Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Перспективы IT в России, развитие рынка IT, ИТ в России, ФЦП Электронная Россия

Дмитрий Милованцев родился 5 ноября 1971 года в Ленинграде.

В 1994 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов по специальности «экономическая кибернетика».

До поступления на государственную службу в Минсвязи России работал директором департамента внутреннего аудита экономического анализа ОАО «Связьинвест», возглавлял управление по координации ФЦП «Электронная Россия». С октября 2002 по март 2004 года занимал пост заместителя министра РФ по связи и информатизации, в марте 2004-го был назначен руководителем Федерального агентства связи, а в июле прошлого года – заместителем министра информационных технологий и связи РФ.

Какие направления Вы курируете в должности заместителя министра информационных технологий и связи?

В настоящий момент заместителей у министра всего два, поэтому абсолютно точно очертить круг компетенций вряд ли возможно. Есть преимущественные сферы, в которых специализируется каждый из замов. У Бориса Дмитриевича Антонюка это прежде всего вопросы, связанные с регулированием в области телекоммуникаций, а у меня – с информационными технологиями, экономикой и финансами. Но такое деление носит условный характер. Во-первых, потому, что в результате административной реформы плотность решаемых вопросов очень высокая, а во-вторых, сегодня сложно определить к сфере телекоммуникаций или IT относится тот или иной вопрос. И где сейчас граница между информационными технологиями и связью?

А можно ли вообще провести такую границу?

Наверное, уже нет. Тенденция на рынке проводной связи такова, что операторы переходят к новым технологиям, когда голосовая услуга как таковая перестает играть значительную роль в общем объеме предоставляемых сервисов. Например, бизнес-модель Triple play. В некоторых странах стоимость голосовых услуг включается в оплату услуги широкополосного доступа. И расчеты уже не ведутся отдельно по междугородным, международным или местным разговорам. Налицо конвергенция технологий и услуг, когда преимущества одного невозможно реализовать без другого. На наших глазах происходит интеграция информационных и телекоммуникационных технологий. В мире фактически уже нет разделения на телеком-рынок и IT, речь идет о едином рынке информационно-телекоммуникационных технологий – ICT.

И динамичные изменения в отраслевом законотворчестве – тоже следствие того, что так быстро меняются технологии и сервисы.

В последнее время активно обсуждается проект Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации. Чем вызвана необходимость ее создания?

Сегодня действует Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг на 2000 – 2010 годы. Но за последние несколько лет стали актуальными специфические аспекты, которые касаются только рынка информационных технологий. Так, новые телекоммуникационные услуги создаются на технологической платформе информационных технологий, при этом изация первичных сетей начнет переходить на контент, сервисы с добавленной стоимостью. Ведь то, что сейчас происходит в отрасли, можно сравнить, например, с переворотом в связи и изменениями, обусловленными появлением первых полупроводниковых устройств.

Проект Концепции рынка IT дополняет действующую Концепцию?

Не только. Они взаимоувязаны. Должен заметить, что первый этап Концепции 2000 – 2010 годов реализован. Практически все показатели перевыполнены, причем существенно… Сегодня многие «старые» положения требуют определенной корректировки. А с принятием Закона «О связи» и новых подзаконных актов к нему уже через год логично будет определить, в каком направлении двигаться дальше. Появятся определенные ориентиры и подходы к регулированию рынка IP-телефонии, беспроводного широкополосного доступа, Wi-Fi и т. д. Современные технологии существенно корректируют прогнозы перспектив рынка.

К 2010 году можно ожидать качественный скачок рынка?

Безусловно. Отрасль будет принципиально другая. И если сейчас, характеризуя сеть, мы продолжаем говорить о таких показателях, как количество телефонов на 100 жителей, монтированная емкость, протяженность волоконно-оптических линий, коэффициент цифровизации, то к 2010 году изменятся показатели и измерения, да и характеристики сети станут другими. Даже сегодня многие из них уходят в прошлое, например уже непринципиально, сколько введено стационарных телефонных аппаратов, потому что, по данным статистики, уже сегодня в ряде регионов приходится свыше одного телефонного номера на семью. Наблюдается конвергенция сетей мобильной связи и сетей связи общего пользования. Например, согласно программе «База» Центрального телеграфа пользователю выдается один стационарный номер и один-два-три мобильных, которые можно переадресовывать, на которые можно накапливать голосовую почту, распределять ее и т. д. А некоторые показатели, напротив, становятся актуальными. С прошлого года введен такой показатель, как количество широкополосных окончаний. Прежде учитывать их число смысла не было – широкополосных линий насчитывалось всего 80 тыс. на страну, а сейчас уже 3,5 млн.

