Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Обзор рынка интернет-услуг России



Рынок интернет-услуг в России по сравнению с общемировыми тенденциями имеет ряд отличительных особенностей. У нас пока не развиты широкополосная связь, кампусные сети и электронная коммерция, в том ее понимании, что сложилась на Западе. Отсутствуют многие атрибуты, присущие цивилизованному рынку. Естественно, все это накладывает отпечаток как на работу провайдеров, так и на само пространство Рунета.

По оценке аналитиков, объем интернет-трафика в России в I полугодии 2004 г. достиг 18,4 тыс. Тбайт.

Рост по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. составил 245%. За весь 2003 г. объем интернет-трафика увеличился на 113% – до 16,345 тыс. Тбайт. Для сравнения – в 2002 г. этот показатель составил 7,73 тыс. Тбайт.

Уровень распространения Интернета, рассчитанный по показателям недельной аудитории, в I полугодии 2004 г. составил 4,1%. Лидером по распространению Сети стал Московский регион, включающий Москву и Московскую область, – 12,4%. На втором месте – Санкт-Петербург и Ленинградская область – 9,8%; на третьем – Томская область – 6,8%.

В десятку ведущих регионов по распространению Интернета также вошли Мурманская (5,9%) и Новосибирская область (5,6%), Ямало-Ненецкий автономный округ (5,4%), Камчатская область (4,6%), Приморский край (4,5%), Магаданская область (4,4%) и Ханты-Мансийский автономный округ (4,4%).

Основной объем интернет-трафика, по данным аналитиков, был передан альтернативными операторами, доля которых на конец I квартала 2004 г. достигла 94%.

Для гармоничного развития интернет-коммерции необходимо, чтобы как минимум 30% населения пользовалось Интернетом. Количество компаний, строящих свой бизнес на продвижении Интернета, растет. Отчеты Минсвязи РФ за последние три года демонстрируют подъем в отрасли, причем значительный. По заявлению министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, в 2004 г. рост сохранится на уровне 42–43%. Развитие Интернета не отстает от остальных сегментов отрасли, демонстрируя рост на уровне 25% в год, и, по прогнозам Минсвязи, число российских пользователей Интернета в 2004 г. удвоится.

Действительно ли все столь безоблачно?

За счет чего можно повысить процент проникновения Интернета, определяющего показателя становления рынка интернет-услуг в стране? Как быстро увеличить объем рынка и кто в этом должен участвовать? Вопросы предполагают понимание существующего положения дел на местном рынке интернет-провайдинга и знание перспектив его игроков, определяющих настроения конечных потребителей Интернета, которых в первую очередь интересуют два параметра – цена и скорость.

Остановимся на одном очень показательном моменте: в Москве объем рынка составляет 120 млн долл. Общероссийский, по данным министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, в 2003 г. достиг 350 млн долл. Таким образом, показатели российского рынка на порядки меньше аналогичных индикаторой проблемой является то, что треть российского рынка, по существу, приходится на один, пусть даже очень крупный город. Позже мы дадим этому оценку. А сейчас хотелось бы отметить, что, по мнению многих экспертов, активный рост числа корпоративных пользователей Интернета в России уже закончился. То же самое ранее произошло и с dial-up, и с подключением физических лиц вообще.

Как известно, потребитель, как правило, «покупает» Интернет у той компании, которая провела телефонный (или телевизионный) кабель. Большая часть провайдеров «гоняет» свой трафик по линиям, которые прокладывают телефонисты и телевизионщики, закладывая свою «маржу» и арендную плату в цену, которую конечный потребитель и платит. Это накладывает серьезные ограничения на скоростные параметры канала, что в первую очередь сказывается на доступном контенте. Оснований говорить о том, что в обозримом будущем здесь могут произойти существенные перемены, пока нет.

Развитие рынка в целом может задаваться следующими взаимосвязанными показателями:

• рост числа пользователей;

• увеличение трафика и времени, проведенного в Cети;

• повышение цены;

• подъем электронной коммерческой активности.

