Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Потенциал СЗТ, бизнес план СЗТ, Северо-Западный Телеком, бюджет СЗТ

Совет директоров ОАО «Северо-Западный Телеком» утвердил бизнес-план компании на 2005 год. Чем бюджет на этот год отличается от прошлогоднего?

Прежде всего стоит отметить, что бюджет компании на текущий год был разработан еще в четвертом квартале 2004-го. Его утверждение Советом директоров уже в январе позволило компании практически с первых дней года заключать договоры, открывать финансирование инвестиционных проектов в соответствии с бизнес-планом. Более того, уже сейчас с определения инвестиционных приоритетов началась подготовка бюджета следующего года.

Бюджет на 2005-й сформирован с учетом присоединения к МРК двух новых филиалов – «Ленсвязь» и «Связь Республики Коми», которые до четвертого квартала прошлого года были отдельными юридическими лицами со своими бюджетами.

Но, пожалуй, важнейшая отличительная черта бюджета-2005 в том, что впервые с начала операционной деятельности МРК запланированы опережающие темпы роста доходов над операционными расходами. Темп роста затрат на 2005 год запланирован в 110% к 2004-му при росте доходов 113%. А ожидаемые затраты компании впервые предусматривают суммы на возможные приобретения профильных активов и увеличение доли СЗТ в уже имеющихся стратегически важных для нас предприятиях.

В целом же параметры бюджета-2005 соответствуют утвержденному Советом директоров среднесрочному прогнозу экономического развития на 2005 – 2007 годы.

Каковы основные параметры бюджета-2005, чем они обоснованы?

Ожидается, что выручка компании в текущем году составит 20,1 млрд руб. Прогноз роста доходов относительно итога 2004 года умеренный – 113%. Это ниже, чем прошлом году (120% относительно итога 2003-го). Но надо учитывать, что данный показатель планировался без учета грядущей либерализации рынка дальней связи. Структура доходов постепенно меняется: увеличивается удельный вес доходов от услуг ГТС, СТС, Интернет и прочих новых услуг, уменьшается удельный вес доходов от услуг международной, междугородной, документальной связи, поскольку возрастает доля рынка альтернативных операторов. Во многом это обусловлено объективностью рыночной среды.

В текущем году конкуренция существенно обострилась: уровень проникновения сотовых операторов в Санкт-Петербурге один из самых высоких в стране. Северо-западный регион характеризуется высоким уровнем телефонизации: если телефонная плотность в Европе составляет в среднем примерно 40 телефонных аппаратов на 100 человек, в России в целом – 26,6, то по Северо-западному федеральному округу она достигает 31.

Нельзя не отметить, что СЗТ обладает рядом преимуществ по сравнению с конкурентами, в том числе привлекательным уровнем тарифов на услуги, широкой сетью географического покрытия, в Санкт-Петербурге сеть компании обеспечивает полное покрытие. Другим немаловажным фактором формирования финансовой политики компании стали существенные изменения по статье «Прочие доходы и расходы». В 2004-м были совершены сделки по проедена реструктуризация задолженности Внешэкономбанку. Общий финансовый положительный результат составил

328 млн руб. В 2005 году, к сожалению, таких сделок не ожидается и, кроме того, значительно возрастут расходы по обслуживанию заемных средств. Рост маржи прибыли от продаж не позволяет обеспечить радикальный рост чистой прибыли, запланированной в размере 1,5 млрд руб. (106% к уровню 2004 года). В таких условиях используем все возможные инструменты для поддержания эффективности бизнеса. Рентабельность продаж возрастет с 17,4 до 19,6%.

Ключевым показателем для компании считаем EBITDA, позволяющий делать выводы о росте или снижении эффективности текущей деятельности, а также об уровне получаемых предприятием денежных средств.

В 2005-м EBITDA в процентах от выручки увеличится на 1,4 пункта до 24,1%. Поддержание устойчивого роста рентабельности операций по этому показателю не менее одного процентного пункта в год – одна из стратегических задач финансовой политики «Северо-Западного Телекома».

В чем именно выразится радикальное снижение издержек, о котором заявила компания по рекомендации совета директоров?

