Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Правовое регулирование законом «О связи»

Правовое регулирование Федеральным законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ механизма универсального обслуживания было обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, довольно низким уровнем проникновения связи в России (на момент принятия закона по данным отраслевого министерства 38% населенных пунктов страны не имели телефонной связи). Во-вторых, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с законодательством Европейского Союза, где такое понятие существует достаточно давно. Что обеспечит гражданам введение данного механизма? На какие преимущества универсального обслуживания можно рассчитывать?

Что в наборе?

В нормативных документах Евросоюза (Российская Федерация входит в состав Совета Европы с 1996 года) под универсальной услугой понимается набор услуг установленного качества, которые доступны всем пользователям независимо от их географического местонахождения, по приемлемой цене, устанавливаемой в зависимости от определенных национальных условий.

Президент РФ Владимир Путин еще в 2001 году в своем Послании Федеральному Собранию обратил особое внимание на необходимость введения в стране универсальной услуги, поскольку большинство населенных пунктов недостаточно телефонизировано, а основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или информационной изоляции. В трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины учреждений социальной сферы и бытового обслуживания нетелефонизировано, значительный процент населения имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Прошло четыре года. Ситуация изменилась незначительно. По данным на 01.04.2005, только в Пермской области 1860 населенных пунктов не имели телефонной связи

Федеральный закон «О связи» в ст. 57 провозглашает, что в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи, к которым относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Однако реальных механизмов реализации данных положений до недавнего времени не было.

Игра по правилам

В развитие положений ст. 57, 59 и 61 ФЗ «О связи» Правительство РФ приняло 21.04.2005 ряд документов (в ближайшее время ожидается еще около 30 подзаконных нормативных актов), появление которых вызвало интерес у практикующих юристов.

Так, Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 241 утверждены Правила оказания универсальных услуг связи, в соответствии с которыми оператор оказывает универсальные услуги связи по результатам проведенного конкурса или по решению Правительства РФ на основании договора, заключаемого с Федеральным агентством связи.

Представляется интересным тот факт, что о своем желании поучаствовать в конкурсах на право заключения названного договора заявили не только традиционные операторы, входящие в холдинг «Связьинвест», но и федеральные операторы сотоегионов обеспечивают хорошее покрытие территории своими сетями и имеют неплохие шансы на победу в конкурсах по оказанию универсальных услуг связи.

Пользователю универсальными услугами связи должна быть предоставлена возможность оплаты входящих телефонных соединений за счет вызывающего абонента, а также информация о номерах указанных таксофонов. Кроме этого реализация карт оплаты услуг связи должна быть организована в каждом таком поселении.

Победитель конкурса получит возможность оказывать в определенном регионе универсальные услуги в течение пяти лет, после чего будет объявлен новый конкурс.

Сколько в резерве?

Другим не менее любопытным и достаточно противоречивым вопросом является создание резерва универсального обслуживания – фонда, в который все операторы сети связи общего пользования обязаны производить отчисления (неналоговые платежи) в целях возмещения убытков операторов универсального обслуживания, причиняемых оказанием универсальных услуг связи. Другими словами, средства из резерва универсального обслуживания пойдут на развитие связи в тех регионах, где осуществление подобных мероприятий экономически невыгодно.

Обязательные отчисления будут ежеквартально производить все операторы, имеющие лицензии на оказание услуг связи. Предполагается, что общий объем таких отчислений составит порядка 7 млрд руб. в год.

Размер возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, определен как 1,2% разницы между доходами от оказанных услуг в сети связи общего пользования и доходами от оказанных услуг присоединения и услуг по пропуску трафика в сети общего пользования.

Отчисления в резерв в соответствии с п. 4 Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 243), произведенные по итогам каждого квартала, будут зачисляться в доход федерального бюджета.

Порядок возмещения убытков определен Правилами возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 246).

В целях определения размера убытков на операторов возлагается обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности и оказываемым услугам в отношении каждого субъекта РФ.

При заключении договора по итогам конкурса размер убытков определяется как разница между доходами от оказания универсальных услуг и расходами, понесенными при их оказании. Если обязанность по оказанию универсальных услуг возложена на оператора решением Правительства РФ, размер убытков будет определяться как разница между доходами и экономически обоснованными затратами оператора связи в случае, если бы обязанность по оказанию универсальных услуг на него не возлагалась.

Тарифы

В соответствии с Правилами государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи (утверждены Постаноуниверсальные услуги связи (местные телефонные соединения с помощью таксофонов, передача данных и доступ в Интернет с использованием пунктов коллективного доступа) являются регулируемыми. Они устанавливаются (рассчитываются) Федеральным агентством связи при принятии решения о проведении конкурса и фиксируются в договоре, заключаемом с оператором.

По данным ComNews.ru, тариф на предоставление местных телефонных соединений, осуществляемых с помощью таксофона в рамках оказания универсальных услуг связи, может составить 0,3 – 0,4 руб. за минуту (при нынешних 1,2 руб.). Механизм универсальной услуги связи планируется запустить до конца 2005 года.

***

В заключение можно отметить, что реализация идеи универсальной услуги связи позволит обеспечить телефонизацию отдаленных населенных пунктов, гарантирует гражданам минимальный набор услуг на принципах доступности, а также дальнейшее развитие страны. Все это будет способствовать тому, что Россия станет частью мирового информационного пространства.

Главная страница / Архитектура отрасли