Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Анализ рынка IP-услуг

IP-услуги (услуги на базе интернет-протокола) – одни из самых востребованных на мировом телекоммуникационном рынке. Распространение этих сравнительно новых технологий в разных странах неравномерно. Тем не менее их развитие в мире и особенно в странах с прогрессивной инфраструктурой имеет благоприятные перспективы. Причин тому много, но главная – сравнительно низкие тарифы при соизмеримом качестве предоставляемых услуг и достаточно широком их спектре.

Некоммерческое партнерство «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» совместно с компанией «Коминфо Консалтинг» провели

исследование мирового и российского рынка услуг на базе интернет-протокола, позволившее выявить общие пути развития этого рынка и ответить на вопрос, находится ли Россия в русле общемировых тенденций.

Телекоммуникационная индустрия переживает переходный период, происходит превращение телекоммуникаций в инфокоммуникации, в центре внимания отрасли – пользователь. Операторы стремятся удовлетворить спрос на различные услуги, объединив их в один пакет на основе мультисервесных сетей, включающий в себя услуги связи, доступ в Интернет и интернет-сервисы: передача данных, игровые серверы, видео и музыка, информационные сервисы.

Для современного этапа развития сетей связи характерны две основные тенденции: насыщение спроса на традиционные услуги связи и формирование спроса на инфокоммуникационные услуги.

Операторы вынуждены соответствовать возрастающим потребностям пользователей, что ведет к стремительному развитию рынка. На развитие рынка IP-услуг влияют и такие факторы, как:

– снижение доходности традиционных услуг;

– общий экономический рост и увеличение доходов населения в стране;

– усиление конкуренции на операторском рынке;

– строительство широкополосных сетей.

Сегодня можно говорить о новом этапе внедрения широкополосных технологий связи и мультимедийных услуг. Главная его особенность состоит в том, что потребности клиентов в мультимедийных услугах подкреплены технологическими разработками и адекватными рыночными механизмами. Рынок IP-услуг связи в ближайшие десятилетия становится все более сложным как с технологической, так и с организационной точки зрения. Будут появляться все новые и новые услуги, бизнес-модели, маркетинговые приемы. Мультисервисные сети станут основной инфраструктурой операторов.

Российский рынок IP-услуг развивается быстрыми темпами. Для того чтобы понять, куда движется рынок, какие сценарии его развития наиболее вероятны, можно рассмотреть динамику аналогичных рынков в таких государствах, как Великобритания, Германия, Польша, США, Франция и Южная Корея.

Эти страны выбраны с учетом следующих факторов:

– Южная Корея – мировой лидер по уровню проникновения широкополосного доступа;

– Франция – высокие темпы роста рынка;

– Великобритания и Германия – стабильность рынка;

– США – высокая конкуренция на рынке, наиболее раннее становление;

– нариях развития рынка IP-услуг в разных странах, можно говорить о ряде общих глобальных тенденций, затрагивающих в той или иной мере все государства. Глобальные тенденции развития рынка IP-услуг представлены на рис. 1.

Глобальные тенденции затрагивают практически все рыночные аспекты: потребительскую и технологическую сферы, конкурентную среду и область регулирования. На потребительском рынке в настоящее время пользуются спросом услуги широкополосного доступа (ШПД), доминирующей технологией которого является xDSL. Развитию рынка IP-услуг, в том числе на базе ШПД, способствует усиление конкуренции на потребительском уровне, что происходит благодаря активному регулированию в сфере операторских взаимоотношений.

Развитие рынка в первую очередь зависит от политики государства в области телекоммуникаций. Так, в Корее, где государственные программы предусматривали развертывание инфраструктуры широкополосного доступа, уровень проникновения ШПД самый высокий в мире.

В последние два года высокие темпы роста широкополосного доступа характерны для Франции и Великобритании, где динамика подключений практически идентична. В то же время политика в области регулирования рынка во Франции и Великобритании различается. Так, во Франции, где высокий уровень развития процесса LLU (Local Loop Unbundling), инициируемого государственным регулированием, сегодня насчитывается порядка 2 млн сетей типа ULL (Unbundled Local Loops). В Великобритании British Telecom предлагает своим конкурентам воспользоваться оптовыми продуктами. Обе стратегии достаточно действенны, однако анализ показывает, что для дальнейшего эффективного развития рынка стратегия LLU предпочтительнее. В первую очередь это связано с тем, что в данном случае конкуренты имеют возможность предлагать собственные продукты и услуги, дифференцировать их в зависимости от цены и скорости доступа. В Германии государство воздерживается от регулирования деятельности Deutsche Telekom, чтобы дать возможность компании развивать свою мультисервисную сеть. Но, как видно на рис. 2, темпы роста широкополосного доступа в Германии в последние три года ниже, чем во Франции и Великобритании.

Еще один фактор, влияющий на динамику рынка, – развитие инфраструктуры сетей.

В США в силу развитости инфраструктуры кабельных сетей рынок широкополосного доступа изначально был достаточно конкурентный, на нем представлены кабельные компании и традиционные операторы. Данная модель не соответствует российскому рынку, так как в нашей стране сети КТВ развиты очень слабо. Следовательно, для России более приемлемой является модель развития LLU.