Какие, по вашему мнению, изменения ждут операторов «Связьинвеста»?

Несмотря на то, что конкуренция со стороны мобильных операторов достаточно высокая, и количество мобильных телефонов уже в разы превышает число стационарных, ни в одной стране традиционный оператор не утратил своих позиций ключевого игрока рынка. И все потому, что операторы нашли какие-то новые ниши. Исторически сложилось так, что созданные инфраструктуры, территориальный охват служат основой для развития мультисервисных сетей и др. Альтернативных операторов можно рассматривать как операторов «последней мили» либо контент-операторов, действующих на сети традиционного оператора. Например, Telefonica, France Telecom, British Telecom проводят агрессивную политику на новых для себя рынках. У ряда операторов, например таких, как Deutsche Telekom и Francопровождалась временным снижением доходов. А некоторые операторы, например British Telecom, прошли эту стадию без существенных для себя потерь.

Мы стараемся сделать все, чтобы потери наших традиционных операторов были минимальными, а в идеале, чтобы их не было. Считается, что в условиях либерализации рынка тот же «пирог» делится на большее количество частей, что не совсем так. Либерализация порождает новый пласт бизнесов, которые могут реализовывать только традиционные операторы. Это такие бизнесы, как сollocation, увеличение доли интерконнект-выручки, предоставление услуг взаимодействия со своими клиентами в интересах других операторов и т. д. Развитие широкополосного доступа обеспечит разнообразие контента. Потребители сегодня заинтересованы в хорошем, качественном сервисе.

Идее формирования технопарков уже более полувека. Но у нас в стране только сейчас начали уделять должное внимание их созданию? Это дань моде или насущная необходимость?

Идее технопарков, действительно, немало лет. Мы посчитали, что не надо придумывать новые термины, чтобы обозначить то же, что уже получило определение. В чем основная цель их создания? Когда в цивилизованном обществе необходимо обеспечить прорыв в какой-либо области, государство концентрирует специалистов в некой точке. Причем необязательно в одном центре, на одном предприятии. Создаются условия, когда соответствующий научный потенциал сосуществует на одной территории, и люди имеют возможность обмениваться мыслями, встречаясь в кафе или в фитнес-клубе, в бассейне…, в конце концов, гуляя с детьми в парке. Делается это для интенсивного обмена идеями, над которыми размышляет много людей одновременно, что способствует умножению творческого потенциала.

Нам технопарки представляются как своего рода концентрация на определенной территории специалистов, занятых разработкой новых IT-решений, программного обеспечения, контентных сервисов для телекоммуникационных компаний. Такие центры есть в России у Ericsson, Motorola, Siemens. Так что логично учиться у них и разрабатывать такие же технологии и сервисы для себя.

А где это сделать проще? Прежде всего там, где есть определенная база – академические центры, где концентрировались такие кадры – в Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде. В этих академгородках нужно создать такие условия, чтобы молодежь нашла себе применение и смогла реализовать идеи, в которых заинтересована отрасль.

Все это требует государственного финансирования?

Вложения необходимы, в том числе и со стороны государства. Но речь не идет о сумасшедших инвестициях в строительство небоскребов или каких-то суперцентров. В данном случае задача государства – создать условия для определенных территорий, которые оно и так декларирует. Например, у нас не развита система ипотечного кредитования, государство должно помочь в ее развитии опережающими темпами. Повторюсь, что не требуется сверхвложений. Компании сами пбя всем необходимым. Государство должно создать и обеспечить конкурентные условия, аналогичные тем, что есть в странах, с которыми мы сейчас реально соперничаем. Это Индия, Китай, Ирландия, предоставившие инвесторам хорошие условия. И если мы в телекоммуникациях добились того, что наша отрасль стала инвестиционно привлекательной, то что мешает развитию инноваций в отрасли?