Под радикальным снижением издержек не стоит понимать, что общая сумма расходов будет существенно и единоразово снижена. Это возможно лишь после проведения ряда организационных и технологических мероприятий, что, безусловно, требует времени. Менеджмент компании прорабатывает соответствующий план в двух направлениях: мероприятия, способствующие сокращению издержек в средне-срочном периоде (структурная реорганизация, оптимизация сетей), и мероприятия, которые позволят уже во втором – четвертом кварталах этого года снизить расходы относительно первоначально утвержденного бюджета.

По первому направлению определяются возможности существенного сокращения численности персонала. Что касается второго

направления, то функциональные центры ответственности анализируют возможности

сокращения расходов за счет работы с контрагентами по пересмотру условий проектов договоров (например, снижение ставки вознаграждения по договорам страхования, банковским кредитам). Повторно пересматриваются проекты капитальных ремонтов, анализируются запланированные расходы на персонал (подготовку кадров, командировочные расходы).

Даже предварительную оценку пока делать рано, но как минимум необходимо обеспечить рост чистой прибыли на 113% (на уровне роста выручки). Следовательно, предстоит снизить расходы на 130 млн руб.

Как изменится объем капвложений в этом году? Пересматривались ли инвестиционные планы компании?

Нет, инвестиционная программа корректироваться не будет: ее объем на 2005-й составит 5 млрд руб., что на 4% больше объема фактических инвестиций в 2004-м. Это предельная сумма, которую мы можем направить на развитие без снижения финансовой устойчивости компании.

Основные инвестиции пойдут на реализацию программы модернизации и цифровизации сети, сокращение очереди на уи в регионах. Планируется увеличить номерную емкость на 370 тыс. номеров, из них 149 тыс. – это вновь вводимая емкость, а 221 тыс. номеров предназначены для замены устаревшего оборудования, что позволит увеличить цифровизацию сети с 48,4 до 53,0%.

На начало года очередь на телефон по Северо-западному федеральному округу составила 220 тыс. человек, среди них 1,2 тыс. – инвалиды и участники войны. Программа развития на текущий год предусматривает телефонизацию жилья именно этой категории очередников. Инвалидам и участникам войны планируем установить телефоны до майских праздников. Это будет наш подарок, а точнее благодарность победителям в той страшной войне.

На развитие новых высокорентабельных услуг будет направлено 300 млн руб. Кроме того, инвестиционная программа учитывает участие компании в ряде программ в сфере информационных технологий, реализуемых в холдинге «Связьинвест», а также потенциальные сделки слияний-поглощений.

Каковы источники финансирования развития компании?

Это и собственные и привлеченные средства. В этом году будет израсходовано

2,9 млрд руб. собственных средств компании и 2,1 млрд руб. – заемных. При этом доля собственных средств возрастет до 57%. Компания стремится привлекать инвестиции, позволяющие минимизировать процентные расходы на обслуживание долга.

Для финансирования инвестиционной программы-2005 был размещен 6-летний облигационный заем объемом 3 млрд рублей

(2 млрд пойдет на инвестиционную программу и 1 млрд – на рефинансирование краткосрочной задолженности компании). Должен отметить ажиотажный спрос на облигации, который в два раза превысил предложение. Бумаги были раскуплены под доходность 9,58% годовых. Рассчитываем, что интерес, проявленный инвесторами в ходе первичного размещения бумаг, обеспечит и активные вторичные торги.

Расскажите подробнее о планах компании относительно дочернего и зависимого бизнеса?

Мы намерены увеличить доли в компаниях, которые приносят доходы, и отказаться от убыточных и непрофильных активов.

В начале года СЗТ стал собственником двух интернет-провайдеров, контролирующих около 60% данного рынка в Великом Новгороде. Приобретение крупных игроков интернет-рынка в регионе лицензионного покрытия компании соответствует нашей стратегии, предусматривающей усиление позиций в регионах, в том числе за счет расширения спектра новых услуг и увеличения доходов в конкурентном сегменте рынка. Это первая, но, я уверен, не последняя в истории СЗТ сделка M&A.

В то же время в конце прошлого года было принято решение продать акции ЗАО «Нева Кабель», обусловленное тем, что «Северо-Западный Телеком» в связи с масштабными

инвестиционными задачами в области телекоммуникаций не готов участвовать в увеличении капитала этого предприятия. Бизнес-планом развития ЗАО «Нева Кабель» предусматривались дополнительные инвестиции акционеров в размере 2,5 млн евро. СЗТ намерен также продать пейджинговый бизнес региональных филиалов и вывесвитию новых услуг?