Необходимо отметить, что для России характерна уникальная инфраструктура мультисервисных сетей связи (МСС) в силу присутствия Ethernet-сетей (домовых сетей). Но развитие этих сетей сопряжено c высокими затратами на строительство. Анализ динамики широкополосных подключений в России показывает, что технологии xDSL развиваются более высокими темпами, хотя процент Ethernet-сетейвые факторы, способствующие созданию инфраструктуры МСС в нашей стране, – это большой процент городского населения (более 70%) и преимущественно многоэтажная застройка жилых кварталов.

Однако при оценке перспектив xDSL необходимо учитывать низкое качество российских сетей ТфОП, сдерживающее развитие данной технологии. К еще одному ограничению относится низкий уровень проникновения ОТА по сравнению с другими государствами. Динамика количества ОТА на 1000 человек в рассматриваемых странах представлена на рис. 3.

В США в связи с быстрым развитием IP-технологий отмечается достаточно сильное снижение ОТА, хотя число ОТА остается относительно высоким. В 2004 году в США зафиксировано около 21,4 млн подключений к высокоскоростному Интернету через кабельный модем, и только около 13,8 млн – через DSL-линии.

Кабельные операторы в США начали развиваться раньше, чем в других странах, и имели большую техническую поддержку.

В настоящее время этим компаниям принадлежит большая доля рынка широкополосного доступа.

В марте прошлого года более трети всех интернет-пользователей США были подключены по технологиям широкополосного доступа, однако в последнее время темпы роста числа широкополосных подключений замедлились.

В Германии достаточно высокий уровень покрытия кабельной сети, однако услуги на базе сетей КТВ не занимают значительной доли на рынке широкополосного доступа. Основной причиной является контроль сетей КТВ со стороны традиционного оператора, для которого развитие данной технологии не является приоритетным. Большинство операторов Германии, предоставляющих услуги широкополосного доступа, предлагают пользователям доступ в Интернет по технологиям ADSL и SDSL.

В Великобритании в последнее время рост подключений к Интернету обеспечивался в основном за счет широкополосного доступа, который к середине 2005 года составил половину всех подключений.

Увеличение скорости подключения привело к росту потребления контентных услуг. Наиболее популярными из них являются скачивание музыки и интерактивные игры. В текущем году также возросло потребление услуг цифрового радио. Ожидается, что рост скорости подключения будет способствовать широкому распространению услуг широкополосного телевидения и видео по запросу.

Уровень компьютеризации домашних хозяйств определяет предельное значение числа интернет-пользователей. В то же время их число является максимальной величиной для количества пользователей ШПД. В 2004 году в наиболее развитых странах (Японии, Бельгии и Канаде) 70–80% семей имели как минимум по одному компьютеру. В тот же период в развитых европейских странах (Италии, Испании, Франции, Германии) компьютерная оснащенность составляла 50–70 ПК на 100 семей. В России ПК есть у четверти всех семей.

На рис. 4 показана динамика пользователей широкополосного доступа в рассматриваемых странах по годам в зависимости от уровня проникновения ПК.

В нашей стране достаточно низкий уровень проникновения ПК и соответственномы «Компьютер в каждый дом» должна обеспечить более высокие темпы роста широкополосных подключений.

В прошлом году рост проникновения широкополосного доступа в Великобритании и Франции был больше, чем в других странах, темп прироста пользователей в 2004 году по сравнению с 2003-м составил около 100%.

Российский рынок ШПД растет в первую очередь за счет населения – количество «домашних» широкополосных подключений к середине 2005 года выросло в 1,5 раза. Ожидается, что в следующем году уровень проникновения широкополосного доступа в России достигнет 4,5%.

Уровень проникновения ПК, в свою очередь, определяется экономическим развитием страны. На рис. 5 представлена динамика проникновения ПК в рассматриваемых странах в зависимости от динамики валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Как видим, уровень проникновения ПК в Корее выше, чем в других странах, несмотря на достаточно низкий ВНП. Объясняется это в первую очередь наличием собственных производителей ПК в стране и, следоваельно, более низкими ценами. Общие тенденции характерны и для России. В то же время, как уже отмечалось, можно увеличить уровень проникновения ПК за счет реализации государственных программ.

Развитие широкополосного доступа напрямую влияет на развитие рынка медиауслуг на базе IP. Во всех рассматриваемых странах операторы предлагают контентные мультимедийные услуги. Наиболее востребованы медиауслуги в Корее, что объясняется спецификой потребления. Корейские пользователи активно интересуются мультимедийным контентом, в первую очередь игровыми сервисами. На втором месте Франция, предоставление мультимедийных услуг и пакетирование выбрано стратегическим направлением деятельности французских операторов.

В других странах уровень потребления этих услуг значительно ниже. В России рынок медиауслуг только формируется. Пока наиболее активно развивается данный вид услуг для мобильных пользователей. Однако в будущем можно ожидать расширения этого рынка и повышения заинтересованности пользователей в получении таких услуг.

Следует отметить прямую зависимость между востребованностью мультимедийного контента и скоростями доступа на IP-рынке. Так, для французского и корейского рынков характерны высокие скорости доступа на рынке IP-услуг (до 20 Мбит/с). На рынках Великобритании, Германии и Польши увеличение скоростей доступа происходит медленнее (пока приблизительно 6 Мбит/с). И как следствие, в этих странах контентные мультимедийные услуги менее востребованы.

С графическими материалами статьи вы можете ознакомиться в печатной версии журнала.

Главная страница / Архитектура отрасли