Повышение цены отметается сразу, поскольку оно распугает и без того немногочисленных пользователей.

Увеличение трафика может быть связано с ростом числа пользователей либо непосредственно потребления за счет различных сервисов (например, игровых серверов) и повышения скорости подключения. Особенно важной задачей для провайдеров здесь становится увеличение объема внутреннего трафика, так как за внешний приходится расплачиваться с федеральными поставщиками. Вообще это скорее проблема контент-провайдеров, которыми могут выступать веб-студии, on-line-СМИ и т. п., но данный бизнес у нас пока не сложился.

Едва ли стоит предполагать, что существенно может увеличиться время, которое пользователи проводят в Сети. По сути, аудитория уже достаточно четко сегментирована, и ожидать изменения среднего времени подключения можно только в случае появления принципиально новых услуг.

Главными факторами развития этого сегмента рынка могут послужить увеличение объема трафика и особенно числа пользователей, что, в свою очередь, должно стимулировать оживление электронной коммерции.

В России Интернетом пользуется около 10% городского населения. Из них, по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), активных пользователей – 34,9%. При этом рост интернет-трафика в 2003 г. превысил 180%.

По прогнозам Минэкономразвития РФ, количество пользователей Интернета в России к 2005–2006 годам должно увеличиться в 2,3 раза – до 20 млн. Более того, к 2006 г. в каждой городской школе должны быть 1–2 компьютерных класса, в каждой сельской школе – не менее 5 компьютеров. Аналитики к подобным прогнозам относятся с осторожностью. Серьезным препятствием для расширения аудитории продолжает оставаться плотность персональных компьютеров, которая по итогам 2003 г. составила 9 единиц на 100 и этом объем рынка интернет-услуг составляет менее 10% всего объема рынка телекоммуникаций России.

В сутки Интернетом в России пользуются около 4% населения РФ старше 18 лет (для справки: всего в опросах приняли участие 21 тыс. респондентов старше 18 лет. В соответствии с международным стандартом, пользователем Интернета считали всякого, кто входил в Сеть хотя бы раз за последние полгода).

Исследователи Rambler’а среди предпочтений пользователей российского Интернета (Рунета) выделяют информационные онлайновые издания и электронные версии газет. В дни катастрофических событий на эти ресурсы приходится больше трети (36%) всех просмотров страниц в Рунете, хотя в «тихие» времена ими интересуются в три раза меньше. По абсолютному приросту трафика лидируют поисковые системы.

В зависимости от места выхода в киберпространство аналитики КОМКОНа делят аудиторию на две большие группы: те, кто выходит в Интернет из дома, и те, кто делает это на работе. На работе люди много времени уделяют прессе, новостям техники, экономики, производителям товаров и услуг. Дома лидируют развлечения, компьютерные игры, музыка. Исследования интернет-холдинга Rambler показывают, что тематические предпочтения пользователей также зависят от их географического места расположения.

Численность аудитории Рунета подвержена колебаниям разной частоты: суточным, недельным, сезонным. Весна – время деловой активности, апрель – пик сезона. Летом традиционно активность пользователей ниже. С августа начинается плавный подъем активности и объема аудитории, который уже несколько лет подряд достигает пика к середине декабря. К новогодним праздникам активность пользователей Сети и объем аудитории спадают практически до нуля. Январь традиционно является «мертвым сезоном» в Сети. Весной 2003 г., по данным Rambler’a, в рабочие дни Интернетом ежедневно пользовались 2,8–2,9 млн человек, из которых более половины находились на территории России. Это уточнение важно, так как показывает, что зарубежные пользователи составляют существенную аудиторию русских ресурсов. Абсолютный прирост месячной российской аудитории в 2001–2003 годах составлял ежегодно приблизительно одну и ту же величину – 2 млн человек. За 2003 г., по мнению специалистов Rambler’а, общий прирост месячной российской аудитории Рунета составил 28–30%, что ниже чем 40-процентный рост в 2002 г., а в 2004 г. месячная аудитория русскоязычного Интернета (включая зарубежных пользователей) вырастет еще приблизительно на 15% и достигнет 10,5 млн человек. На основе математических моделей собственной разработки, апробированных на реальных статистических данных, аналитики Rambler’а с высокой степенью вероятности предполагают, что в ближайшие годы российский сегмент Сети будет расти по формуле «в два раза за три года». При этом темпы роста отдельных секторов Интернета в России могут различаться в 2 раза и более.