Основной потенциал повышения темпов роста доходов компании состоит в интенсивном развитии так называемых новых услуг. На первый взгляд, доля доходов от этого вида услуг в общей выручке компании в этом году вырастет незначительно – с 4 до 5%. Но, учитывая капиталоемкость и сроки отдачи от инвестиций в развитие подобного рода услуг, рост объема доходов в 1,3 раза и абсолютная величина объема ожидаемых доходов в размере 900 млн руб. выглядят внушительно.

Что касается развития услуг передачи данных, то мы делаем ставку на услуги коммутируемого и широкополосного доступа в Интернет (xDSL), спрос на которые постоянно растет. В эти проекты за год будет инвестировано порядка 130 млн руб.

Большое внимание уделяем продвижению услуги «Интернет в кредит». Здесь у СЗТ конкурентов нет, и вряд ли в ближайшее время они появятся.

Особо следует сказать об уникальном проекте мультисервисной сети. В прошлом году был построен магистральный уровень этой сети с организацией узлов присутствия в каждом филиале. Проектом на текущий год предусмотрено строительство мультисервисных сетей доступа в филиалах СЗТ, что позволит занять солидную долю рынка современных услуг связи.

Что изменилось за последнее время в

работе с корпоративными клиентами?

Традиционно компания ориентировалась на предоставление услуг населению. И сегодня СЗТ – лидер на рынке телефонии СЗФО по числу абонентов. Теперь наша основная задача в этом сегменте – удержать клиента, расширяя спектр услуг, повышая качество связи и уровень сервиса. При этом главная цель – увеличение дохода на одного абонента.

Долгое время компания недооценивала потенциал корпоративного сегмента рынка, но сейчас мы меняем тактику. Используя имеющиеся ресурсы для завоевания ведущего положения на рынке услуг связи для делового сектора, планируем увеличить объем дохода от корпоративного обслуживания на 20%. Наша маркетинговая стратегия в этом сегменте направлена, в частности, на расширение спектра услуг высокого качества на основе новейших технологий, совершенствование сервисного обслуживания и создание для каждого отдельного корпоративного клиента эксклюзивных, максимально выгодных условий.

В прошлом году мы определили костяк клиентской базы, насчитывающей около 1200 юридических лиц, который приносит около 5% всех доходов Общества. И за каждым таким корпоративным VIP-клиентом закрепляются персональные менеджеры, что значительно оптимизирует взаимодействие на уровне «заказчик – компания».

Каким образом компания планирует увеличивать число корпоративных клиентов?

Ключевым решением стало для нас формирование в структуре коммерческой службы специальной группы, осуществляющей

только продажи продуктов, то есть sales-

менеджеров. Основная задача продавцов –

активные продажи услуг новым потребителям. При этом перед sales-менеджерами поставлена задача добиться того, чтобы СЗТ стал для каждого конкретного клиеное разделение на продавцов и специалистов, обеспечивающих обслуживание уже имеющихся клиентов, позволило компании

в хорошем смысле формализовать работу, когда каждый занимается делом, которое у него получается лучше всего.

Руководство холдинга отмечает СЗТ как наиболее открытую компанию. Каких принципов вы придерживаетесь в этом направлении?

Какие шаги предпринимаете с целью совершенствования корпоративного управления?

Действительно в последнее время СЗТ добился значительного прогресса в области информационной открытости и прозрачности, подтверждением чего служат оценки рейтинговых агентств. Наши принципы отвечают условиям, которые предъявляют к компании внешняя среда и логика развития бизнеса. Информационная открытость – это тот же актив компании, только нематериальный, и его стоимость необходимо повышать. При этом главная цель состоит в том, чтобы все заинтересованные лица могли оперативно получить интересующую их информацию о компании.

Один из важнейших принципов нашей информационной политики состоит в том, что основным носителем информации о компании являются ее сотрудники. Не случайно много времени уделяем развитию внутрикорпоративного PR, формированию корпоративных традиций, внедрению оригинальных способов стимулирования и мотивации.

Что касается корпоративного управления, то в СЗТ развит институт независимых директоров, которые играют значительную роль в процессе принятии важных для компании решений. При этом у независимых директоров есть своя позиция по всем вопросам, иногда не совпадающая с позицией других членов Совета директоров. В результате споров и компромиссов сторон рождаются взвешенные оптимальные решения.

Главная страница / Архитектура отрасли