Надеемся, что технопарки дадут новый импульс развитию ICT-рынка в России.

Каким может быть участие компаний «Связьинвеста» в организации технопарков?

Важным моментом для всех технопарков является создание инфраструктуры, в том числе телекоммуникационной. А в случае концентрации IT-компаний это – неотъемлемая часть их бизнеса. Рассчитываем, что компании «Связьинвеста» как основные провайдеры телекоминфраструктуры на территории нашей страны станут такими же провайдерами для этих технопарков, а технопарки, в свою очередь, – достойными корпоративными клиентами.

Вы стояли у истоков создания ФЦП «Электронная Россия», удовлетворены ли ходом реализации проекта?

Когда появляется чувство полного удовлетворения, то это плохо. В плане реализации проектов «Электронной России» сделано много, но недостаточно. Самое главное, на мой взгляд, в том, что изменилось отношение к внедрению информационных технологий. Появилось понимание, причем на уровне среднего чиновничества, что информационные технологии повышают эффективность, в том числе госуправления. И если раньше то и дело спрашивали, «А зачем нам это?», то теперь – «Почему у нас этого нет? Почему так медленно? Почему так мало?».

Благодаря ФЦП во многих регионах создана телекоммуникационная инфраструктура, без которой невозможно эффективное госуправление. Развиваются наложенные сети органов государственной власти, к телекоммуникационным сетям подключаются бюджетные организации. Например, в текущем году завершится процесс подключения законодательных собраний всех регионов к единой информационной сети. Причем реализуют этот проект, в том числе, компании «Связьинвеста».

Когда же в любой точке страны можно будет воспользоваться услугами телемедицины, что предусмотрено положениями ФЦП?

Проблема повсеместного внедрения услуг телемедицины обусловлена финансированием здравоохранения на республиканских, областных, муниципальных, районных уровнях, необходимостью создания цивилизованных страховых программ. Когда в каждой районной или городской больнице будут стоять компьютеры, а Фонд обязательного медицинского страхования начнет оплачивать консультацию, скажем, предоставленную профессором из Института пульмонологии Российской Академии медицинских наук Ивану Ивановичу, находящемуся в поселковой поликлинике, тогда можно будет говорить о распространении телемедицины по всей стране.

Когда будет реализована на практике идея универсальной услуги? Когда состоятся конкурсы среди операторов?

Соответствующие документы на внедрение универсальной услуги находятся на подписании в Правивано на осень, а решения будут приниматься в открытом режиме. Объявления о всех конкурсах, их условия будут публиковаться в журнале «Конкурсные торги». Участвовать смогут все желающие. И хотя сегодня ведутся разговоры, что все конкурсы выиграет «Связьинвест», никакой конкуренции не ожидается, скорее всего, это будет не совсем так. Потому что, как ни странно, более 70% нетелефонизированных населенных пунктов попадают в зону охвата мобильных операторов...

Сложно предположить, что МТС или «ВымпелКом» будут биться за Чукотку…

А вопрос только в том, сколько заплатят? Наша задача – выровнять инвестиционную привлекательность регионов и объектов телефонизации. И если сотовому оператору заплатят и за телефон, и за таксофон по рыночным ценам, то какие основания будут у него для того, чтобы не установить аппарат даже на Чукотке? Критерий один: экономически выгодно – значит привлекательно. Кроме того, надеемся, что многие ведомственные компании – нефтяники, газовики, энергетики, железнодорожники, имеющие телекоммуникационные сети, – будут предоставлять универсальную услугу как сопутствующую. Так что компаниям «Связьинвеста» еще придется побороться за то, чтобы не потерять свои традиционные рынки.

Этот номер журнала выйдет в канун Дня Победы. Что бы Вы хотели пожелать читателям?

Хочется всех поздравить с праздником Победы. Передать наилучшие пожелания ветеранам отрасли и ветеранам Великой Отечественной войны, работающим на предприятиях и в организациях связи. Всего вам самого хорошего. Крепкого здоровья, долгих лет!

Главная страница / Архитектура отрасли