Контент для Интернета

Специалисты Rambler’а отмечают общемировую тенденциюсайтов. Каждый месяц с помощью компьютеров или игровых приставок в Интернете развлекаются более 30 млн американцев. У новой волны популярности игр есть две причины:

• распространение широкополосного доступа в Интернет (ADSL или выделенный канал), как в частных квартирах, так и в интернет-кафе;

• наличие игровых консолей.

По прогнозу Jupiter Research, в течение ближайших пяти лет общий оборот рынка онлайновых игр может вырасти до 1,4 млрд долл. (общий объем рынка компьютерных игр сегодня оценивается в 10 млрд долл.). Похоже, что платная подписка на компьютерные игры становится лидером среди всех сервисов по предоставлению платного контента через Интернет.

В России эти тенденции не столь заметны. В первую очередь из-за уже отмечавшихся проблем с пропускной способностью пользовательского канала доступа. Ниже представлены рубрики-лидеры роста популярности (по данным Rambler’a).

Проблемы, которые сегодня приходится решать интернет-провайдерам, известны. Их немало. Это отсутствие развитой телекоммуникационной инфраструктуры в стране, особенно на уровне «разводки» до конечного пользователя, низкая платежеспособность населения, с которой нельзя не считаться, низкий уровень компьютерной грамотности, высокие (иногда запредельные) цены аренды магистральных каналов, далекий от совершенства контент Рунета, отсутствие продуманной стратегии развития бизнеса, зачастую связанное с нормативно-правовыми препятствиями.

Рынок интернет-провайдеров остается достаточно конкурентным, другими словами, количество игроков здесь, на первый взгляд, достаточно велико. Однако на практике зачастую имеют место «картельные» соглашения, а на местах несколько провайдеров, аффилированных при более крупных бизнес-структурах, безраздельно правят рынком. Разумеется, это не может не сказываться на качестве и цене услуг для конечного пользователя.

Определенные надежды связаны c появлением доступных универсальных цифровых приставок (Set-Top-Box) для приема пакета телевизионных программ, телефонии и доступа в Интернет. Учитывая принятое правительством решение о переходе на цифровое телевизионное вещание, достаточно широкое распространение таких приставок кажется предсказуемым, но ориентировочные сроки реализации данного проекта не дают оснований говорить о том, что это дело ближайшего будущего.

Ну а главной проблемой остается колоссальное расслоение населения по уровню доходов, которое, на наш взгляд, является главным препятствием широкомасштабного развития как инфокоммуникаций в целом, так и сектора интернет-услуг в частности. В этом смысле весьма показательно, что на Питер и Москву сегодня приходится почти половина всего объема рынка, что, несомненно, отражает реальные процессы, идущие в стране. И замедление роста основных показателей, которое, по мнению многих аналитиков, свидетельствует о том, что отечественный рынок интернет-услуг приближается к насыщению главным образом из-за неплатежеспособности населения, является тревожным симптомом.

ователей Интернета среди населения регионов России, млн чел.

Москва 1,9

Северо-Западный федеральный округ 2,0

Уральский федеральный округ 0,8

Дальневосточный федеральный округ 0,5

Сибирский федеральный округ 1,6

Приволжский федеральный округ 2,0

Южный федеральный округ 1,4

Центральный федеральный округ (без Москвы) 2,0

Более 100 долл. в месяц 32

51–99 долл. в месяц 39

Менее 50 долл. в месяц 29

Главная страница / Архитектура отрасли