Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Состояние мобильной связи в россии, GSM или CDMA или NMT? DAMPS UMTS, Перспективы SkyLink и CDMA2000

Российский рынок мобильной связи за последний год стал объектом пристального внимания не только отечественных, но и зарубежных аналитиков. Число пользователей мобильной связи уверенно растет, операторы показывают прекрасные финансовые показатели, эксперты строят оптимистические прогнозы развития. Министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман в этом году неоднократно говорил о значимости деятельности операторов мобильной связи для развития всего отечественного телекома. Однако, посмотрев на происходящие на российском рынке мобильной связи процессы более внимательно, можно увидеть некоторые тревожные симптомы.

С GSM по жизни

Эксперты некоторое время назад единодушно предрекали простой и очевидный ход событий. Это было обусловлено самим развитием рынка. «Большая тройка» операторов GSM – МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» – решительно шагали и шагают по всей стране, тесня и поглощая местных, региональных коллег.

Операторы DAMPS сворачивают работу в своем стандарте и пытаются найти применение полученным взамен по договоренности с Минсвязи лицензиям на GSM-1800, хотя, как показывает мировой опыт, вне больших городов с большим количеством абонентов сети GSM-1800 строить просто невыгодно.

Операторам CDMA-800 просто не повезло. Всемирный спор между GSM и CDMA в России завершился, толком не начавшись, – в пользу GSM.

Что же касается устаревшего аналогового стандарта NMT, то компанию «Московская Сотовая Связь», а также питерскую «Дельта Телеком» и иных членов общенациональной, но раздробленной сети «Сотел», казалось, можно только жалеть. Компании, когда-то начавшие сотовый бизнес в нашей стране и, соответственно, снявшие с него первые и самые жирные сливки, сегодня явно стагнируют. Нынче NMT – это «не круто». Сети GSM вырвались вперед, у них уже миллионы абонентов, у крупнейших компаний NMT – около сотни тысяч.

Отдаленное будущее тоже оценивалось однозначно. Казалось, что вся «большая тройка» GSM скоро получит лицензии на «естественно следующий» из GSM стандарт третьего поколения UMTS.

Однако в последнее время эта простая «линия жизни» начала запутываться. Стали происходить очень любопытные вещи. Представители «большой тройки» никак не могут дождаться не только лицензий, но и внятных шагов по организации процесса. Аргументы чиновников по этому поводу достаточно весомы: технологии третьего поколения еще явно недоработаны.

Отношение Минсвязи к CDMA стало постепенно меняться – во всяком случае к некоторым разновидностям этого стандарта. Питерская «Дельта Телеком» приступила к коммерческой эксплуатации сети CDMA-2000 1X в диапазоне 450 МГц. Это еще не третье поколение сотовой связи, но путь к нему – причем совсем не тот путь, которым, как предполагалось, пойдет Россия. Не по проторенной «GSM-тропе».

Многие западные и российские эксперты считают, что обещанный легкий переход к третьему поколению сотовой связи – от GSM к UMTS –емые прибыли – меньше. Похоже, питерские связисты решили всерьез проработать альтернативный путь в третье поколение – через CDMA. Из компаний «Дельта Телеком» и МСС можно составить неплохой холдинг, который, обрастая региональными фирмами, станет всероссийским оператором сотовой связи третьего поколения. Хотя тем операторам, которые сегодня работают в CDMA-800, от этого пока не легче.

Почем мобильная связь для народа?

Опасаясь резкого падения своих доходов, российские сотовые операторы решили больше не снижать цены. Решающим фактором в конкурентной борьбе между ними станет качество связи и сокращение издержек. В 2003 году Россия преодолела 25-миллионный порог числа абонентов мобильной связи (май 2003-го). Соответственно, 16,4% всех жителей России пользуются услугами сотовой связи.

