, что будет происходить вытеснение IP-коммуникациями традиционных телефонных сервисов. В последние годы количество аппаратов фиксированной телефонной связи во всем мире сокращается, и у операторов традиционной телефонной связи все меньше перспектив. Перед ними встает необходимость развивать инновационные сервисы, такие как IP-телефония, Video-over-IP, услуги широкополосного доступа и т. п., а, кроме как на базе IP, их больше не на чем сегодня реализовывать.

Поэтому вопрос о скорости вытеснения традиционных голосовых сервисов не вызывает затруднений. Во-первых, они уже фактически заменены мобильными телефонами (сегодня даже в России сотовых телефонов в два раза больше, чем обычных телефонных аппаратов фиксированной связи. И во всем мире количество абонентов сотовых сетей приближается к 2 млрд, обычных – меньше 1 млрд, причем разрыв постоянно увеличивается), во-вторых, любые телефоны скоро будут IP-шными. Необходима критическая масса (по мнению аналитиков, 10–20% рынка), а до этого показателя осталось несколько лет, и тогда процесс станет уже лавинообразным.

– Готовы ли сетевые инфраструктуры российских сервис-провайдеров к повсеместному предоставлению различных типов IP-услуг?

Если говорить об IP-телефонии, то сегодня она существует в разных формах. Начиналось все с карточных платформ, с дешевых междугородных и международных звонков по карточкам. Требования к сетевой инфраструктуре для таких типов услуг минимальные.

Второй этап был связан с развитием IP-систем в корпоративной среде. Сейчас я не знаю ни одного российского предприятия, которое бы, в той или иной форме, не использовало IP-телефонию. На наших глазах происходит сращивание информационных и коммуникационных корпоративных систем, в том числе голосовых.

Третий этап – создание и развитие абонентских голосовых сервисов в широкополосных сетях, так называемый Voice-over-Broadband. Например, в Москве абонентская база для таких подключений уже весьма солидная: более 200 тыс. квартир подключены к широкополосным IP-сетям. Меня удивляет, почему ни один московский оператор до сих пор не предложил их обитателям очевидную услугу – второй телефон в квартире. Все мы прекрасно знаем, что в любой семье есть «говоруны», подолгу занимающие телефон. И второй телефон явно был бы востребован... Технически это реализуетсмя еще будут эксплуатироваться существующие телефонные кабельные инфраструктуры, т. е. медные пары, различные виды xDSL. Постепенно все будет «обрастать» оптикой. Может быть, определенную роль сыграют беспроводные технологии, развитие WiMAX. Но в основном будущее за оптикой.

– Есть мнение, что операторам IP-телефонии следует сместить основной акцент своей политики с «дешевизны» на «качество» и «мобильность». Прокомментируйте, пожалуйста.

Мне лично миф о дешевизне и некачественности IP-телефонии уже надоел. Это представление сложилось в массовом сознании за первые годы развития IP-телефонии как карточной услуги дальней связи. Как только на рынке появились серьезные игроки, и началась нормальная конкуренция, вопросы с качеством решились. Сегодня больше половины всего мирового трафика передается по IP, и никто на качество не жалуется.

Что касается мобильности, то, с одной стороны, карточки предоставляют абонентам мобильность. Но понятие «мобильность» приобретает совершенно другой смысл, когда мы говорим не об использовании IP-сетей для переноса трафика, который рождается и терминируется в телефонной сети общего пользования, а об абонентском IP-окончании, в роли которого может выступать либо IP-телефон, либо программный клиент.

Есть такая полушутка, что телефонные номера – это столетняя ошибка человечества. Что означают телефонные номера? Это идентификатор абонентского окончания, конкретного медного провода, а вовсе не человека. В IP все совершенно по-иному – в IP можно звонить на e-mail-адрес, который уже является идентификатором человека, а не «железки». И тогда дело IP-сети – в данный момент времени найти этого человека, где бы он ни находился, и связаться с ним таким способом, каким возможно.

– Как, по вашему мнению, можно оценить количество широкополосных линий на душу населения в наиболее развитых странах, то есть уровень проникновения?

В настоящее время в США уровень проникновения составляет 30–50%. Как я уже говорил, к 2007 г. планируется 100%-ный показатель. Лидерами также являются Южная Корея, Гонконг – penetration почти 100%, Западная Европа, в скандинавских странах показатель очень высокий – более 50%. В России пока только доли процента: общее количество широкополосных абонентов составляет 200–300 тыс.

– Насколько востребована технология Video-over-IP сейчас? Сколько времени потребуется на развитие этого направления в России?

Мы, занимаясь этой темой год с небольшим, совершенно неожиданно для себя обнаружили, что она очень востребована практически. Сегодня общее количество проектов по видео в разных фазах их жизненного цикла приближается в нашей компании к двум десяткам: начиная от проектов TV-IP и Video-on-demand и заканчивая различными специализированными сервисами для гостиниц, рекламно-медийного сектора.

Мы полагаем, что 2004–2006 годы станут периодом «великого перелома», пройдет лет десять, и именно про это время скажут: «Так вот когда но новые возможности, которые не имеют ничего общего с традиционными телевизионными моделями. Когда мы имеем дело с IP-телевидением, всегда точно известно, кто именно что смотрит. И таким образом появляется возможность показать во время, например, рекламной паузы владельцу «Мерседеса» или домохозяйке ту рекламу, которая заинтересует именно их. Совершенно понятно, как это все меняет! В этом и проявляется paradigm shift.

– В чем причина постоянно растущей популярности решений Video-over-IP, при том, что сети кабельного телевидения уже достаточно хорошо развиты?

Главное в Video-over-IP – это врожденная интерактивность. Во всех традиционных видах телевидения – эфирных, спутниковых, кабельных – нет обратной связи со зрителем, а тут есть – изначально и «бесплатно». И это фантастически важно, именно с этой интерактивностью будет связано развитие и появление новых видеосервисов.

Главная страница / Архитектура отрасли