Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

3G: камо грядеши?

Развитие UMTS уже имеет свои результаты, о его целесообразности можно судить по итогам работы многих операторов в разных странах. В отличие от европейских операторов, купивших дорогостоящие лицензии UMTS и поставленных перед необходимостью развивать свои сети именно таким путем, российский рынок оказался перед неожиданным выбором.

Перспективы развития WiMAX, как в мире, так и в России, пока остаются весьма спорными и трудно прогнозируемыми. Сравнительные характеристики UMTS и WiMAX, достоинства и недостатки их внедрения и поддержки – с точки зрения капитальных и операционных затрат, технических преимуществ, другие аспекты подробно обсуждаются во многих информационных источниках, однако степень достоверности этих оценок неудовлетворительна. Цена вопроса – сотни миллионов долларов.

WiMAX декларируется для операторов как новый стратегический шаг в развитии мобильных сетей, своевременность которого позволит намного опередить конкурентов мобильного бизнеса. Однако шесть-семь лет назад то же самое говорили и о UMTS.

Российские сети мобильной связи оказались (пока) в выигрышной ситуации относительно европейских операторов GSM: им не потребовалось вкладывать серьезные средства в покупку лицензий UMTS; значительная задержка с внедрением UMTS в России позволяет использовать европейский опыт бизнеса 3G. Кроме того, в России определенный опыт в развитии бизнеса мобильной связи на базе предоставления неголосовых сервисов позволяет получить контентные услуги и услуги на базе технологий GPRS и EDGE. А каковы же результаты деятельности на сегодня тех компаний, которые все-таки шагнули в 3G?

По данным пресс-релиза Форума UMTS, в январе 2006 г. насчитывалось 50 млн абонентов 3G/WCDMA по всему миру, из них 51% – европейцы. В мире около 72 млн пользователей услуг 3G на базе технологий UMTS/WCDMA, CDMA2000 1x и EV-DO. Однако доля абонентов 3G в общей массе пользователей мобильной связи в мире (2 млрд абонентов) пока невелика – около 3,6%.

Сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на рынке UMTS можно рассмотреть на примере одного из крупнейших операторов – Vodafone. Он имеет существенную часть рынка мобильной связи в мире, однако изначально не специализировался на предоставлении только услуг UMTS, а осуществлял внедрение UMTS наряду с эксплуатацией сетей второго поколения, что делает его опыт особенно интересным для нас.

Первая лицензия была получена Vodafone для предоставления услуг 3G в Японии в конце 2002 г. Затем, в середине 2003 г. – лицензия в Ирландии. Большинство лицензий на работу в остальных странах мира были получены в начале 2004 г. Официальное открытие сетей UMTS от Vodafone было анонсировано в конце 2004 г. в 12 странах мира. В настоящее время Vodafone обслуживает 186,8 млн пользователей.

Рассмотрим результаты деятельности Vodafone на примере основных его рынков в таких странах, как Италия, Испания, Великобритания, Германия. Количество терминалов 3G в указанных странах по состоянию на июнь 2006 г. составляет 9,05 млн при общем объеме абонентской базы 78,14 млн пользователей (табл. 1).

Отметим следующие факты.

1) рынок сотовой связи Европы находятся в состоянии насыщения – прирост абонентской базы за I квартал 2006 г. (апрель, май, июнь) незначителен;

2) количество мобильных терминалов пользователей с поддержкой 3G постоянно увеличивается;

3) проникновение терминалов с поддержкой 3G по странам присутствия Vodafone на рынке в настоящее время остается незначительным – не более 5%;

4) в Европе проникновение терминалов 3G составляет 7 – 15% в зависимости от рынка.

1) во всех представленных странах ARPU имеет тенденцию к уменьшению по сравнению с аналогичными результатами предыдущего периода;

2) уровень среднего ARPU в странах Европы значительно превышает ARPU в России.

1) доля доходов от messaging в странах Европы до сих пор составляет в среднем около 3/4 от общего дохода от VAS и только 1/4 доходов от VAS приходится на передачу данных. (Исключение составляет Испания, где рынок еще растет, доля дохода от VAS ниже, чем в других рассматриваемых странах, но доля доходов от Data превышает 40% в структуре дохода от VAS.);

2) доля доходов от VAS в Европе составляет 15 – 20%, доля передачи данных – 4 – 7% общего дохода компании;

3) в Европе наблюдается увеличение доли доходов от предоставления услуг на базе передачи данных и в целом от неголосовых услуг. Однако увеличение доли дохода от VAS по сравнению с прошлым годом составляет не более 3%;

4) доля доходов от неголосовых услуг в представленных странах выше, чем на российском рынке.

1) на всех рынках наблюдается высокая конкуренция, ведутся ценовые войны;

2) рост потребления голосовых услуг продолжается (что связано с высокой конкуренцией и снижением тарифов), при этом во всех странах наблюдается уменьшение доли доходов от голосовых услуг в общей структуре дохода.

Таким образом, проблемы, с которыми сталкивается Vodafone при наличии сети UMTS, во многом схожи с проблемами, имеющими место сегодня на российском рынке в отсутствии UMTS. Несмотря на накопленный опыт развития и постоянное увеличение количества терминалов 3G в сети, UMTS в Vodafone не привел пока к существенному росту доходов от новых услуг: до сих пор значительную долю доходов операторы получают от голосовых услуг и услуг SMS; продолжаются падение ARPU, увеличение оттока абонентов и снижение активности абонентской базы.

Общие результаты эффективности внедрения 3G на сети Vodafone остаются пока весьма скромными. Так что внедрение технологии 3G, видимо, не является для оператора панацеей.

Главная страница / Архитектура отрасли