По мнению специалистов компании «ВымпелКом», через три года количество мобильных подписчиков в России увеличится в два раза. Правда, многие эксперты считают, что такой рост нереален, и в ближайшее время сотовые компании начнут острую борьбу за своих абонентов. Причем переманивать клиентов друг у друга они будут, не снижая цены, как раньше, а убеждая клиентов, что их связь лучше, чем у конкурентов. На ценовые войны сейчас у операторов просто нет сил.

Сейчас большинство работающих в России сотовых компаний, несмотря на жесткую конкуренцию, как ни странно, достигли полного взаимопонимания в одном вопросе – дальнейшее снижение цен на услуги невозможно.

Крупнейшие игроки на сотовом рынке – МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» – просто не могут позволить себе пойти на резкое снижение цен, которое повлечет за собой падение среднего дохода с одного абонента (ARPU). «ВымпелКому» сейчас срочно нужны средства на улучшение качества сети, которое, по утверждению других участников рынка, сильно «хромает». «Молодому» «МегаФону», который для закрепления на рынке фактически демпинговал, сейчас также необходимо увеличивать свою прибыль. Компания планирует в ближайшем будущем сделать IPO, для чего необходимо максимально улучшить свои показатели. МТС не может пойти на удешевление тарифов по другой причине. В апреле 2003 года рейтинговое агентство Standard & Poor’s объявило о включении рейтинга корпоративного управления МТС в список GovernanceWatch («наблюдение за рейтингом»). Если в будущем МТС не «порадует» S&P, то рейтинг российской компании вполне может быть снижен, что соответственно уменьшит ее привлекательность в глазах инвесторов. Свои действия S&P мотивирует тем, что, возможно, МТС выкупит у немецкой компании Deutsche Telekom 10-процентный пакет своих акций. Это, по мнению рейтингового агентства, может негативно сказаться на качестве корпоративного управления, которое до сих пор основывалось на балансе сил двух составляющих в компании – российской и немецкой.

То, что сейчас сотовые компании становятся более «скупыми», подчеркивают недавние «чистки» среди их дилеров. В марте этого года «изил дилерскую комиссию – сумму, получаемую дилером от сотового оператора за каждого подключенного абонента. В конце марта его примеру по-следовали «ВымпелКом» и МТС, которые также существенно снизили дилерскую премию, составляющую сейчас 40–50 долл.

Отказавшись от ценовых методов конкурентной борьбы, российские сотовые компании рассчитывают на то, что завлечь новых абонентов можно, сделав ставку на предложение им более качественной связи. Все мы помним, как в том же марте мэр Москвы Юрий Лужков подверг острой критике столичных сотовых операторов именно за низкое качество связи. Мэр заявил, что сотовые компании нарушают права потребителей, предоставляя им некачественные услуги и получая при этом сверхприбыли. Он предупредил операторов, что намерен обратиться в Министерство связи, чтобы заставить мобильные компании установить в столице дополнительные ретрансляторы и тем самым расширить зону покрытия. Несмотря на то, что все сотовые операторы отнесли претензии мэра отнюдь не на свой счет, сейчас большинство из них заявляет о том, что повышение качества связи является для них приоритетным направлением деятельности.

В нынешнем году темпы роста абонентской базы сохраняются на относительно высоком уровне, однако в ближайшие несколько лет российский рынок сотовой связи практически «насытится».

Для мобильных операторов это будет означать существенное снижение прибыльности их бизнеса. Для поддержания своих доходов им придется изобретать новые способы «изъятия» денег у абонентов. «Опыт западных стран показывает, что по мере насыщения рынка прибыль сотовых компаний начинает снижаться.

Грубо говоря, абонент не может говорить больше 24 часов в сутки. Поэтому для поддержания доходов на прежнем уровне они пытаются убедить своих клиентов пользоваться многочисленными дополнительными услугами – мобильного Интернета, MMS (передача изображений и музыки с одного телефона на другой и т. д.), – говорит один из участников рынка. – Именно для этой цели в Европе было решено строить сети третьего поколения, позволяющие существенно расширить сферу применения мобильного телефона».

Подготовила Наталия Ермолаева по материалам ,

Главная страница / Архитектура отрасли